Значение игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Наталья Анатольевна,

воспитатель.

МБДОУ «ЦРР- Д/С «Мечта»,

г. Абакан


Значение игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста


Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест, именно в ней, благодаря скрытой для него обучающей задаче, обличенной в игровую форму, он непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом - их развивающая роль.

Игры с бытовыми предметами-орудиями моделируются взрослыми в соответствии с психофизическими особенностями детей. Взрослые реализуют педагогический замысел в процессе совместной с детьми игровой деятельности, направленной на развитие самостоятельности, воспитание интереса детей к элементарной трудовой деятельности, решая в процессе таких игр и задачи формирования элементарных математических представлений. В играх данного вида используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети могут видеть дома или в дошкольном учреждении постоянно, так как они применяются в быту.

Игры с предметами расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с посудой, например подбор пар (чашка - блюдце, чашка - ложка, тарелка - ложка), позволяют в игровой форме формировать у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.

Среди игр с предметами-орудиями выделяются игры и игровые упражнения с бельевыми прищепками. Эти игры с успехом могут применяться в процессе формирования элементарных математических представлений. Прищепки прикрепляются к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины. Использование прищепок для счета в определенной мере является аналогом абака, то есть счетного прибора для определения количества, сравнения двух групп множеств, для ориентировки в количественных отношениях независимо от величины, протяженности и т. п.

К играм с прищепками обращаются в следующих случаях:

- для счета предметов, звуков и т. п. и соотнесения их с определенным количеством прищепок, которые прикрепляются в различных пространственных направлениях: прямо, по кругу, по сторонам квадрата, треугольника и т. п.;

-для соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. В таких играх детям выдаются одинаковые по длине и ширине полоски, к которым прикрепляется заданное количество прищепок. Полоски могут отличаться друг от друга по длине, и к ним, соответственно, прикрепляется разное количество прищепок. Таким образом, составляется числовая лесенка. Для подобных игр могут использоваться круги разного диаметра, к которым прикрепляется разное количество прищепок: к самому маленькому - три прищепки, к следующему по величине - четыре л т. д;

-для определения независимости количества прищепок от формы и величины предметов к которым они прикрепляются. В этом случае одинаковое количество прищепок различного цвета и разной величины прикрепляется к разнообразным поверхностям: к краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани любой формы, картона, вырезанного в форме звездочки;

-для соотнесения по количеству и ориентировки в двухмерном пространстве. Например, из плоскостных фигур и прищепок можно создать картину: желтый круг, к которому прикрепляются прищепки желтого цвета в заданном количестве - солнце. Вытянутый треугольник, к которому прикрепляются прищепки зеленого цвета - елка и т. п.

Таким образом, игры с бытовыми предметами могут быть составной частью организованной образовательной деятельности, а в группах раннего возраста - основной формой. Игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию количественных представлений.

Список литературы

  1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций/ Т.С. Будько.- Брест: Издательство БрГУ, 2006.

  2. Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

  3. Касицина, М. Л. Дошкольная математика / М. Л. Касицина. - М.: Гном и Д, 2001.

  4. Лекции по дошкольной педагогике: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.И. Васильева, В.Я. Матюхина. - Абакан: ООО «ДиалогСибирь-Абакан», 2007.




© 2010-2022