Личностно - ориентированное обучение на занятиях шахматами

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия» государственное учреждение « Отдел образования акимата Житикаринского района».



Педагогическое чтение на тему:

Личностно - ориентированное

обучение на занятиях шахматами.



Карпенко О.Ю., педагог

дополнительного образован



2015 год

В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения новых знаний, но и процессу освоения субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить себе добытые им знания.

В отличии от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Поэтому среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, я выбираю такие технологии, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее близка мне технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно - ориентированный урок - это не просто создание учителем творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту школьников, их собственной жизнедеятельности. Готовясь к занятию, продумываю не только, какой материал буду сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте обучающихся.

Например, по теме «шахматный этюд», у ребят уже есть багаж знаний, накопленный другими дисциплинами: этюд встречался им в изобразительном искусстве, этюд - в музыке, понятие о позиции и решение задач - знакомо из прежних тем по шахматам. Основной замысел такого урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым заданием.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят рефераты по истории шахмат, имеют личные ПОРТФОЛИО.

Практические занятия также разнообразны по своей форме - конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Я стараюсь, чтобы дети научились говорить и объяснять свои действия. Мало просто решить предложенную задачу. Юный шахматист должен научиться выражать свои мысли. Понять и объяснить тему с помощью, которой удалось найти решение шахматной задачи. На первых порах оцениваю успехи школьника не в сравнении с успехами других, а оцениваю достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов.

В конце каждого занятия проводится рефлексия.


О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей.

Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно - ориентированного урока. Ведь, именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились.

Для многих детей шахматы так и остаются игрой, увлечением. Для участников кружка «Белая ладья» - это уже спорт. Аскарова Нурайым, Пличко Юлия, Кушербаев Каирбек, Ищенко Богдан, Аскаралиев Арысран, Хакимов Тагир, Клименков Павел, Хамитов Ринат, Коваленко Елизавета - для этих детей не составляет большого труда просчитывать в уме сложные шахматные комбинации. Они большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь отличных результатов.

Юных перспективных шахматистов учу одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Дополнительные занятия в кружке «Белая ладья» и практика помогают ребятам повысить шахматный уровень, и научится принимать более сбалансированные решения за шахматной доской.

Пличко Юля серьёзно занимается шахматами с 5 класса. Каждый год защищает честь нашей школы, многократная чемпионка среди девочек Житкаринского района, имеет грамоты, золотую медаль, а также сертификат за участие в областном шахматном турнире, посвящённом памяти В. Н. Новикову.

Кушербаев Каирбек - самый старший из участников кружка «Белая ладья» играет за команду нашей школы уже третий год, имеет многочисленные районные грамоты, золотую медаль, а также награждён грамотой за 1 место в квалификационном турнире по шахматам города Астаны. Имеет сертификат о выполнении норм 3 разряда. Успех для юных спортсменов - шахматистов - сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

Личностно ориентированное обучение и воспитание школьников является ведущим при организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становления его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.



© 2010-2022