- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект: «Патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами культуры народа-ханты»
Проект: «Патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами культуры народа-ханты»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова Ю.В. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект: « Патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами культуры народа-ханты»
Разработала: Воспитатель группы №11 «Антошки» Борисова Юлия Викторовна
Краткосрочный -1 месяц
Участники проекта: Воспитанники старшей группы №11, воспитатели группы, родители (законные представители).
Актуальность:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» определила цели, задачи и основные пути патриотического воспитания, направленного на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов». Общеизвестно, что формирование чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство следует нужно начинать еще в дошкольном возрасте.
Структурные компоненты гражданственности и патриотизма.
1.Когнитивный компонент представляет собой систему усвоенных личностью социальных знаний, понятий, суждений, представлений. Этот компонент является базовым для развития других образований и включает в себя представления о том, что такое Родина, гражданин. Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называются страна, в которой он живет, родной край, город (село), какова природа страны и того конкретного места, где он живет; кто населяет край, чем он славится, что представляют собой искусство, традиции, обычаи этого края;
2.Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте. На уровне эмоциональных отношений формируются оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений.
3.Поведенческий компонент выполняет проверочно-диагностическую функцию .
В целях воспитания интереса и любви к малой Родине через ознакомление дошкольников с родным краем были выделены задачи.
Задачи:
1.Развитие у старших дошкольников общего представления о народах Севера.
2.Ознакомление детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты, воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других народов.
3.Воспитание у ребенка основ гуманистической системы ценностей посредством ознакомления его с ценностями коренных народов Севера, накопленных поколениями и отраженных в обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества.
4.Воспитание у детей интереса, бережного и созидательного отношения к природе родного края, развитие способности чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
5.Развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать и мыслить логически; развитие воображения, фантазии, творческих способностей; обогащение словарного запаса и развитие речи.
6.·Повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
В соответствии с поставленными задачами были определены этапы работы по проекту:
1.Диагностико-прогностический (информационно - аналитический).
2.Организационный.
3.Практический .
4.Итоговый (результативный).
Работа по проекту предполагала совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Содержание проекта включает тематические блоки, в каждом из которых прослеживается интеграция краеведения в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения .
1.«Национальная изба» - знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища.
2.«Декоративно-прикладное искусство» - знакомство со способами изготовления посуды, узорное ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий бисером и мехом.
3.Фольклор. Знакомство с устным народным творчеством народов ханты. ( мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, театрализация).
4. Знакомство с эффективными средствами физического воспитания (подвижные игры, состязания, самобытные физические упражнения).
Формы и приемы работы с дошкольниками:
1.Игровые действия с предметами утвари народа ханты;
2.Конкурс рисунков «Мой дом - Югра»;
3. Экологическая акция «Спасти и сохранить»;
4.Экскурсия в мини-музей, в ДОУ;
5. Развлечение «Вороний день»;
6 Экскурсия в музейно выставочный комплекс города Лангепаса.
Работа с родителями и детьми (совместная):
-
Экологическая акция «Спасти и сохранить»;
-
Совместные экскурсии в музейно выставочный комплекс;
-
Праздник «Вороний день»;
-
Творческая работа «Мой дом - Югра»;
-
Творческая гостиная («Изготовление оберегов»).
Для оценки эффективности реализации проекта была применена диагностика, которая включала блок методик, направленных на выявление: степени представлений об особенностях своего края и отношения к нему, а также - степени сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданственности.
Для оценки мотивационного компонента использовались: беседа, наблюдение, анкетирование участников образовательного процесса
.Когнитивный компонент оценивался по наличию у детей конкретных знаний о составе своей семьи; названии города, в котором живет ребенок; знаний о природе родного края; культуре и традициях народа ханты.
Деятельностный компонент оценивался по сформированности конкретных умений и навыков. Для этого оценивались продукты деятельности ребенка (рисунки, рассказы).
Результат:
За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с различными учреждениями культуры (Детская художественная школа, Музейно-выставочный комплекс .)
Сравнительное обследование показало, что у детей, с которыми проводилась проектная работа, заметно выше интерес к родному краю, городу , в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У этих детей отмечалось устойчивое проявление уважительного отношения к народу ханты, истории, культуре и обычаям родного края.