- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Социальный проект Интерактивный музей
Социальный проект Интерактивный музей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кочет Н.И. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРУДАРМЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
Интерактивный музей
1.Актуальность проекта
Когда предмет, явление, факт или событие перестает существовать, утрачивают свою актуальность, их «списывают» в музей, сопровождая это словами «Ему место только в музее!» или «Давно пора в музей!». В данном контексте музей употребляется как мемориальный комплекс, где нет места движению, радости, живым непосредственным реакциям. Его условия предполагают атмосферу специфической величавости, торжественности. А говорить о звонком смехе, возгласах, о быстром шаге или беге в музейном пространстве считается оскорбительным и недопустимым.
В создании музея детского сада ситуация принципиально иная. Он создается детьми и для детей. Его коллекции и экспонаты в значительной степени результат творческой деятельности детей, на основе которых музей как мемориальный комплекс перерастет в интерактивный музей. Это отнюдь не значит, что следует игнорировать роль подлинника или снизить внимание к формированию ценностного отношения к нему. Напротив, на фоне детских работ подлинная вещь приобретает особую значимость, являясь источником вдохновения, знания, умений и навыков. Пространство такого музея предназначено для активной, творческой жизни детей здесь и сейчас. Роль музея детского сада в жизни ребенка определяется тем, насколько музей отвечает детским интересам, особенностям, потребностям, так как основная функция интерактивного музея в детском саду является воспитательно-образовательная.
А главное предназначение музея - быть центром культуры, образования и воспитания детей, в обретении ими ценностных ориентиров и навыков толерантного отношения к другому.
Эти изменения в роли музея и повлекли за собой создание данного проекта.
2.Цели и задачи проекта.
Целью социального проекта является создание интерактивного музея.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- спланировать систему работы интерактивных экспозиций согласно календарным праздникам;
- организовать работу с детьми, родителями, организациями по их созданию ;
- расширить знания детей о предметах, представленных в экспозициях музея;
-воспитывать патриотические чувства через музейные предметы и толерантное отношение к ним.
3.Партнеры проекта
Современный детский сад как результат огромных перемен, произошедших за последнее время, все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы поселка, района. Это подсказывает одно из радикальных средств обновления - организацию социального партнерства. Его особенность заключается в необходимости думать вместе и действовать сообща: педагоги и специалисты организаций предоставляют нам предметы для экспозиций интерактивного музея и информацию о них, которые используются педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
4.Целевая группа проекта
5. Участники проекта
6. Механизм реализации проекта
Важнейшим вопросом организации интерактивного музея является его внедрение в различные направления воспитательно-образовательного процесса. Активизация восприятия музейного материала будет осуществлять по двум основным направлениям:
- создание интерактивных экспозиций, которые рассчитаны на непосредственное участие посетителя во взаимодействие с ней. К таким экспозициям относятся экспозиции- мастерские, игротеки, лабиринты.
Сопровождать такие экспозиции будет интерактивный этикетаж (изготовление этикеток), включающий вопросы, задания, загадки, карты и маршруты следования. Такие интерактивные формы работы подразумевают расширение исторического пространства в сознании ребенка, развитие творческого воображения и фантазии, создание из фрагментарных знаний целостной картины мира. И все это на основе непосредственного взаимодействия с предметами.
- коммуникативные методы и формы работы в музейном пространстве. Они хорошо известны, успешно применяются на практике: сценарии занятий, включающие ролевые игры, элементы театрализации, костюмирования, творческие задания, фольклорные праздники.
Так ознакомление с искусством народных росписей (хохлома, гжель, дымковская, жостовская, майдан) идет по пути организации «ярмарок», где дети знакомятся с росписями народных промыслов, традиций и проявляют свое творчество в оформлении предметов старины.
Педагоги детского сада не ограничиваются экспозициями своего музея, а активно сотрудничают с такими организациями, как музыкальная школа (русские народные, шумовые, духовые музыкальные инструменты), библиотека ( первые старинные книги), Дом культуры (национальные костюмы), Дом творчества (изделия декоративно- прикладного искусства), школа (старинные елочные игрушки, украшения), которые предоставляют экспонаты в наш интерактивный музей.
Проектируя живую среду музея с предоставляемыми экспонатами, педагоги продумывают, что и как будут делать дети в данном пространстве.
Итак, интерактивный, живой музей для детей- это пространство для диалога и эксперимента, это целая воспитательно-образовательная система, которая облегчает ребенку вхождение в сложный мир культуры и искусства.
Методы педагогического исследования
теоретические
эмпирические
* моделирование
* сравнение
* обобщение
* классификация
* систематизация
* синтез
* анализ
* аналогия
* изучение литературы, нормативных, инструктивно-методических документов
* анализ документации детского сада
* педагогическое наблюдение
* опросы (анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта)
* педагогический эксперимент
Срок реализации социального проекта - один учебный год.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь).
2 этап - деятельностный (декабрь- июль).
3 этап - заключительный (август)
7.Ресурсное обеспечение
В дошкольном учреждении работают одиннадцать педагогов, которые имеют специальное педагогическое образование:
Высшее - пять педагогов;
Средне специальное - шесть педагогов;
Высшую квалификационную категорию - четыре педагога
Первую квалификационную категорию - пять педагогов;
Все педагоги детского сада своевременно проходят курсы повышения квалификации в городах Кемерово, Киселевск, Новокузнецк.
Общая численность педагогических кадров
9/ 100%
Работающих пенсионеров по возрасту
-
Молодых специалистов
-
Возраст
Меньше 20 лет
-
21-30 лет
31-40 лет
2
41-55 лет
7
Больше 55 лет
-
Образова
ние
Высшее
3
Неполное высшее
-
Среднее специальное
-
Среднее педагогическое
6
Среднее
-
Стаж
До 3 лет
-
3-5 лет
-
5-10 лет
1
10-20 лет
4
20-30 лет
4
Более 30 лет
-
Разряд
7-11
-
12
-
13
5
14
-
15
-
16
-
Категория
Вторая
-
Первая
5
Высшая
4
8. План реализации мероприятий
№ п/п
Мероприятия
Ответственный
Сроки
Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь)
1.
Совещание при заведующей. Обсуждение плана работы по проекту
заведующая
сентябрь
2.
Родительское собрание «Роль семьи в реализации проекта».
методист
октябрь
3.
Организовать работу педагогов по созданию пространства для музея.
заведующая, воспитатели
октябрь
4.
Обсуждение и выбор экспозиций согласно календарным праздникам
методист, воспитатели
ноябрь
5.
Привлечение к работе педагогов, специалистов организаций.
методист
ноябрь
Деятельностный этап (декабрь - июль)
1.
Работа музея с выставками экспозиций
«Старинные елочные игрушки, украшения»,
проведение развлечений для неорганизованных детей
Воспитатели
младшей группы,
педагоги школы,
родители
Декабрь- январь
2.
Работа выставки «Русские народные музыкальные инструменты», проведение музыкальных занятий с их использованием
Воспитатели
старшей группы,
педагоги музыкальной школы
Февраль- март
3.
Выставка с экспозицией «Пасхальное яйцо»,
проведение кружковой работы по ДПИ для детей детских домов.
Воспитатели средней группы,
Специалисты ДТ
Апрель
4.
Работа экспозиции «Великой Победе посвящается…»
Проведение конкурса чтецов ,встреча с ветеранами.
Воспитатели подготовительной группы, специалисты ДК
Май
5
Выставка «Искусство народных росписей»
Работа кружка ИЗО деятельности с приглашением односельчан старшего поколения
Руководители кружков ДПИ, ИЗО
Июнь
6
Работа выставки «Книжки наших бабушек»
Проведение театрализованного представления
для жителей поселка в ДК.
Руководитель кружка
Июль
Заключительный этап (август)
1.
Создан интерактивный музей и подобран материал для экспозиций
Педагоги
Август
2.
Написание статей в районную газету «Сельская новь»
Заведующая
Август
9. Ожидаемые конечные результаты
1. Спланирована система работы интерактивных экспозиций согласно календарным праздникам;
2. Организована работа с детьми, родителями, организациями по их созданию ;
3. Расширины знания детей о предметах, представленных в экспозициях музея;
4. Создан интерактивный музей;
5. Размещена информация в районной газете «Сельская новь» и проект в интернет-сайте.
10.Литература
-
Баранов Д.А., Баранова О.Г. Русская изба. -С.-Петербург «Искусство- СПБ», 2001. - С. 574.
-
Глан И.В. Этот исчезающий вещный мир. - М.: Знание, 1990. - С. 190.
-
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
-
Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: АСТ, 1998. - 400 с.
-
Кузьмин Н.В. Давно и недавно. - М.: Сов.художник, 1982. - С- 517.
-
Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96 с.
-
Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средство управления ДОУ / ООО «ТЦ Сферв», 2006. - 43 с.
-
Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
-
Газарян С. Прекрасное- своими руками.- М.:Детская литература, 1987.- С- 157.
-
Никитин, Э. Мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Э.Никитин, И. Чечель // Народное образование. - 2006. - №5. - С. 29-32.
-
Оверчук Т.И. Дошкольное образование России в документах и материалах. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 472 с.
-
Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: «Академия», 2000.- 432 с.
-
Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
-
Приоритетный национальный проект в сфере образования, реализуемый на территории Кемеровской области / Под ред. И.А. Свиридовой, И.А. Жигаловой, Т.Н. Семенковой. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. - 60 с.
-
Фуров В.Г. Грани наследия. - М.: Советская Россия, 1985. -С-175.
-
Ж.:Дошкольное воспитание Музей и дети / под ред.Е.Шевкунова. - М.: Издательский дом, № 4- 2009. - С- 59-65.
-
Ж.:Дошкольное воспитание «Живой» музей в дошкольном учреждении / под ред.Т.Чумалова . - М.: Издательский дом, № 7- 2010. - С- 32-39.
-
Ж.:Дошкольное воспитание Музей в детском саду / под ред.Т.Цепина . - М.: Издательский дом, № 5- 2007. - С- 124-125.
19.Ж.:Дошкольное воспитание Музей одного образа / под ред.Т.Рогаткина . - М.: Издательский дом, № 4- 2006. - С- 33-37.