РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Аннотация

Данный проект раскрывает систему работы дошкольного учреждения, направленную на развитие творчества и формирование нравственных качеств у дошкольников средствами ИКТ.

Ключевые слова: новая творческая среда, фотолаборатория, компьютерная грамотность, технические навыки.

Актуальность

Современные дети живут в мощном потоке информации. Цифровая техника: фотоаппараты, видеокамеры также как и компьютер тесно вошли в жизнь каждой семьи. XXI век - время высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с детьми. Сегодня дети и родители хотят видеть новый современный детский сад. Соответственно, педагогам необходимо искать и применять новые методы и педагогические технологии.

Таким образом возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-комуникационных технологий (ИКТ). Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволит более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических принципов, сделает процесс обучения более интересным и творческим.

Также у нас возникла идея создать для детей новую творческую среду, которая станет интересной и привлекательной, будет стимулировать познавательную деятельность, поможет понять и усвоить, что компьютер и цифровая техника - инструменты для творчества, а не грушки.

Цель:Способствовать развитию творческтх способностей детей, любви к природе и малой родине при помощи ИКТ.

Задачи:

  • формировать компьютерную грамотность детей;

  • развивать творческие способности и технические навыки детей при работе с фотоаппаратом;

  • учить детей видеть красоту окружающего мира, воспитывать любовь к малой родине и бережное отношение к природе.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Гипотеза: использование целенаправленной системы занятий, наблюдений и бесед в соединении с практикой помогут в формировании у детей компьютерной грамотности, развитии творческих способностей и технических навыков при работе с фотоаппаратом, воспитании любви к малой родине и бережного отношения к природе.

Длительность проекта: 2014-2015 учебный год.

План реализации проекта

Подготовительный

1.Формирование темы проекта.

2. Определение цели, задач, участников и гипотезы проекта.

3. Подборка современной психолого-педагогической литературы по данной теме, использование интернет ресурсов, подборка видео уроков для педагогов.

Организационный этап

  1. Творческая разработка плана занятий.

  2. Приобретение фотоаппарата.

Практический этап

1.Работа с детьми

Фотография - это неповторимый момент жизни,

который мы можем сохранить!

Из каких бы ценностей не состояла наша жизнь,

память о прожитых мгновениях бесценна!

«Фотолаборатория»

Основным методом ознакомления дошкольников с окружающим миром являются наблюдения. Еще И.Г.Песталоцци в позапрошлом веке писал: «созерцание человеком природы является единственным истинным фундаментом обучения, потому что оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал и К.Д.Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для детей. Умение наблюдать, которое вырабатывается в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мышления.

В.А.Сухомлинский считал, что ребенку необходимо как можно раньше открыть «книгу природы», чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы.

Своей новизной, разнообразием природа эмоционально влияет на ребенка, вызывает радость, удивление, желание узнать больше, в результате чего ребенок учится элементарно объяснять наблюдаемое. А если воспитатель научит детей любоваться яркими красками неба, необыкновенной формой снежинок, купанием воробьев в луже,у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, попытается создать красоту своими руками.

Денью день каждый воспитатель проводит наблюдения за окружающим миром на про гулке или в случае плохой погоды из окна. Казалось бы, что здесь можно придумать нового? Чаще всего воспитателю бывает трудно привлечь внимание детей для наблюдения за уже знакомым, обычным для них объектом.

И мы решили использовать для решения этой проблемы фотоаппарат. Провели занятия по ознакомлению с фотоаппаратом, а потом стали выносить цифровой фотоаппарат во время наблюдений на прогулки.Сначала вместе с детьми мы рассматривали окружающий мир через объектив фотоаппарата, по выбору детей фиксировали кадры, фотографировали предметы окружающего мира. Потом, пересматривая кадры, дети самостоятельно объясняли почему они решили сфотографировать именно этот объект природы. Далее мы силами родителей распечатали фотографии, обговаривали их в группе, рассуждали о красоте природы. В результате у нас вышла чудесная коллекция фотографий на определенные темы живой и неживой природы. Такой поход к наблюдениям позволил значительно повысить процент заинтересованных детей к данному виду деятельности, улучшить речевую активность на прогулке.

Активно подключились к этой работе и родители. Выезжая в выходные дни на природу, дети настаивали на том, чтобы родители не забывали брать с собой фотоаппарат и на месте уже всей семьей искали интересные сюжеты.

А как обострилась тема экологии в ознакомлении детей с природой! При обсуждении фотографий дети сами отмечали, как портит красоту природы кем-то брошенный мусор, сорванные цветы, надломленные ветки деревьев. Итогом бесед с детьми стало то, что дети сами, без напоминаний со стороны родителей, помогали убрать «следы свого пребывания» на природе после отдыха, вместе с родителями убирали мусор оставленный другими отдыхающими, сажали деревья и цветы в своїх дворах и на территории детского сада.

Для систематизации и правильной организации наблюдений, как вида деятельности, были разработаны этапы деятельности педагога и детей:

  • Подготовительный - сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф»;

  • Ознакомительный - участие детей в подготовке темы, ознакомление с техникой;

  • Практический - формирование технических умений использования фотоаппарата, работа с компьютером;

  • Наглядно-выставочный - экспозиция фотографий в детском саду, создание фотоальбомов и слайд-шоу на разные темы.

В фотолаборатории дети могут побывать в разных ролях, таких как:

Фотомодель - ребенок учится контролировать свои эмоции, движения, видит себя со стороны, получает первичные навыки фотопластики.

Фотохудожник - у ребенка развивается креативность, умение видеть необычное в обычном. Первичное знакомство с жанрами фотографи: пейзажная фотосъемка, портрет.

Фотоохотник - ребенок учится фотографировать объекты природы, повышается интнрес к природе, жизни животных и насекомых.

Фоторепортер - развивается умение строить план, запоминать последовательность действий, формулировать основную идею фотографи.

Работа с фотоаппаратом

  1. Просмотр презентации «Фотография и ее истоки»

  2. Знакомство с фотоаппаратом. Кнопка «включение»

  3. Объектив и экран фотоаппарата.

  4. Практика.

  5. Понятие «Центр фотографии».

  6. Понятие «Композиция в фотографии», «Композиционный центр»

  7. Практика

  8. Кнопка «Приближение - удаление».

  9. Практика.

  10. Фотосессия «Осень» (фотографии во время наблюдений и прогулок)

  11. Фотовыставка «Осенняя серенада»

  12. Понятие «Портрет». Знакомство с соответствующей функцией фотоаппарата.

  13. Практика.

  14. Фотосессия «Портреты нашей группы»

  15. Фотовыставка «Дети - наша радость»

  16. Фотосессия «Зима» (фотографии во время наблюдений и прогулок)

  17. Фотовыставка «Зимняя симфония»

  18. Фото в движении.

  19. Практика.

  20. Работа с родителями: «Наш отдых»

  21. Фотовыставка «Движение - это жизнь»

  22. Фотосессия «Весна» (фотографии во время наблюдений и прогулок)

  23. Фотовыставка «Весенняя капель»

Работа с компьютером

  1. Знакомство с компьютером.

  2. Составляющие части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышка.

  3. Понятия «устройства ввода и вывода информации».

  4. Работа с клавиатурой: соединение букв, цифр.

  5. Практика.

  6. «Рабочий стол».

  7. Посещение урока информатики в ОШ № 125

  8. Практика. Развивающая игра.

2.Работа с педагогами

Одна из важнейших задач методической службы в ДОУ - научно-методическое сопровождение, способствующее развитию профессиональной компетентности педагогических работников, разработка стратегии их творческого развития, формировании у педагогов профессиональной готовности к изменениям. Переход к инновационному виду работы с дошкольниками должен сопровождаться формированием нового типа педагогов, обладающих качественно новым содержанием профессиональной компетентности, что требует, прежде всего, концептуальной, организационной, кадровой подготовки.

Мероприятия

  1. Семинар - практикум «Уроки доброты».

  2. Педагоги в мире ИКТ: мастер-класс по созданию презентаций, практическая работа с компьютером.

  3. Аукцион педагогических находок «Проектируем, исследуем, узнаем» (презентация проектов).

  4. Подборка видео уроков для педагогов «Основы фотографии». Видео уроки для начинающих:

Shool.maslova.com - фотошкола Анны Масловой

Freevideouroki.ru - фотошкола онлайн

Photo-monster.ru - основы фотографии

  1. Консультации:

- «Развитие етических представлений старших дошкольников»;

- "Формирование гражданской компетентности дошкольника";

- " Формирование духовности дошкольника при помощи искусства ".

  1. Школа молодого специалиста: "Нравственное воспитаниедошкольников. Темы бесед".

  2. Педсовет №3 " Мультисенсорная технология развития етических представлений детей "

  3. Участие в работе творческой группы по эколого-валеологическому воспитанию детей.

  4. Знакомство со специализированной литературой.

3. Работа с родителями

1. «Университет для родителей» (в соответствии с годовым планом)

2. Родительские собрания, конференции, консультации.

3. Проведение совместных праздников.

4. Привлечение родителей к реализации проекта:

- организации творческих выставок,

- созданию развивающей среды.

Выводы

В итоге хочу отметить, что ни для кого не секрет, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста любят смотреть телевизор и очень эмоционально реагируют на фотографи со знакомыми местами. Именно на этом интересе мы построили нашу работу с дошкольниками, создав для них новую развивающую среду. Мы старались обучать детей в занимательной форме, так, чтобы даже сложные понятия становились простыми и интересными. Изучение фотографии позволило нам раскрыть творческий потенциал детей, развить имеющиеся таланты, найти замечательный способ самовыражения. Дети научились делать не только качественные фотографии, но и реализовывать свои творческие идеи.

Для педагогов детского сада компьютерные технологии дали новые возможности для творческого подхода к своей деятельности. Наши фотовыставки и веселые активные прогулки заинтересовали педагогов с других групп нашего сада. Интересные моменты наших прогулок педагоги взяли себе на вооружение и уже воплощают их на практике, внося в них свои изюминки. Естественно, такую деятельность можно расширять бесконечно, как бесконечна и разнообразна сама природа.

Подведение итогов

  1. Презентация проекта

  2. Разработка плана действий для дальнейшего функционирования проекта.

Литература:

  1. Сіпачова О.В. Про результати дослідження використання інформаційно-комунікаційних технологій вчителями в своїй професійній діяльності. //Післядипломна педагогічна освіта як технологія розвитку фахової компетентності. - 2013 - Т.1.

  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Л.Новоселова. - М: Центр инноваций в педагогике, 1995.

© 2010-2022