- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА МОЯ СЕМЬЯ
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА МОЯ СЕМЬЯ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маликова Е.А. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Моя семья»
Педагог-психолог: Маликова Елена Андреевна
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
- развивать наблюдательность, творческое воображение, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с деревом и бумагой.
«Речевое развитие»:
- способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова; - развивать связную, диалогическую речь, согласовывать слова в роде и падеже.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола;
- формировать гендерную идентичность посредством игровых ситуаций;
-развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
- развивать умение высказывать и отстаивать свое мнение.
- расширять представления детей о семье.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать умение рисовать карандашами, передавая характерные особенности предметов.
Методы и приемы:
- практические - дидактическая игра «Что сначала, что потом», словесная игра «Скажи ласково», игровое упражнение «У зеркала», подвижная игра «Семья»;
- наглядные - опыты с деревом и бумагой.
- словесные - беседа о семье, вопросы - ответы.
Материалы и оборудование: фотографии: детей, их членов семьи, близких родственников, семейные фотографии детей; фото-ряд: «Младенчество», «Первые полгода в детском саду»- «Прошлое», «Настоящее», «Родители на рабочем месте - будущее»; «Семейные фотографии»; погремушка, мяч, бумага, деревянные прутики.
Виды детской деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Подвижная игра «Утреннее фото». Цель: формировать умение владеть основными движениями.
Игровая
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».
Цель: развитие логического мышления, внимания,формирование гендерной идентичности.
Словесная игра: «Реши всёлую задачку»
Цель: развитие активного словаря, развитие внимания.
Игровое упражнение «У зеркала».
Цель: формирование представления о разных эмоциональных состояниях,снятие эмоционального напрчжения.
Познавательно-исследовательская
Опыт № 1 «Один-много»
Коммуникативная
Беседа о значении семьи, ситуативный разговор:
Психолог: - Как вы думаете, что обозначает это слово - СЕМЬЯ?
ответы детей
Психолог: - Это значит, что вы как бы повторяетесь в своей семье 7 раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка-на походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка как у дедушки.Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство повторяется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Целевые ориентиры
(ФГОС ДО)
УУД в перспективе
(ФГОС НОО)
I этап: «Вызов интереса».
Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)
1
Педагог- психолог предлагает отправиться в путешествие: в настоящее, прошлое и будущее.
Дети соглашаются с педагогом.
- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение использовать коммуникативные навыки;
- умение строить монологическое высказывание;
- владение диалогической формой коммуникации.
2
Спрашивает, нужна ли семья всем на земле?
Спрашивает, что такое семья?
Высказывают свои предположения, мысли.
- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Личностные:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
II этап: «Актуализация имеющегося опыта».
Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания
3
Опыт № 1
«Один-много».
Обращает внимание, что перед ними на столах находятся деревянные прутики, предлагает взять один прутик и сломать его.
Потом предлагает взять несколько прутиков и попробовать сломать их.
Дети пробуют, убеждаются, что прутик легко ломается, когда один.
Дети берут по несколько прутиков, пробуют сломать и видят результат - прутики не ломаются .
Дети делают вывод, что для человека важна крепкая и дружная семья.
- умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями;
- формирование способности наблюдать, экспериментировать;
-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.
Коммуникативные:
- владение диалогической формой коммуникации;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Познавательные:
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные:
- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.
III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности».
Цель: создание условий для преодоления затруднений:
1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий.
Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)
4
5
Опыт № 2 с бумагой
Показывает детям квадратики вырезанные из бумаги (газетной, обычной, картонной). Предлагает взять один квадратик и порвать его.
Спрашивает, почему так легко порвалась бумага? Что нужно сделать чтобы порвать стало невозможно?
Предлагает положить несколько квадратиков друг на друга и попробовать разорвать их и понаблюдать, что произойдет.
Чтение художественной литературы: Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»
Психолог: Как вы думаете, что хотел сказать вам великий писатель, педагог своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать). Кто является главным героем рассказа? Опишите мальчика, что вы можете о нем рассказать? Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
Дети берут по бумажному квадратику и с лёгкостью рвут пополам. высказывают свои предположения.
Дети предполагают, высказывают свое мнение.
Дети кладут бумажные квадраты друг на друга и пробуют порвать и делают выводы, что когда их много порвать гораздо труднее.
Дети слушают, отвечают на вопросы.
- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- развитие воображения.
- развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы;
- воспитание чувства сопереживания, умения прощать.
Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
Коммуникативные:
- владение диалогической формой коммуникации;
- формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Познавательные:
- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания».
Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы
Предлагает поиграть в дидактическую игру «Что сначала, что потом»
давайте сообща наведем порядок, расставим картинки по порядку, как растет человек. Вопросы и ответы на них:
Психолог: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)
Обобщает девочка: - сначала я была, малышом, стала девочкой, буду мамой, бабушкой.
Обобщает мальчик: - сначала я был малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.
Дети расставляют картинки на мольбертах: девочки - «От девочки до бабушки (старушки)»; мальчики - «От мальчика до дедушки (старичка)»
6
Предлагает поиграть в подвижную игру с «Семья».
Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого.
Встань, как только солнце встанет. (тянут руки вверх)
И тихонечко к окошку (тянут руки вперёд)
Руку луч к тебе протянет-(подставляют руки солнышку)
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама (проводят ладонями по лицу, и дотрагиваются до обуви)
И умытым и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром! »(дети повторяют вместе с педагогом "С добрым утром")
А потом с улыбкой, с песней (широко разводят руки)
Выйди к травам, людям, птицам…
И весёлым, интересным
День твой должен получиться (улыбаются друг другу)
Дети вместе с воспитателем сопровождают чтение жестами и движениями.
- формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предлагает поиграть в игру «Реши весёлую задачку», обьясняет правила: прослушать стихотворение «Моя семья» и ответить на вопросы:
Сколько человек в семье? Установить родственные взаимоотношения между членами семьи, о которой идёт речь.
Моя семья.
Задам тебе задачку я.
Послушай, вот моя семья!
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка
Такая вот у нас семья, А самый младший-я.
Дети внимательно слушают, и считают из скольки человек состоит эта семья. Проявляют интерес, высказывают своё мнение.
Устанавливают родственные взаимосвязи между членами семьи в стихотворении.
8
Рефлексия.
Предлагает детям полоски красного и зеленого цветов, 1 полоску - желтого. Сообщает, что тот, кто взял полоску красного цвета расскажет, что сегодня нового вы узнали о семье, а зеленого - что хотели бы еще узнать и какие опыты еще провести.
Дети выбирают полоски и отвечают.
- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
V этап: «Включение нового знания (способа действия) в систему».
Цель: создание условий для включения нового знания во внутренний опыт воспитанников.
9
Работа в альбоме.
Предлагает зарисовать свою семью в альбоме.
Дети зарисовывают свою семью. Делают выводы о поделанной работе.
- развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Личностные:
- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.