Конспект коррекционно-развивающего занятия Развитие познавательной сферы у старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект

группового коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста






Выполнил:

Широченко Елена Викторовна

Педагог-психолог МАДОУ № 4

г.Реутов





















Содержание


Пояснительная записка

Конспект коррекционно - развивающего занятия

I. Вводная часть. Приветствие

II.Основная часть. Коррекционно-развивающие упражнения и игры

III.Заключительная часть. Ритуал прощания

Заключение

Список литературы

3

5

5

6



7

8

9










Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст - один из важнейший периодов в жизни каждого ребенка. Именно к этому возрасту под влиянием воспитания и обучения у детей формируется определенный кругозор, запас конкретных знаний и умений, продолжается развитие коммуникативных навыков и познавательных психических процессов, от которых зависит успешность дальнейшего обучения в школе.

Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития познавательной сферы ребенка, к которой относятся такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, речь, воображение, память и др.

Наиболее эффективным способом развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста является организация познавательной деятельности. Деятельность - необходимое условие развития ребенка, в процессе которой он приобретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает новые знания и овладевает учебными действиями. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность - это активная деятельность, которая направлена на формирование у ребенка способностей по приобретению и использованию полученных знаний.

Основным принципом при организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности самого ребенка в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей со взрослым;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Разрабатывая систему развивающей работы занятий с дошкольниками, нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, и только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально - волевого развития. Именно посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, в игре ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.




Конспект коррекционно - развивающего занятия

1. Тема занятия : Развитие познавательной сферы у старших дошкольников.

2. Возраст детей - 6-7 лет

3. Название программы - Формирование психологической готовности к школе.

4. Организация занятия - групповое занятие ( 12 человек)

5. Длительность занятия - 25 минут

6. Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

7. Планируемые результаты :

  • Регулятивные УУД -

    • формирование навыков произвольного поведения

  • Познавательные УУД -

    • развитие восприятия, наблюдательности;

    • развитие образного и логического мышления;

    • развитие памяти, воображения

  • Коммуникативные УУД -

  • развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

  • Личностные результаты -

    • обучение детей умению выражать свои мысли

8. Оборудование - мяч, карточки к занятию « Дорисуй нужную фигуру», «Дорожки», конверты с разрезанными картинками к заданию «Мозаика», простые и цветные карандаши, проигрыватель с аудиозаписью, коврики.

9. Этапы занятия

I. Вводная часть

Приветствие

Методы и приемы- групповая беседа

Цель - снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

1. Ритуал приветствия : «Передай улыбку» - дети стоя в кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошкой соседа - «передают» улыбку друг другу.

Правило работы : «Наши правила» - вспоминаем, как надо вести себя на занятии:

- игру начинать всем вместе;

- отвечать, не перебивая друг друга;

- не отвлекать друг друга;

- обращаться друг к другу по имени.

II. Основная часть.

Упражнение «Закончи предложение»

Методы, приемы - игра

Цель - развитие познавательных процессов ( внимание, мышление)

Содержание : Психолог называет начало предложения и передает мяч тому, кто будет его заканчивать:

  • Летом тепло, а зимой - (холодно)

  • Лимон кислый, а сахар - (сладкий)

  • Солнце теплое, а снег - (холодный)

  • Кошка пушистая, а ежик - (колючий)

  • Кубик квадратный, а мяч - (кругдый)

  • И. д.

Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»

Методы, приемы - упражнение на внимание

Цель - развитие внимания, мышления, логики.

Содержание : Психолог раздает детям карандаши и предлагает рассмотреть каждый ряд в карточке и дорисовать в пустом квадрате недостающую фигуру.

Упражнение «Запоминай порядок»

Методы, приемы - упражнение на внимание, развитие памяти.
Цель - развитие памяти.
Содержание : Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, предлагает детям разложить перед собой карандаши в той же последовательности.

Упражнение «Котенок»

Методы и приемы - этюд на физическое расслабление и снятие эмоциональной тревожности.

Цель - мышечное расслабление.

Содержание : Дети располагаются около своих ковриков и под тихую спокойную музыку выполняют движения, которые показывает психолог : котята умываются, потягиваются, лакают молоко, играют, зевают ложатся отдохнуть .

Упражнение «Дорожки»

Методы, приемы - рисуночный метод.

Цель - развитие мелкой моторики.

Содержание : каждому ребенку выдается листок, на котором изображены дорожки - парные линии различной формы. Посередине дорожки нужно провести линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не касаясь боковых линий.

Упражнение «Мозаика»

Методы, приемы - упражнение на внимание и воображение.

Цель - развитие познавательных процессов.

Содержание : Каждому ребенку выдается конверт с заданиями. В конвертах лежат картинки, разрезанные на несколько частей. Задача - собрать картинку.

III. Заключительная часть.

Методы, приемы - групповая беседа.

Цель - поддержка благоприятного эмоционального климата.

Рефлексия : Что вам сегодня больше всего понравилось?

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня?

Что узнали нового о своих товарищах?

Ритуал прощания : Все стоят в кругу. Психолог протягивает руку и предлагает

всем детям опустить на нее ладошки и произнести «До свидания! До новых встреч».

Заключение.

Подготовку ребенка к школе следует понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средствами и способами познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться, чтобы получать школьные знания, развиваться, а дошкольник овладевает всем в доступных для него видах деятельности - игре, продуктивных видах деятельности ( рисование, лепка, экспериментирование и т.д.).

Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

бережным - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.







Литература:

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника к обучению в школе. - СПб., ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011

  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. - М., Книголюб, 2009

  3. Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.- М.: Генезис, 1999.

  4. Готовность к школе : Развивающие программы/ Под ред. Дубровиной И.В. - М., Академический проект, 2011

  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.; НПО Образование, 2002.

  6. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. - М.; ЭКСМО, 2003.

  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, удивляюсь и хвастаюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., Генезис, 2000

  8. Кушнарева Л.Ф., Буршит И.Е. Программа адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. - М., Дрофа, 2010

  9. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2002

  10. Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога.- Ростов н/Д: Феникс,2005.

  11. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка к школе. - М., Книголюб, 2009



© 2010-2022