ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА МОЯ СЕМЬЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Моя семья»

Педагог-психолог: Маликова Елена Андреевна

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- развивать наблюдательность, творческое воображение, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с деревом и бумагой.

«Речевое развитие»:

- способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова; - развивать связную, диалогическую речь, согласовывать слова в роде и падеже.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола;

- формировать гендерную идентичность посредством игровых ситуаций;

-развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

- развивать умение высказывать и отстаивать свое мнение.

- расширять представления детей о семье.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать умение рисовать карандашами, передавая характерные особенности предметов.

Методы и приемы:

- практические - дидактическая игра «Что сначала, что потом», словесная игра «Скажи ласково», игровое упражнение «У зеркала», подвижная игра «Семья»;

- наглядные - опыты с деревом и бумагой.

- словесные - беседа о семье, вопросы - ответы.

Материалы и оборудование: фотографии: детей, их членов семьи, близких родственников, семейные фотографии детей; фото-ряд: «Младенчество», «Первые полгода в детском саду»- «Прошлое», «Настоящее», «Родители на рабочем месте - будущее»; «Семейные фотографии»; погремушка, мяч, бумага, деревянные прутики.

Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности


Двигательная

Подвижная игра «Утреннее фото». Цель: формировать умение владеть основными движениями.

Игровая

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

Цель: развитие логического мышления, внимания,формирование гендерной идентичности.

Словесная игра: «Реши всёлую задачку»

Цель: развитие активного словаря, развитие внимания.

Игровое упражнение «У зеркала».

Цель: формирование представления о разных эмоциональных состояниях,снятие эмоционального напрчжения.

Познавательно-исследовательская

Опыт № 1 «Один-много»

Коммуникативная

Беседа о значении семьи, ситуативный разговор:

Психолог: - Как вы думаете, что обозначает это слово - СЕМЬЯ?

ответы детей

Психолог: - Это значит, что вы как бы повторяетесь в своей семье 7 раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка-на походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка как у дедушки.Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство повторяется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.


Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

I этап: «Вызов интереса».

Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)

1

Педагог- психолог предлагает отправиться в путешествие: в настоящее, прошлое и будущее.

Дети соглашаются с педагогом.


- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные:

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

2

Спрашивает, нужна ли семья всем на земле?

Спрашивает, что такое семья?

Высказывают свои предположения, мысли.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Коммуникативные:

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

II этап: «Актуализация имеющегося опыта».

Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

3

Опыт № 1

«Один-много».

Обращает внимание, что перед ними на столах находятся деревянные прутики, предлагает взять один прутик и сломать его.

Потом предлагает взять несколько прутиков и попробовать сломать их.


Дети пробуют, убеждаются, что прутик легко ломается, когда один.


Дети берут по несколько прутиков, пробуют сломать и видят результат - прутики не ломаются .

Дети делают вывод, что для человека важна крепкая и дружная семья.

- умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями;

- формирование способности наблюдать, экспериментировать;


-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

-формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные:

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности».

Цель: создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

4







5

Опыт № 2 с бумагой

Показывает детям квадратики вырезанные из бумаги (газетной, обычной, картонной). Предлагает взять один квадратик и порвать его.

Спрашивает, почему так легко порвалась бумага? Что нужно сделать чтобы порвать стало невозможно?

Предлагает положить несколько квадратиков друг на друга и попробовать разорвать их и понаблюдать, что произойдет.

Чтение художественной литературы: Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

Психолог: Как вы думаете, что хотел сказать вам великий писатель, педагог своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать). Кто является главным героем рассказа? Опишите мальчика, что вы можете о нем рассказать? Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?

Дети берут по бумажному квадратику и с лёгкостью рвут пополам. высказывают свои предположения.

Дети предполагают, высказывают свое мнение.

Дети кладут бумажные квадраты друг на друга и пробуют порвать и делают выводы, что когда их много порвать гораздо труднее.

Дети слушают, отвечают на вопросы.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- развитие воображения.

- развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы;

- воспитание чувства сопереживания, умения прощать.


Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

- владение диалогической формой коммуникации;

- формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Познавательные:

- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные:

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания».

Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы

Предлагает поиграть в дидактическую игру «Что сначала, что потом»

давайте сообща наведем порядок, расставим картинки по порядку, как растет человек. Вопросы и ответы на них:

Психолог: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)

Обобщает девочка: - сначала я была, малышом, стала девочкой, буду мамой, бабушкой.

Обобщает мальчик: - сначала я был малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.

Дети расставляют картинки на мольбертах: девочки - «От девочки до бабушки (старушки)»; мальчики - «От мальчика до дедушки (старичка)»

6

Предлагает поиграть в подвижную игру с «Семья».

Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого.

Встань, как только солнце встанет. (тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку (тянут руки вперёд)

Руку луч к тебе протянет-(подставляют руки солнышку)

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама (проводят ладонями по лицу, и дотрагиваются до обуви)

И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром! »(дети повторяют вместе с педагогом "С добрым утром")

А потом с улыбкой, с песней (широко разводят руки)

Выйди к травам, людям, птицам…

И весёлым, интересным

День твой должен получиться (улыбаются друг другу)


Дети вместе с воспитателем сопровождают чтение жестами и движениями.

- формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

Личностные:

- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Предлагает поиграть в игру «Реши весёлую задачку», обьясняет правила: прослушать стихотворение «Моя семья» и ответить на вопросы:

Сколько человек в семье? Установить родственные взаимоотношения между членами семьи, о которой идёт речь.

Моя семья.

Задам тебе задачку я.

Послушай, вот моя семья!

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка

Такая вот у нас семья, А самый младший-я.

Дети внимательно слушают, и считают из скольки человек состоит эта семья. Проявляют интерес, высказывают своё мнение.

Устанавливают родственные взаимосвязи между членами семьи в стихотворении.

8



Рефлексия.

Предлагает детям полоски красного и зеленого цветов, 1 полоску - желтого. Сообщает, что тот, кто взял полоску красного цвета расскажет, что сегодня нового вы узнали о семье, а зеленого - что хотели бы еще узнать и какие опыты еще провести.

Дети выбирают полоски и отвечают.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

V этап: «Включение нового знания (способа действия) в систему».

Цель: создание условий для включения нового знания во внутренний опыт воспитанников.

9

Работа в альбоме.

Предлагает зарисовать свою семью в альбоме.

Дети зарисовывают свою семью. Делают выводы о поделанной работе.

- развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Личностные:

- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.


© 2010-2022