- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для родителей на тему Поощрять или наказывать?
Консультация для родителей на тему Поощрять или наказывать?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сарангова Т.И. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация для родителей на тему
«Поощрять или наказывать?»
Мечта каждого родителя - это безотказные методы воспитания. Но увы, нам каждый день приходится заново приспосабливаться к ситуациям в семье с нашими детьми, ведь дети растут и изменяются.
Знакомясь с идеями педагога Марии Монтессори, психолога Изабель Фьёза, психоаналитика Француазы Дольто, детского психиатра Дональда Вудса Винникота, педагога и профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер можно утверждать, что система поощрения и наказания занимает важное место в процессе воспитания наших детей.
Можно ли наказывать ребенка? И если можно, то как? Прежде всего, нужно вспомнить свои переживания: что наказывать ребенка всегда неприятно, портятся мирные отношения, вызываемый наказанием огонь испепеляет мир в семье. Мы видим недовольство, обиду и гнев ребенка. Чувствуем свое бессилие, слышим совесть, ощущаем на уровне тела негатив и собственную агрессию. А если мы будем следить за своими обращениями к детям, то заметим, что 80% в нашей речи - это запреты и указания.
Что же делать и как правильно поступить? Не выдерживая роль недруга вообще не доставлять ребенку неприятности и не огорчать его? Или же вообще не церемониться и наказывать ребенка иногда даже просто ради профилактики «что бы знал!»?
Родителям, прежде всего нужно помнить, что наказание - это прежде всего сигнал ребенку о его нарушении установленных правил, норм, заведенного порядка, а не причинение умышленной и запланированной обиды или боли. Наказанием мы не изменяем поведение, потому что поведение - это не набор рефлексов и не их выработка. Наказание, несущее в себе только оттенок подавления и авторитаризма лишь иногда оправдывает себя, и то только в краткосрочной перспективе. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой».
Выбирая наказание или поощрение необходимо задавать такие рамки, чтобы ребенок был самим собой и чтобы усвоить самодисциплину ребенку больше нужно свободы, чем запретов. Но! Правильной свободы! И правильного выбора в созданной авторитетным родителем домашней и социальной среды (иначе у ребенка сложится впечатление вседозволенности).
В этом могут помочь следующие советы и рекомендации в этом нелегком родительском вопросе воспитания.
1. Совершенно недопустимы физические наказания. Они унижают и ожесточают ребенка. Физические наказания ничего не воспитывают и не прививают, а только разрушают взаимоотношения, отдаляют ребенка, делают его агрессивным, замкнутым и тормозят развитие.
2. Нельзя делать наказание чрезмерным. Наказание - это подчеркивание смысла слов взрослого. Наказание - это сигнал о важности того или иного правила. Поэтому классические «cтояние в углу», «сидение в кресле» или «уменьшение времени игры на Ipad» вполне подходят.
3. Нельзя наказывать унижением, грубым тоном, обзыванием, недоброжелательной критикой и сравнениями.
4. Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно сразу следовать за нарушением правила, грубым поведением. При этом возраст ребенка не имеет значение: чем раньше ребенок встретиться с безусловностью ваших конструктивных правил, тем лучше.
5. Важно при наказании объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл вашего недовольства и что конкретно вы от него ждете.
6. Наказание назначать необходимо в спокойном тоне.
7. Вся семья должна придерживаться общих к ребенку требований и приятых семейных правил. Так ребенок сможет легче научиться и принимать семейные системы требований и саморегулировать свои эмоции и поведение.
В завершении хочу пожелать нам родителям быть авторитетными родителями для своих детей - а авторитет достигается правильным образом жизни, умением грамотно и бесконфликтно общаться и заботой о развитии собственной личности.