- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект В гостях у Домового
Конспект В гостях у Домового
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Левина Н.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия
« У Домового в гостях»
Подготовительная к школе группа
Автор: Левина Наталья Александровна,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска
Цель:
-
Становление положительного отношения к труду русских людей.
-
Формировать первоначальные представления об орудиях труда (топор, пила, коса, прялка, веретено) и трудовых действий с ними.
-
Обучать способам практического применения знаний в коммуникативной деятельности.
-
Приучать детей к самостоятельности суждений. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.
Интеграция видов деятельности детей:
-
Познавательно-исследовательская.
-
Коммуникативная.
-
Трудовая.
Дополнительные мероприятия:
-
Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных ремесел. Экскурсия в музей «Русская изба».
-
Рассматривание экспонатов мини-музея: полотенце, рубаха передник, варежки, носки.
-
Аппликации: «Украсим полотенце узором», «Украсим варежки»;
-
Прослушивание русских народных песен: «Прялица», «Посеяли девки лен»;
-
Народные игры «Кто с нами?», «Шагаем, шагаем».
-
Дидактическая игра «Труд русских людей».
Средства организации образовательной деятельности:
-
Игрушка Домовенок, игрушечное орудие труда коса.
-
Дидактическая игра «Труд русских людей».
-
Иллюстрации с изображением орудий труда: (коса, топор, пила), трудовых действий по получению шерстяных вещей (стрижка овец, прядение, вязание), рукавички, связанные из шерсти.
Взаимодействие с родителями:
-
Разучивание стихотворений И. Токмаковой «Рыжий щенок».
-
Чтение сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька», просмотр одноименного мультфильма.
Содержание
Входит сказительница Матрена:
- Здравствуйте детки! Я сказительница Матрена, садитесь как кому удобно. Расскажу вам сегодня про Домового.
Был, по мнению наших предков, у дома хозяин - дедушка, Доможил, Карнаухий, Домоведушко, Больший... Как только его не звали, опасаясь, но привечали, надеясь на помощь, расположение, защиту.
При переезде в новый дом совершали определенный ритуал, уговаривая домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили различные беды. Бабушка одной моей знакомой девочки рассказывала, что в таких случаях брали лапоть, привязывали к нему веревочку, в лапоть ставили небольшой горшок с угольями из печки и говорили так: «Дедушко-хозяин, вот тебе сани - поедем с нами!», или «Дедушко - соседушко, пусти переночевать».
У домового был свой праздник, когда особо его кормили и поили, ублажали да развлекали. Восемь раз хозяйка должна была переодеться, так как считалось, что именно столько раз вылезает из норки домовой и всякий раз он должен видеть хозяйку «в новой перемене». А еще должен быть накормлен до отвала - «больно охоч до каши доброй домовой. И с молочной пенкой пшенную кашу любит он, и на меду утворенную ячменную. И овсяную кашу с маслом коровьим.
- Вспомните, чем занимались домовые, за что они «отвечали», с какими другими силами и духами были связаны. Подчиненной домовому силой, его подружкой была Кикимора.
Подвижная игра «Внуки и дедушка»
Все дети - «внуки», один - «дедушка». Дедушка сидит дома, внуки уходят в свой дом и договариваются, что они будут делать, когда придут к дедушке. Затем бегут к дедушке в гости.
Дедушка спрашивает: «Где бывали, что видали?» - «Дома» (па улице, в саду, в зависимости от задуманного действия). - «Что вы там делали?» Все дети показывают, что они делали. Дедушка должен угадать и назвать действие словом. Назвав, он бросается ловить убегающих детей.
Матрена:
Ребята, нас сегодня в гости пригласил Домовенок, он живет в русской избе. Давайте отправимся к нему, а то он уже заждался.
Дети и воспитатель входят в музей «Русская изба», здороваются с Домовенком.
Дети (кланяются). Добрый день!
Домовой: Здравствуйте, ребята! (У него на плече коса.)
Матрена: Дедушка - соседушко, а куда это ты собрался?
Домовой: Да вот беда, дрова закончились, а бабы с дедом дома нет. Я иду в лес, накошу там дров, печь натоплю.
Матрена: А разве косой деревья косят?
Домовой: Я видел, что дед летом траву косил, много сразу травы падает. Я тоже как махну корой, так сразу много деревьев упадет.
Матрена: Ребята, а разве можно косой деревья косить? Для чего нужна коса? (Примерные ответы детей: траву косить.) А для чего нужна трава? (Животных кормить.)
Домовой: А чем же тогда деревья косить?
Матрена: Ребята, что делают для того, чтобы быстро заготовить дрова? (Лес пилят, бревна рубят.)
Домовой: А чем пилят и рубят деревья? (Пилят пилой, рубят топором.)
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением пилы и топора.
Домовой: Я вспомнил, что у деда во дворе есть пила и топор.
Матрена: Ребята, поможем Кузе заготовить дрова! А кто в лесу дрова рубит и пилит - мужчины или женщины? (Мужчины, они сильные.)
Мальчики у нас тоже будущие мужчины, они сильные и будут выполнять более тяжелую работу - помогут заготовить дрова.
Проводится физминутка для мальчиков. Мальчики встают в круг, воспитатель держит в руках игрушку - Домовенка
Шагаем, шагаем, шагаем целый день, (Идут по кругу.)
А ручки и ножки, устали ли они?
И снова на работу готовы ли идти? (Поворот вокруг себя.)
Готовы! (Поднимают правую руку вверх.)
Пилили, пилили, пилили целый день, (Имитируют в парах.)
А ручки и ножки, устали ли они? (Показ рук.)
И снова на работу готовы ли идти? (Поворот вокруг себя.)
Готовы! (Поднимают правую руку вверх.)
Кололи, кололи, кололи целый день, (Имитация колки дров.)
А ручки и ножки, устали ли они? (Показ рук.)
И снова на работу готовы ли идти? (Поворот вокруг себя.) Готовы!
Матрена: Молодцы! Мальчики, потрудились хорошо, а теперь можно и отдохнуть.
Домовой: Спасибо, ребята, у нас в избе всю зиму тепло будет! Будем печку топить дровами, которые вы помогли мне заготовить, а печка будет избу греть. Не замерзну зимой!
А чтобы я и на улице зимой не замерз, бабушка связала новые рукавички, а рыжий щенок утащил рукавичку.
Чтобы забыл он дурную привычку,
Тут же решил за щенком я бежать
И рукавичку свою отобрать.
Быстро бежал я, как только мог, Но удирает мой рыжий щенок. А рукавичку держит в зубах, Чтоб не пропала она впопыхах. Долго мы бегали, даже устали. И рукавичку на части порвали. Ох, и рассердится бабка моя. Но рукавичку щенок рвал, не я.
Домовой: Ребята, что мне делать, как мне быть, как рукавичку починить? (Ответы детей.)
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением овец.
Матрена: Дети, а кто обычно вяжет шерстяные вещи? (Мамы, бабушки, старшие сестры.)
- Верно, это женский труд, он требует аккуратности, терпения, заботы. Сейчас люди покупают одежду в магазине, а раньше делали ее сами. Чтобы получить шерстяные вещи, нужно было состричь шерсть с животного, спрясть ее, связать
Наши девочки, тоже будущие мамы, и они будут заботиться о своей семье, детях и о Кузе позаботятся.
Проводится физминутка для девочек. Девочки встают в круг. Выбирается ведущий (воспитатель), который показывает движения, а дети их повторяют, поют:
Матрена: Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?
Дети: Мы с вами, мы с вами кудельку прясть.
Матрена: Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?
Дети: Мы с вами, мы с вами клубочки мотать.
Матрена: Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?
Дети. Мы с вами, мы с вами рукавички вязать.
Матрена: Славно потрудились, рукавички получились.
Дарит домовому новые рукавички.
Домовой: Вот спасибо вам, девицы, за новые рукавицы.
Матрена: Для того чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумал много инструментов: лес пилили пилой, бревна рубили топором, траву косили косой, пряли при помощи прялки и веретена.
Чтобы ты, Соседушко, про это не забыл, мы дарим тебе вот такую игру, она называется «Труд русских людей», а ребята тебя научат в нее играть.
Дети с воспитателем и Домовым играют в дидактическую игру, дарят ее, прощаются.
Ритуал прощания «До свидания»
Дети становятся в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. Ведущий говорит: «Закрыв глаза на вдохе, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук партнёра, попрощайтесь с ним руками. До свидания!»