Статья Роль сенсорного воспитания в умственном развитии младших дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль сенсорного воспитания в умственном развитии младших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Бударина Елена Сергеевна

Воспитатель высш.кт. МАДОУ№103 «Тургай»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Чувствовать, познавать, творить! Не случайно понятие «творить» в этой цепочке стоит на третьем месте. Без чувств, без эмоционального отклика на событие, то или иное явление, без обследования и процесса познания объекта в целом не может осуществиться ни один творческий процесс. Эту же логическую цепочку понятий мы соблюдаем и при построении любого занятия, в том числе и занятия по рисованию.

У меня на занятиях на первые две ступени отведено совсем немного времени, поэтому основной процесс познания окружающего мира проходит в повседневной жизни детей под руководством воспитателей и родителей. Только взрослые, выводя детей на прогулку, читая книги, беседуя с детьми, могут обратить внимание детей на красоту ясного голубого неба, удивиться его бездонности и необъятности, заметить, чем оно отличается от нависающих тёмных дождевых туч и т.д. Поэтому в первую очередь сам педагог должен владеть креативными способностями, исследовательскими действиями и стремиться к творческому саморазвитию, а потом уже развивать у детей желание придумывать, фантазировать и творить разными способами как традиционными, так и нетрадиционными.

Мой опыт работы показывает, что по-настоящему от природы творчески одарённых детей очень мало. Основной процент детей действует по образцу, подсказке воспитателя, лишь дополняя мелкие детали и внося небольшие изменения по своему усмотрению. Хотя творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. В последнее время увеличилось количество детей абсолютно пассивно воспринимающих предложение педагога что-нибудь придумать, создать, дополнить и т. д. Я считаю, что причин у этого явления несколько. Прежде всего, детям покупают те игрушки, которые не заставляют ребёнка думать, фантазировать, воображать. Те компьютерные игры, которые любят дети, имеют подробную инструкцию (как действовать), а результат зависит только от быстроты реакции.

С другой стороны, сейчас гораздо больше возможностей для разнообразной творческой деятельности. И только от нас, взрослых, зависит, в каких условиях будут расти наши дети, и насколько эти условия будут способствовать их творческому развитию.

Сегодня я хочу поделиться с вами своими скромными наработками, которые я использую на занятиях по рисованию. Думаю, что они будут вам интересны и полезны.

Выделим несколько главных направлений в организации изобразительной деятельности:

- выбор темы рисунка;

- выбор изобразительных средств (традиционных и нетрадиционных)

- выбор методов и приёмов объяснения материала и показа способов изображения;

- выбор видов анализа и оценки детских работ.

Подбирая тему для рисования, я всегда ориентируюсь на то, насколько она будет интересна и близка детям. Например, «Воздушные шары для грустного зайчика», «Нарисуем будку для бездомного щенка», «Вернём волшебную силу Жар-птице», «Грузовик везёт детям новогодние подарки» и т. д. Дети, принимая игровую ситуацию, начинают думать над её развитием и предлагают свои способы решения изобразительной задачи.

В своей работе я использую как традиционные изобразительные средства и техники, так и нетрадиционные. Например, при изображении обычного дерева в разной технике получается совершенно разный образ знакомого предмета.

Об использовании в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных техник и средств можно говорить очень много. В последнее время издано большое количество методической литературы по данному вопросу. Есть более адаптированные дошкольному возрасту методики, есть сложные. Педагог должен сам попробовать с детьми разные виды и выбрать наиболее подходящие и к возрасту, и к уровню способностей данной группы. А дети всегда проявляют большой интерес ко всему новому, незнакомому.

При выборе методов и приёмов объяснения нового материала и показа способов изображения я руководствуюсь общепринятыми рекомендациями. Но особое внимание уделяю не рассматриванию готового образца, а прорисовке всей работы (без мелких деталей) на глазах у детей, сопровождая показ способов рисования подробным и точным комментарием. Я думаю, что этот приём наиболее эффективен. Не зря говорят: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этом случае дети лучше представляют изобразительную задачу и наглядно запоминают последовательность её решения. Если перед детьми ставиться не очень сложная изобразительная задача, то здесь уместен и показ ребёнка с опорой на их графический опыт и знания.

Научить детей замечать красоту окружающего мира, разнообразие его красок невозможно без знакомства детей с основами цветоведения. Поэтому, начиная с 3-4 лет, я знакомлю детей с такими разделами, как:

1) радуга и чудо её рождения;

2) деление цветов на:

-основные (главные);

-тёплые и холодные;

-бледные и яркие;

-близкие и контрастные;

-весёлые и грустные;

-добрые и злые;

-звонкие и глухие

3) смешивание красок и получение новых цветов и их оттенков.

К концу дошкольного возраста дети умеют подбирать нужную палитру и получать для выполнения своей работы наиболее подходящие цвета и оттенки.

ВЫВОДЫ: Существует целая система изобразительной грамоты. И без знания основ этой системы невозможно создать никакой продукт творческой деятельности. Овладение этой системой происходит поэтапно, начиная с раннего возраста вначале на интуитивном уровне, а потом ближе к старшему дошкольному возрасту уже на сознательном уровне. Постепенно накапливается необходимый художественно-изобразительный и эмоциональный опыт, появляется понимание зависимости между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа. Большая роль в качественной организации этого процесса отводиться нам, взрослым. Говорить о творческом проявлении у детей можно только тогда, когда сам педагог готов к эксперименту.

Список литературы:

  1. Вершинина Н.Б. «Комплексная диагностика уровней освоения программы», В.: «Учитель», 2011.

  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2007.

  3. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008. 8. Метиева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей», М.»Просвещение»2009.

© 2010-2022