• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Сценарий развлечения, направленного на духовно – нравственное воспитание в православных традициях «Тропинка к Храму» Развлечение для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Сценарий развлечения, направленного на духовно – нравственное воспитание в православных традициях «Тропинка к Храму» Развлечение для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий развлечения, направленного на духовно – нравственное воспитание в православных традициях «Тропинка к Храму» Развлечение для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

«Сценарий развлечения, направленного на духовно - нравственное воспитание в православных традициях»







«Тропинка к Храму»

Развлечение для детей 6-7 лет (подготовительная группа )



Автор: Щетникова Татьяна Владимировна

г.Нижний Новгород, МБДОУ «Детский сад №42»
















2015г.

Пояснительная записка.


«Откуда он взялся, бессонный,

В нашем мире развенчанных слез?

Видно, выжив средь глупых клаксонов,

Сквозь века свою песню пронес…»

В.Карташов


Цель развлечения.

Расширение знаний детей о православном музыкальном искусстве колокольного звона.

Задачи:

  • Формировать чувство любви к Родине и уважение к православной культуре России.

  • Сформировать представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона, как о ярком явлении русской православной культуры.

  • Познакомить детей со строением колокольни и самого колокола ( ухо, язык, тело).

  • Учить различать церковные звоны (благовест, набат, перезвон ).

  • Развивать способность воспринимать и анализировать классическую музыку и литературные произведения.

Детство-это период, когда формируется личность, от него во многом зависит судьба человека. Хочу познакомить детей с православным музыкальным искусством колокольного звона, который является неотъемлемой частью нашей жизни, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное.

Колокола - один из древнейших музыкальных инструментов в мире. Еще в древних курганах находили маленькие колокольчики. Это говорит о том, что еще в дохристианские времена колокольчики использовались в быту славян. Колокол может рассказать всю историю становления и развития России. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русскими людьми. Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий. Наполнял душу радостью тихий « Благовест». Русский колокол славил подвиги русского народа.

Русские люди придавали колоколам чрезвычайно важное значение. Много легенд сложено о колоколах - о раскаявшемся под звон «Благовеста» грешнике (душегубе - разбойнике), об ушедшем под воду Китеже, о колоколах, покидающих колокольни, самовольно звонящих. Колокольный звон служит для всех мерилом праведности и добра. О том, кто достоин похвалы и высшей оценки говорят: «Рожь чище звона», «голос чище звона», слава, что звон». Русский человек слышит колокольный звон каждый день утром и вечером, в праздники и в дни печали, с раннего детства и до смертного часа. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос Церкви - голос Правосудия - звучит одинаково, а колокольный звон стал глубоко национальным явлением.

Пути Господни неисповедимы. И вряд ли так важно, какой путь изберет человек к вере. Для наших детей хочу проложить первую тропинку к Храму.

Недаром говорится: « Если икона - это молитва в красках, Храм - молитва в камне, то колокол - молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя идеал».

Загадка о колоколе:

« Я мертв, но живым вещаю о радости и горе

и чем больше бьешь меня, тем громче говорю я о Боге»

« Жива святая Русь, жива Россия…

Горят ее, сияют купола,

От моря и до моря с новой силой

Звоня, звонят ее колокола».

В течении последнего десятилетия наблюдается процесс возрождения целых видов и жанров духовного музыкального искусства, в числе которых искусство колокольного звона. Духовная музыка выступает сокровищницей общенародных духовных ценностей.

Все начинается с детства, в том числе культура - и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Ее основы закладываются в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Хочу сказать о назначении искусства и художественного образования в развитии эмоциональной сферы личности. В наибольшей степени это касается музыки, которая по своей природе, по своему содержанию является, как говорит В.В. Медушевский, « моделью человеческих эмоций». Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, от степени развития эмоциональной сферы зависит и уровень нравственной культуры человека.

Музыка - искусство прямого и сильного эмоционального воздействия - « она делает то, что другим искусствам не под силу», - сказал о влиянии музыки Карл Орф. Проводником ребенка в мир искусства является педагог - музыкант, он формирует у детей начало высокого музыкального вкуса, создает условия для широкой ориентировки в музыку и накопления и приобщения к жанрам православного духовного музыкального искусства.

Наш МБДОУ детский сад №42 работает по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовно - нравных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно - нравственного и эмоционального воспитания.

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Познание», ««Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое», «Речевое развитие» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально - коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей подготовительной группы (от 6 до 7лет) психолого- педагогическая работа ставит следующие задачи интеграции образовательных областей:

  • Продолжать воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории («Социализация»);

  • Познакомить детей с колокольным звоном - одним из видов народного творчества (« Познание»);

  • Вызвать у детей интерес к теме: «Колокольные звоны в творчестве композиторов» («Музыка»);

  • Приобщение к словесному искусству, развивать художественного и эстетического вкуса литературной речи («Чтение художественной литературы»);

  • Обогащать словарный запас детей словами: колокол, колокольня, звонарь, благовест, набат, перезвон («Коммуникация»);

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память (»Познание»);

  • Развивать детское творчество: рисование («Художественно-эстетическое развитие»);

  • Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей ;

  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей («Физическая культура»).

Предполагаемые результаты.

  • Есть возможность предположить, что у детей появится интерес к православным традициям и историческому прошлому русского народа.

  • Расширится кругозор и словарный запас.

Развлечение на тему: «Тропинка к Храму».

Звучит музыка колокольных звонов. В зал входят дети и подходят к ведущему.

Вед. Здравствуйте, ребята!!!

Дети: Здравствуйте!

Вед. Когда вы вошли в зал, вас встретила необычная музыка.

Как вы думаете, что это была за музыка?

Дети: Звон колоколов!

Вед. Я предлагаю вам послушать стихотворение о колокольном звоне.

1реб. Были - будем! Были - будем!

2реб. Слабому - силы добудем!

3реб. Сильному - волю добудем!

4реб. Вольному - славу добудем!

5реб. Сильный в пути не устанет,

6реб. До неба и звезд он достанет!

7реб. Все это праздником будет,

8реб. Все это праздником станет!

9реб. Все, что загадано - будет!

10реб. Ветер знамен не остудит.

11реб. Павших народ не забудет,

12реб. Счастье навек он добудет!

13реб. Счастье навек - счастье для всех!

14реб. Были - будем! Были - будем!

Вед. Ребята, вы услышали в этом стихотворении колокольный звон?

Дети: Да, очень красиво!

Вед. О, Русь, благословенная моя,

Познать тебя не хватит целой жизни:

Твоих церквей святые купола

И многоцветный звон колоколов Отчизны.

Тот чудный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим, нисходил к народу,

Призывом дальней жизни без мирских страстей.

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый дом -

Руси наследие святое.

Мое причастие к тебе да будет вечным.

Как и все живое…

Это стихотворение Евдокии Растопчиной. О чем говорит в нем автор с такой любовью и восхищением?

Дети: О России, о колоколах, о колокольных звонах, о Храмах.

Вед. Да, совершенно верно! Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Дети: Гордость за Родину - Россию, трепет, восхищение, волнение, радость!!!

Вед. Сегодня я расскажу вам о колоколах, колокольных звонах и их значении в нашей жизни. Ребята, скажите, где можно услышать звон колоколов?

Дети: В Храме, в Церкви!

Вед. Когда вы вошли в зал и слушали колокольный звон, я обратила внимание, что вы все подняли головы вверх. Вы правильно почувствовали, что колокола звучат где - то вверху. А кто из вас знает, где находятся колокола?

Дети: На колокольне, очень высоко.

Вед. А кто звонит в колокол? (если знают)

Дети: Звонарь.

Вед. Молодцы! Послушайте стихотворение о звонаре.

Реб. Звони, звонарь! Еще ударь!

Пусть туча удивляется.

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается.

Вед. Скажите, ребята, а быть звонарем просто или этому нужно учиться?

Дети: Мне кажется это сложно.

Вед. Колокола на колокольне очень тяжелые и звонарь должен быть сильным, знать музыкальную грамоту и уметь исполнять все виды колокольного звона.

Предлагаю вспомнить веселую попевочку «Колокольный звон»

Просыпайся, просыпайся!

Слышишь звон, слышишь звон?

Ну-ка, поднимайся, ну-ка, поднимайся.

Динь - динь - дон, динь - динь - дон!

(Дети поют в разных тональностях, используя принцип «эхо»)

Теперь представьте, что каждый из вас колокольчик, у каждого колокольчика свой голос - звон. Я буду звонарем, буду подходить к каждому из вас и вы придумаете мелодию своему колокольчику. Например: бом - бом, динь - динь, дили - дили - бом…

Игра «Звонарь» ( 3 подгруппы детей, пропеть с наслоением ритма)

Вед. Молодцы, вы все постарались и справились с заданием, хотя было не просто - видите, всему нужно учиться.

Послушайте 2 загадки:

«Не человек, а имеет тело, уши, язык.

Не птица, а живет в высокой башне».

«Нет головы, а есть уши,

Нет рта, а есть язык».

Скажите, пожалуйста, о чем говорится в загадках?

Дети: О колоколе.

Вед. Правильно! А хотите узнать, как устроен колокол? (картинка)

На что похож колокол?

Дети: На цветок колокольчик, на конус.

Вед. Правильно, это корпус колокола называется «телом», еще у колокола есть ушко для подвески, а посередине находится «язык» - металлический стержень. Слово «язык» - не простое. Подумайте, что оно может обозначать? ( предложить подумать и высказать свое мнение) Язык во рту человека; язык - на котором разговаривают люди: «русский язык», «английский язык»; «язык» - стержень в колоколе или колокольчике; без «языка» колокол будет молчать, так же, как и человек. Открою вам секрет, что громкость самого большого колокола больше громкости взлетающего самолета в 2 раза (громкость колокола от 0 -250 дб, самолета 130дб).

В Московском Кремле есть колокольня Ивана Великого, был такой царь на Руси, там находится самый большой колокол в России - Царь Колокол, он весит 200 тонн.

Красивый и мелодичный звон колоколов вдохновил композитора Георгия Свиридова (показать портрет) и он сочинил произведение «Звонили звоны». Послушайте, как точно композитор передал в музыке имитацию колокольного звона.

Слушание музыки «Звонили звоны» Г.Свиридова (из «Альбома пьес для детей»)

Вед. О каких событиях радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон?

Дети: О грустных, страшных событиях, о тревожных.

Вед. А под звучание колоколов в музыке «Богатырские ворота» Модеста Мусоргского (показать портрет) выходили на ратный бой русские богатыри - сильные, могучие, непобедимые.

Слушание музыки «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского

Вед. Под тревожные, величественные звоны отважные богатыри проходят через главные ворота города на битву с врагами. Они идут защищать родной край. Посмотрите на этих красавцев богатырей.

Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря».

Вед. На русских войнах тяжелые доспехи, большие мечи. Посмотрите, как они гордо восседают на своих конях, какие сосредоточенные у них лица. Глядя на них, мы верим, что они защитят наш родной край от врагов.

На Руси, так называли Россию, русскую землю, не было раньше ни телевидения, ни радио, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей в Храм, сообщали о пожарах, нашествиях врагов, о праздниках.

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери колокол».

Мы разделимся на 3 команды и соберем 3 колокола. (На столе, на большом подносе лежат пазлы 3 цветов. Дети под музыку звона колоколов собирают 3 колокола: большой, средний, маленький и вывешивают на магнитную доску)

Вед. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Музыкально - дидактическая игра «Бубенчики» муз. Е.Тиличеевой

Вед. А теперь послушайте, как звучит маленький колокольчик (исполняет).

Дети: Высоко, нежно.

Вед. Давайте все вместе споем и покажем рукой, где находить этот звук (поют и показывают рукой). Это средний колокольчик, послушайте, теперь споем все вместе и покажем, где находится средний звук (поют и показывают). А это звучит самый большой колокол, пропоем этот звук и покажем рукой, где он расположен. Какой у него звук?

Дети: Низкий, немного сердитый.

Вед. Теперь проиграем эти звуки на металлофоне: высокий, средний, низкий и споем.

Игра детьми на металлофоне мажорного трезвучия.

Вед. Я очень рада, что вы такие внимательные, умные и старательные.

У меня для вас новая игра «Кто быстрей возьмет колокольчик».

(Стульчики расставлены по кругу по количеству детей, дети стоят около них. Ведущая на 5 стульчиков раскладывает 5 колокольчиков. Звучит музыка, дети двигаются вокруг стульчиков под музыку, на окончание музыки дети садятся на ближайший стул, у кого на стульчике колокольчики, тот выбывает из игры. Игра повторяется 2 -3 раза, пока у всех детей будут в руках колокольчики).

Вед. Вы знаете, ребята, что колокола, как и люди бывают известными и у них есть свои имена, например: «Господарь», «Медведь», «Гаврила», «Баран», «Царь - Колокол», «Лебедь» (показ иллюстраций). Это очень большие колокола, которые звонили так громко, что было слышно далеко - далеко.

Чтобы изготовить колокол работают много мастеров, художников, резчиков. Мастера, которые из металла отливают колокол называются литейщиками, а художники и резчики украшают «тело» - юбочку колокола изображением Иисуса Христа, пресвятой Богородицы и ликами святых, узорами и священными надписями из красивых букв (показать иллюстрации)

У вас в руках по колокольчику, подходите к столам и превратитесь в художников и разукрасьте юбочку колокольчика, чтобы он порадовал всех.

Творческая мастерская «Мы - художники»

Вед. Какие талантливые получились из вас художники. И в вашу честь звучит «Благовест» - это звон, который несет добрую, благую весть. Исполняйте его на своих колокольчиках.

Слушание музыки «Благовест».

Вед. Если музыка звучит серьезно и исполняет ее один большой колокол - этот звон называется «Набат».

Слушание музыки «Набат».

Вед. А теперь попробуйте передать этот звон на металлофоне.

Игра на металлофоне «Набат» (вызвать 3 детей).

Вед. А когда звонят в несколько колоколов, но не вместе, а поочередно в каждый, начиная с большого колокола и заканчивая маленьким по несколько

раз (показать) - этот звон называется «колокольным перезвоном».

Слушание музыки «Колокольный перезвон».

Вед. Попробуем на наших колокольчиках исполнить « Перезвон».

Игра на металлофоне «Перезвон» (вызвать детей).

Вед. Расскажите, что вы почувствовали, когда звучали колокола?

Дети: Свет, радость!

Вед. Да, музыка светлая, радостная, высокая!!! Такое настроение нам сейчас и нужно. Давайте передадим это настроение, споем так, чтобы всем было светло и радостно и на душе, и сердце.

Песня «Вечерний звон» муз. А Алябьева сл.И.Козлова

Вед. Как трогательно и красиво прозвучала с вашим исполнением эта песня. Спасибо всем!!! А еще я хочу рассказать вам одну историю…

«…В одном городе была традиция: на заходе солнца звонили колокола, и весь город стихал и слушал их. Мелодичный звон наполнял этот город и, когда он стихал, раздавались три чистых глубоких удара. Первый утешал тех, кому в этот день было причинено зло, второй колокол - прощал тех, кто это зло совершил, а третий колокол - делал реальностью сны и сказки. Это были три колокола на главной колокольне, говорят, они были живыми и по ночам тихонько переговаривались между собой. Вы знаете, что на земле есть добрые и злые люди. А колокола были большими, но в них не было ни одного грамма зла.

У одного колокола, который исполнял мечты и сказки, однажды прорезались крылья. Колокол стал биться и плакать на колокольне, потому что знал, что существует еще много городов, где люди несчастны и плачут по ночам. Он просил жителей отпустить его - и они не стали его удерживать, хотя очень сильно любили. И колокол обернулся птицей и улетел, он стал

петь людям песни, и в мире стало светлей.

А на колокольне поселились белые голуби. Жители радовались, когда видели белую птицу: они думали, что это их птица - колокол вернулся, чтобы их навестить».

Танец девочек - голубей (под песню из кинофильма «Приключения Электроника» - «Бьют часы на старой башне муз.Е.Крылатова»)

1Реб. Белые голуби - цвет чистоты!

2Реб. Белые голуби - знак доброты!

3Реб. Белые голуби - мир для души!

4Реб. Белые голуби - птицы любви!

5Реб. Белые голуби счастье несите,

6Реб. Радость и мир на Земле всем дарите!

7Реб. С вами в полете в душе благодать,

Все: Хочется с вами и нам полетать!

8Реб. Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!

Вед. Ребята, возьмите в руки по одному бумажному голубочку, сейчас будет звучать музыка и ваши голубочки полетят в небеса и вы ощутите, как здорово парить над миром, как трепетно и возвышенно нести доброту всем людям на земле.

Полет бумажных голубей под музыку оркестра Поля Мориа (клылья у голубей порхающие)

Вед. Ребята, сегодня мы с вами много говорили о красоте звучания колоколов, слушали серьезную классическую музыку и детские пьесы. Вся музыка пропитана любовью к русской земле - к России, к православным традициям русского народа, которые надо беречь, любить и сохранять.

Я предлагаю вам исполнить красивую песню «100 молитв о будущем России» Муз.В.Морозова Сл.С.Красильникова

Текст песни.

1.Роща в золотистом янтаре рассыпает звезды по рассвету.

Выйдем в зыбь тумана на заре сто церквей стоят святого света.

Купола их празднично горят, защищая от беды веками.

С верою в Россию зазвонят сто колоколов святых над нами.

Припев: Братья - Россияне! В небе звезд сиянье!

Станем в общий хоровод!

Осветите лица, надо нам сплотиться!

Поднимайся весь народ!

2.Здесь поют и дышат для людей, в жизнь соединяя быль и небыль.

В свете православном сто церквей в ясном свете от земли до неба.

Колокольный возглас на заре утренню играет в ранней сини.

Льют сиянье сто святых церквей, сто молитв о будущем России. - 2раза

Вед. Молодцы, вы замечательно спели эту песню, скажите, какие звоны вы запомнили?

Дети: «Набат», «Благовест», «Перезвон».

Вед. А какой звук у маленького колокольчика?

Реб. Высокий звук.

Вед. А у большого колокола?

Реб. Низкий звук.

Вед. А средний звук у какого колокольчика?

Реб. У среднего.

Вед. Вы знаете, ребята, что в нашем городе Нижнем Новгороде 37 Храмов и 3 Монастыря. Представляете сколько колоколов в нашем городе? Каждый год проходят праздники колокольной музыки в разных городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде, где звонари показывают свое искусство исполнения православной музыки. Говорят, когда звонишь в колокол, душа становится светлее.

Ученые установили, что колокольный звон лечит людей, в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

В городе Валдае есть единственный в России Музей колокольчиков (показать картинку). Современные мастера создают колокола даже изо льда (показать картинку). Примером служит Ледяной колокол - рекордсмен высотой 2 метра, он был установлен на Площади Революции в Москве.

Сегодня вы познакомились с музыкальными произведениями Георгия Свиридова, Модеста Мусоргского, которые изобразили звучание колоколов в своих произведениях, с колокольными перезвонами, с картиной В.Васнецова «Три богатыря», вы были художниками - оформителями, отгадывали загадки, играли, пели, танцевали, собирали пазлы, пробовали себя в роли звонарей. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Ребята, скажите, что значит для вас Россия, колокольный звон, колокола?

Дети: Колокольный звон, колокола - это голос Родины - России! Это наша история, культура!

Вед. Это символ души человека, веры в добро, в любовь, в будущее!

Хочу прочитать вам строки стихотворения Игоря Чернухина.

«Жива святая Русь, жива Россия! Горят ее, сияют купола,

От моря и до моря с новой силой звонят, звонят ее колокола!

И кланяясь малиновому звону, я слышу голос свыше, голос у плеча:

«Молись за Русь, пока горит свеча, пока звонят колокола повсюду!»»

Мы желаем вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.





Литература.


  1. Белов А.В. «Когда звонят колокола» М.1989

  2. Березин Б.В. «История колоколов и искусства колокольного звона» 2000г.

  3. «Колокола: история и современность» 1990г. (под ред.Б.В.Раушенбаха)

  4. Гнездилов А.В. « Лечебное применение колокольного звона» 1995г. №1-2 Медицинские технологии.

  5. Трунова Л.В. «Знакомимся с православной музыкой» 2010г.№1 журнал «Музыкальный руководитель»

  6. Программа «От рождения до школы» 2011г. под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

  7. Журнал «Нижегородская старина» 2007г. №3,7,13






© 2010-2022