Анализ работы над темой по самообразованию Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы над темой по самообразованию «Здоровьесберегающие технологии

в работе музыкального руководителя ДОУ»

за 2012 -2015 учебный год

Цель:

Повысить профессиональную компетенцию по выбранному направлению.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Систематизировать собранный материал по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ»;

3. Внедрить в работу музыкального руководителя ДОУ здоровьесберегающие технологии.

На протяжении 3х лет велась работа по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ». С родителями, педагогами и детьми проведены следующие мероприятия:

  1. Мастер - классы в рамках ГМО музыкальных руководителей г. Ишима и областных курсов повышения квалификации, проводимых ТОГИРРО для воспитателей «Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова»;

  2. Родительские собрания во всех возрастных группах «Роль дыхательной дыхательной гимнастики А. Стрельниковой в оздоровлении дошкольника»;

  3. Создана картотека игрового массажа для детей М.Картушиной;

  4. Систематизирован материал для детей «Валеологические песни - распевки»;

  5. Проведены консультации для родителей «Динамические разминки в ДОУ», «Музыкотерапия в условиях детского сада», «Влияние игрового массажа на психо - эмоциональное развитие дошкольника»;

  6. Опыт работы музыкального руководителя по здоровьесбережению представлен в СМИ на Всероссийском уровне;

  7. Сделан отчёт о проделанной работе в виде презентации.

Здоровьесберегающие задачи реализовывались через музыкально - игровую деятельность как в непосредственной образовательной деятельности области «Музыка» (в образовательных ситуациях, досугах, развлечениях, праздниках), так и в свободной, самостоятельной творческой деятельности в условиях предметно - развивающей среды. Изучив и внедрив в работу здоровьесберегающие технологии сделала вывод, что организация музыкально-игровой деятельности на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка является важным вопросом. Только в жизнерадостной атмосфере создаются ситуации, наиболее способствующие развитию творческих способностей детей, позволяющие ощутить радость сотворчества, а радость дарит здоровье!

Например, каждая непосредственно образовательная деятельность в области «Музыка» начинается с жизнеутверждающей валеологической песни - распевки. Несложные добрые тексты и мелодии из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаю с игровым массажем, самомассажем (авт.М.Ю. Картушина). Использование игрового массажа способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивает навык собственного оздоровления, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма в целом.

Для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей в НОД в свободной самостоятельной деятельности используется и звуковой вибрационный массаж. «Звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус». Исследования кандидата педагогических наук Н.Лихолет, врачей -педиатров и музыкантов В.Петрушина и М.Лазарева, психотерепевта Г.Князевой показали, что звуковую вибрацию, оказывающую лечебное воздействие при заболеваниях дыхательных путей, вызывают звуки «З», «Ж», «В». А для выполнения звуковых упражнений создан наглядный материал (карточки - схемы).

Необходимым элементом работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры - эмоциональные и увлекательные. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно - ассотиативное мышление. (Аудиоматериал «Пальчиковые игры», авт. Е. и С. Железновы). Родители и педагоги отметили положительные результаты: расширился речевой диапазон детей, их малыши чаще приглашали родителей к игре, исполняли знакомые пальчиковые игры.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Не только на музыкальных занятиях, но и в течение всего дня - детей встречает музыка: когда укладываются или встают после дневного сна, педагоги используют музыку в качестве фона в любой НОД и свободной самостоятельной деятельности. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе из двигательно - игровой деятельности. Слушание определенно подобранной музыки повышает иммунитет, снимет напряжение и раздражительность.

О роли дыхательной гимнастики сказано достаточно много. Доказана необходимость её применения в ДОУ. Ведь правильное дыхание - это увеличение объёма лёгких у детей, это профилактика простудных заболеваний, которыми дошкольники часто страдают, это прилив сил и энергии. Активное поступление кислорода способствует активизации работы головного мозга.

Организация в детском саду непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» с эффективным использованием здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, активности детей, творческой импровизации самовыражения каждого ребенка, побуждают принять воображаемую ситуацию и ответить на нее действием, что позволяет эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Использование современных методов здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, развивать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вывод: Задачи по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» успешно решены. Все направления здоровьесбережения реализуются в НОД, на праздниках, музыкальных досугах и вне занятий.





© 2010-2022