- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Медико - педагогический совет Хорошо развитая речь ребёнка - залог его успешности в школе. Выступление на тему Игровые методы и приёмы активизации родной речи младших дошкольников
Медико - педагогический совет Хорошо развитая речь ребёнка - залог его успешности в школе. Выступление на тему Игровые методы и приёмы активизации родной речи младших дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габдуллина Р.О. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №83 «Фея»
Медико - педагогический совет
«Хорошо развитая речь ребенка - залог
его успешности в школе»
Выступление на тему:
«Игровые методы и приёмы активизации
родной речи младших дошкольников»
(из опыта работы)
Подготовила
воспитатель:
Габдуллина Р.О.
г. Набережные Челны
2014г.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками.
Обучение диалогическому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры - драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов - такие виды деятельности, в которых речь вступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Существуют различные приёмы активизации родной речи в работе с детьми дошкольного возраста. Чтобы пробудить речевую активность каждого ребёнка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями мы стараемся проводить работу с небольшими подгруппами детей. В большом коллективе дети либо молчат, либо шумно высказываются все разом.
Объединение в небольшие подгруппы позволяет удовлетворить потребность каждого ребёнка быть услышанным и понятым.
Активизация речи в нашей группе проводится через следующие приёмы:
Пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения у ребёнка развивается мелкая моторика рук - это благоприятно влияет на развитие речи.
«Я в руке флажок держу, и ребятам им машу» (Флажок).
«Лодочка плывёт по речке, оставляя в воде колечки» (Лодочка) и т. д.
Подвижные игры со словами. Эти игры создают основу игрового и речевого взаимодействия.
«Гуси - гуси…»
«У медведя во бору»
«Лохматый пёс»
Чистоговорки.
СО-СО-СО- катилось колесо.
ВА-ВА-ВА- в лесу растёт трава.
Рассказы из личного опыта, сочинения по набору игрушек - воспринимаются педагогами как монологическая речь - отсутствие установки на ответ, это речь одного лица.
«Как ты провёл выходные?»
«Что ты видел по пути в детский сад?» и т. д.
Словесные игры. Эти игры направлены на воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
«Чего не стало?»
«Бывает, не бывает»
«Закончи предложение» и другие.
Чудесный мешочек. Играем с различными тематиками.
«Геометрические фигуры»
«Овощи, фрукты»
«Дикие и домашние животные» (игрушки)
«Посуда»
Стихи А.Барто. Проводим день любимых стихов А.Барто, дети по желанию рассказывают стихотворения друг другу.
Игры по УМК. Идёт диалог между воспитателем и ребёнком
«Кого нет?» «Кем юк?»
«Нэрсэ юк?» «Чего нет?»
«Это кто?» «Бу кем?» и много других.
Игра - драматизация. Важна для развития диалогического общения тем, что ребёнок встаёт в позицию сказочного персонажа.
«Теремок»
«Колобок»
«Репка»
«Маша и медведь». Эти сказки мы драматизировали во второй младшей группе. В средней группе мы прочитали «Сказку о глупом мышонке», обсудили, выучили слова персонажей и начали игру- драматизацию «Сказки о глупом мышонке».
Сейчас уважаемые коллеги мы с вами поиграем в игру- драматизацию «Сказка о глупом мышонке». (Чудесный мешочек с масками, воспитатели выбирают маски из него, вспоминаем слова героев, читаю слова автора, воспитатели по ролям выполняют действия)