Рабочая программа по Социально-коммуникативным отношениям программа От рождения до школы 2-младшая группа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»

(МБДОУ)















Рабочая программа

по социально-коммуникативному развитию.

(часть общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений)

для детей 3-4лет


(младшая группа)








Авторы- составители:

Воспитатели: Никонова Н. А.





2015 - 2016 уч. год

Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

  • Устав МБДОУ № 175

  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175















Особенности детей группы №10 «Кораблик»


Группу №10 «Кораблик» посещают (--) детей 3 лет. Из них с (--) группой здоровья - (--) детей (%), со II группой здоровья (--) ребенка, с IIб (--) ребенка (%), с III группой здоровья (--) ребёнка (%).

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе (--) семей (%) - полные семьи, (--) семей (%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),

(--) семьи (%) - многодетные. Уровень жизни семей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы: (--) ребенка - русские (%), (--) ребёнка - армяне (%), (--) ребёнок (%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.

В группе (--) мальчик (%) и (--) девочек (%).

В этом учебном году в нашу группу перешли (--) ребёнка из других групп детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Культурно-гигиенические навыки.

Большинство вновь пришедших малышей не умеют правильно держать ложку, ставят локти на стол, сутулятся, ноги растопыривают или засовывают под за ножки стула. Во время умывания забывают закатывать рукава, плохо вытирают руки, не могут до сих пор запомнить картинку своего полотенца, три ребенка не умеют самостоятельно раздеваться и одеваться. Мы им помогаем.

Мы детям ежедневно напоминаем: как надо мыть и вытирать руки, одеваться, держать ложку.

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %

Физическая культура.

Вновь пришедшие малыши, которые пришли из семьи, не умеют бросать мяч друг другу и ловить его, выполняют упражнения неправильно. Все дети очень любят играть в подвижные игры, охотно выполняют роль ведущего. Детям нравится метать дротики, бросать мешочки в корзину, играть в игру «Кольцеброс», «Кегельбан». У них это хорошо получается.

Ходить парами, ровным кругом могут дети посообразительней, ориентир них «край ковра».

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %


Игра.

Уровень игровых умений чуть выше среднего. Хорошо умеют играть девочки. У многих детей преобладают манипулятивные игровые действия: они не идут на контакт с детьми, дерутся, бросаются игрушками. Также они не умеют обращаться с игрушками - ломают их.

Многие новые малыши приносят в детский сад свои игрушки и охотно делятся с другими детьми. Играют хорошо в настольные игры, но не приучены убирать за собой.

Три ребенка любят играть в одиночестве.

Качаться на качалках, катать каталки и коляски учим играть по очереди.

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %


Речевое развитие

У большинства детей речь хорошая, но не эмоциональная, не всегда четкая. Мы добиваемся четкости в произношении звуков при помощи чистоговорок; в одной семье двуязычье - ребенок понимает, что ему говорят на русском, а на некоторые вопросы отвечает армянскими словами. У пяти детей речь сформирована плохо, (у одного ребенка речь отсутствует вообще) этим детям желательны занятия с логопедом и посещение коррекционной группы.

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %


ФЭМП

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовались представленные в плане методы контроля. Было выявлено: (%) детей владеют навыками счета, а именно считают в пределах 3, умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». (%) детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). % детей умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке. Лишь (%) детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия - впереди, сзади, близко, далеко. Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у (%) детей.

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %


Художественно - эстетическая деятельность.

РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА: не все дети правильно держат карандаш и кисть, но «круг, овал» рисуют правильно- замкнутым кольцом. Нарисованное стараются закрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Карандашом рисуют хуже- сильно давят на стержень, рвут лист бумаги, закрашивают не равномерно. Цветовую гамму различают все дети.

Лепить нравится всем, но некоторые вновь пришедшие дети бояться брать в руки пластилин.

АППЛИКАЦИЯ: дети не умеют работать с жидким клеем (ПВА). На листе бумаге ориентируются не все хорошо, некоторые не располагают детали как показано на образце.

Высокий уровень - %

Средний уровень - %

Низкий уровень - %

Над чем надо работать:

1. Культура поведения за столом, на занятиях и в повседневной жизни.

2. Учить правильной последовательности мытья рук, одеваться и раздеваться, правильно держать ложку.

3. Индивидуально работать с каждым по обучению обращения с ножницами, карандашом и кистью.

4. Учить ходить парами, по кругу, правильно выполнять упражнения.

5. Вырабатывать технику танцевальных движений, корректировать силу голоса.

6. Работа с агрессивными детьми.

7. Закрепить понятия «больше- меньше, поровну, одинаково, столько- сколько»

8. Прививать дружеские отношения друг к другу.









Пояснительная записка


Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» представляет собой вариант коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу детей и призвана компенсировать недостатки их социально-коммуникативного развития, а также является специфической формой психологической поддержки детей, организованной в рамках МБДОУ.

Отличительным признаком региональной программы является то, что в ней заложены многообразные способы выживания, адаптации, нахождение устойчивой позиции в среде сверстников и среде жизни - Южном регионе, населенном беженцами, мигрантами, людьми различных национальностей и различных социальных слоев, где дают о себе знать новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы.

В основе программы «Ребенок в социуме» заложены современные знания о сущности социального развития ребенка, адаптивность, комфортность, личный опыт, уверенность в себе, субъективность и духовность личности, самореализация и личностный рост.

Направленность программы - социально-коммуникативное развитие детей.

Целью программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.

Задачи:

  1. Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.

  2. Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.

  3. Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.

  4. Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющих сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.

  5. Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.

Объем программы составляет 17 (академических) часов, занятия проводятся 2 раза в месяц по 15 минут.

Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию с детьми младшей группы осуществляется как в первой половине дня в соответствии с расписанием.

Формы реализации:

Система работы включает:

- НОД (занятия)

- беседы,

- наблюдения,

- игровые занятия,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации,

- викторины, сочинение загадок и сказок

- коммуникативные игры

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Чтение и обсуждение художественной литературы.

Проигрывания проблемных ситуаций.

Использование драматизаций, различных видов театрализованной деятельности.

Педагогическая диагностика.

Педагогический скрининг на начало учебного года (по образовательным областям)

Карты наблюдения.

Планируемые результаты:

  1. «Я» и мое отличие от других.

  2. Мои достоинства и недостатки.

  3. Способы проявления и регулирования своего эмоционального состояния.

  4. Интерес к другим людям, что я должен знать о других, прежде чем взаимодействовать с ними.

  5. Семейный статус. Что я знаю о семье и своем месте в ней.

  6. Алгоритм совместных действий. Правила поведения.

  7. Конфликтные и проблемные ситуации, способы их решения.

Содержание программы

Дата

Название темы


Кол-во часов

Примечание


01.09.2015- 15.09.2015


22.09.15

06.10.15

20.10.15

03.11.15

17.11.15


01.12.15

15.12.15

29.12.15

19.01.16



02.02.16

16.02.16


01.03.16

22.03.16


05.04.16

19.04.16


03.05.16

17.05.16

31.05.16




Диагностические задания

Сентябрь.

Занятие №1 «Мое имя».

Октябрь.

Занятие №2 «Живое и неживое».

Занятие №3 «Мы разные».

Ноябрь.

Занятие №4 «Узнай нас».

Занятие №5 «Разные лица».

Декабрь.

Занятие №6 «Вокруг нас все разные».

Занятие №7 «Путешествие».

Январь.

Занятие №8 «Спортом занимаемся».

Занятие №9 «Что могут мои ноги».

Февраль.

Занятие №10 «Что могут делать руки».

Занятие №11 «Мы тебя любим».

Март.

Занятие №12 «Мы добрые и заботливые».

Занятие №13 «Спасаем щенка».

Апрель.

Занятие №14 «Выручим куклу Машу».

Занятие №15 «Грустное и веселое».

Май.

Занятие №16 «С кем ты живешь?

Занятие №17 «Забота о близких».

Занятие №18 «Хорошо и плохо».

Занятие №19 «Хорошие и плохие».

Занятие №20 «Подельчивость».

Занятие №21 «Мы смелые».

Занятие №22 «Мы умелые ребята».

Занятие №23 «Заходите в гости».



1

1

1

1

1


1

1


1

1

1

1



1

1



1

1


1

1

1

1

1

1

1

1













Занятия №19, №20, №21, №22, №23 вынесены в совместную деятельность календарного планирования беседами.

Средства развития коммуникации и методы ознакомления дошкольников с социальным развитием:

1. Наблюдение (экскурсии, целевые посещения и прогулки)

2. Беседы с детьми (во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно - эмоциональное отношение к тому, о чём он беседует с ними).

3. Дидактические игры и упражнения (которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивать логическое мышление детей.

4. Трудовая деятельность (не только для себя, но и для других).

Общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.

Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов зависит от возраста детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:

  1. «Беседы по картинкам»

  • «Я и другие»

  • «Учусь управлять собой»

  • «Чувства и эмоции»

  1. Развивающие карточки «Познаем мир»

  2. «Лото»

  • «Мой дом»

  • «Хорошо и плохо»

  1. Тематические картинки «Мой дом».

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Методическое обеспечение рабочей программы:

1.Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 3-е изд. исп. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

2.Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р. М. Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.

3.Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я - Ты - Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.

4. Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Библиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.

5. Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М. Линка -Пресс, 2000г.

6. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.

7.Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г



© 2010-2022