- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях
Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Руденко О.П. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагога в конфликтных ситуациях
Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанников.
Задачи:
-
предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
-
обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
-
помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
-
способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
-
развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Добрый день. Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге.
I. Упражнение « Ассоциации».
- Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никого.
- Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
Конфликт - это ситуация возникающая между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, способах поведения.
Л.С. Выготский
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты - это особая группа конфликтов. Выделяют 2 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия воспитанников с педагогов, другую воспитанников между собой. Именно такие педагогические конфликты мы будем рассматривать сегодня .
Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются "техникой личной психологической безопасности" в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.Исследователи подчеркивают, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт.
Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта:
1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.
В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.
2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)
Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.
3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).
Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
III.Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта - цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта - речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта - деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
1. нарастание
2. реализация
3. затухание
Рассмотрим пример: В группе есть воспитанник, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно (по внешнему виду), делает все как - будто на зло. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ воспитанник ведет себя еще хуже - он бунтует и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Если сделать замечание, ориентируясь только на поведение и внешний вид воспитанника. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? Часто так и бывает, что она то и не учтена. Конфликтные отношения с воспитанником изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это может быть и стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».
Что является объектом конфликта в данной ситуации?
Воспитанник и воспитатель имеют разные объекты: для воспитателя объект - дисциплина в группе, для воспитанника - стремление к самоутверждению. Сфера конфликта - деловая ситуация.
Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, воспитатель поручает воспитаннику дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты - грубый и невоспитанный! Лентяй! Не можешь заставить себя бросить курить! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на занятие!
Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?
Мы перешли из деловой ситуации в личностную.
Как можно было бы сказать воспитателю?
Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с выполнением трудовых заданий. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?
Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.
Конфликт разгорелся - стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
Работа в группах: участники делятся на 3 группы.
Каждая группа получает задание: разыграть конфликтную ситуацию из жизни детсвкого сада, определить причины ее возникновения и способы выхода из нее.
Варианты ситуаций:
1. Во время прогулки воспитатель подозвала к себе воспитанницу Машу по фамилии. На что девочка сильно обиделась, расплакалась, замкнулась.
2. Воспитатель отправляет на трудовой объект воспитанника, а он отказывается идти.
3. Воспитанник ходит по группе и орет. Воспитатель делает замечания: «Не ори!». Ребенок еще раз заорал. Так ситуация продолжалась несколько раз. Воспитатель решил применить наказания, поставил его в угол.
4. На полдник после сон-часа детям раздавали пирог. Мальчик Леша сказал:
- Еще хочу! - сказал мальчик Леша.
- Всем было по кусочку больше нет! - ответил воспитатель.
Тут Леша увидел на столе остатки пирога для других детей и потребовал еще кусок.
- Нет нельзя! Это для других детей! - сказала воспитатель.
Леша стал все кидать, швырять, материться.
- Ты совсем обнаглел! Быстро в группу! - отреагировала воспитатель.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
- Что общего во всех сценках?
- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
- Каково вам было в роли конфликтующих?
- Какими могут быть последствия данных конфликтов?
- Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Причины конфликтных ситуаций.
Часто причиной конфликтов между воспитателями и нашими воспитанниками выступает так называемая «модальность обращения к воспитаннику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Наши дети могут чувствовать, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Типичная фраза
Можно (необходимо) сказать
Ты должен хорошо себя вести!
Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести!
Ты должен подумать о будущем!
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?
Ты должен слушаться воспитателей!
Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.
Работа в группах.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
- Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
- Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!
- Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!
- В детском саду тебя кормят, заботятся! Ты должен быть благодарным!
Обсуждение.
Упражнение « Гляделки»
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один - давит на ладони, другой - сопротивляется. Затем поменяться местами.
- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
-
Способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
-
Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
3. Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы "уничтожаете добротой", с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
4. Избегание. Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо - "вовремя уйти", вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
5. Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Обсуждение: А как вы считаете, какой стиль поведения в конфликте с дошкольниками наиболее приемлем.
Упражнение «Воспитатели и воспитанники»
Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.
Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « воспитатели» и «воспитанники». Каждая группа получает задание:
«Воспитатели» - предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать.
«Воспитанники» - предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать.
Обсуждение, «воспитатели» и «воспитанники» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.
Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).
Упражнение «Посредничество воспитателя в конфликте».
Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.
Работа в группах.
Задание: предложите пути решения конфликта
В одной из групп вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день воспитанники ссорились до драки. Проблема обсуждалась с воспитанниками в группе, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.
- Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).
- Как воспитатель мог бы разрешить конфликт?
Обсуждение.
Вывод: воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.
- Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он - лицо нейтральное).
Методика посредничества по улаживанию конфликта между воспитанниками.
Методика состоит из 4-х шагов:
1) « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
2) « Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор)
3) «Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
4) «Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)
Упражнение «Педагогическое манипулирование».
Цель: показать манипулятивный стиль общения воспитанника и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанником.
Работа в группах: участники делятся на две группы.
Задание: 1 группа - найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа - найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из опыта работы.
Обсуждение выполненного задания.
Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование - это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.
Педагогическое манипулирование - это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия - воспитатель, а объект воздействия - воспитанник. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».
Упражнение - релаксация "Пуховый платок". Все встают в круг и под приятную музыку создают впереди стоящему ощущение пухового платка (через поглаживания прикосновения и др.)
XIII.Рефлексия.