Аналитические справки по тематическому контролю

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-аналитическая справка
по итогам оперативного контроля

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду по развитию речи детей: средствами обследования воспитательно-образовательного процесса; установить качество реализации образовательной программы по разделу речевое развитие; выявить причины и факторы, определяющие качество работы по речевому развитию

Методы контроля: беседы с участниками образовательного процесса, наблюдение за речевой активностью детей в игровой деятельности, анализ планирования, изучение содержания книжных уголков.

Обследование проводилось: 15.09.2014 года.

Обследование проводил: ст. воспитатель Перминова А.М.

Для обследования уровня развития речи детей была использована схема составленная по методике О.С. Ушаковой. Были проверены владение словарем, грамматика, фонетика, умение рассказывать стихи, знание пословиц и поговорок. В результате было установлено, что у 70 % детей достаточный словарный запас, соответствующий своему возрасту, 52 % детей владеют грамматическим строем, у 60 % фонетика соответствует возрастному уровню, у 75 % достаточно развита связная речь, 100 % детей умеют рассказывать стихи, называют пословицы, поговорки.

Видно, что большой процент дошкольников имеет проблемы в речевом развитии. В младшем дошкольном возрасте у 35 % детей имеются проблемы с пониманием слов, близких и противоположных по смыслу, а так же разных значений многозначных слов. У 55 % старших дошкольников имеются трудности с пониманием и употреблением разных значений многозначных слов. 40 % старших дошкольников испытывают трудности с подбором антонимов и синонимов к заданным словам.

Анализ знаний детей грамматической стороны речи показал, что 40 % младших дошкольников не умеют правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении, 65 % детей не умеют составлять предложения разных типов. У старших дошкольников 55 % не всегда правильно согласовывают существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, согласовывать существительное с числительным, 40 % испытывают затруднения с образованием форм родительного падежа (зайчат, жеребят), 60 % не могут правильно образовывать формы повелительного наклонения (спрячься, потанцуй) и сослагательного наклонения (искал бы).

40 % младших дошкольников не произносят правильно в соответствии с возрастом звуки родного языка, 30 % затрудняются в нахождении слов, сходных и различных по звучанию, 50 % не умеют правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами. У старших дошкольников 30 % детей затрудняются с дифференцированием звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р, 70 % с трудом различают твердые и мягкие звуки, 50 % с трудом подбирают слова и фразы, сходные по звучанию.

40 % детей старшего дошкольного возраста умеют развивать сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания.

В ходе контроля было организовано посещение занятий в различных возрастных группах. Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия.

Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала. На занятиях организована работа над звукопроизношением на достаточном и допустимом уровнях, развитие связной речи на допустимом уровне, работа по активизации словаря на допустимом уровне, работа по развитию грамматического строя речи на достаточном и допустимом уровнях.

Однако, речевая плотность занятия низкая во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

В ходе контроля были проверены рабочие программы, с целью установления уровня планирования непосредственной образовательной и нерегламентированной совместной деятельности с детьми по речевому развитию. Непосредственно образовательная деятельность запланирована в полном объеме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием образовательной области «коммуникация». Для закрепления полученных знаний в совместной деятельности планируются дидактические игры на развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя и др. В нерегламентированной деятельности планируется работа по загадыванию загадок, организации общения с детьми по интересным для них темам. Запланированы досуги, викторины, интеллектуальные игры. В календарных планах педагогов регулярно планируется индивидуальная работа с детьми по речевому развитию. Можно рекомендовать включить в рабочие программы работу по словотворчеству, самостоятельную художественно-речевую деятельность.

Важное значение, для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки, уголки ряжения, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх, уголки науки, природы, сенсорные уголки и т.д. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. В группах педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить в полном объеме непосредственно-образовательную деятельность. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы во всех группах имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако педагогами не достаточно используется развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Организуют взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи. В деском саду ухудшились условия для индивидуальной работы с детьми (не стало учителя-логопеда). Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера в отдельных группах.

Ст. воспитатель ДОУ ________/А.М.Перминова















Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями программы»

В МАДОУ «Детский сад № 45» - к/в в сентябре 2014 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями программы» с целью проверки создания комфортных, безопасных и благоприятных условий для развития детей в разновозрастных группах, в условиях подготовки работы по ФГОС.

Проверку осуществляли: старший воспитатель Перминова А.М., инструктор по физическому воспитанию Гильмутдинова А.Ф., педагог-психолог Мананова Л.М..Тематический контроль был осуществлен во всех 12 группах ДОУ.

Были проанализированы следующие вопросы:

  1. Целесообразность размещения спортивного инвентаря в группах.

  2. Наличие в группах наглядного материала и эстетика его оформления.

  3. Методическое обеспечение групп согласно ФГОС.

Использовались следующие формы и методы контроля:

1. Анализ предметно-развивающей среды в группе на основе обследования и наблюдения.

2. Анализ анкет оценки предметно-развивающей среды самими воспитателями.

3. Беседа с детьми.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее.

Технически оборудованы все обследуемые помещения ДОУ: отдельные и достаточно оснащены кабинеты методиста, логопеда с психологом, а также залы, музыкальный и спортивный.

В 8 из 12 групп есть магнитофоны, телевизоры и DVD, но недостаточно аудио, видеодисков и кассет с развивающей направленностью.

В группах созданы условия для эстетического развития детей. Положительным является большое количество деталей интерьера, касающихся самих детей, а именно фотографии детей и продуктов детского творчества.

Во всех групповых помещения четко выделены учебные зоны, которые при необходимости могут трансформироваться. Планирование групп располагает как для групповой работы, так и для занятий с подгруппами и индивидуальной работы.

В подборе материалов и игрушек для сюжетных игр отмечается однообразие. В данном виде игры, учтены в большей степени интересы девочек, нежели мальчиков. Представлены в недостаточном количестве куклы, моделирующие различные профессии. Атрибутика для ролевых и режиссерских игр так же не выделяется разнообразием и представлена в малом количестве.

В большом количестве представлены игры с правилами, среди которых и дидактические игры. Присутствуют как традиционные игры по правилам - лото, домино, настольные игры, так и более современные - «Монополия», «Правила дорожного движения», «Азбука-тренажер» и т. д.

Все обследованные группы ДОУ хорошо обеспечены материалами для продуктивной деятельности, в том числе разнообразными конструкторами.

Материал для речевой и познавательной деятельности представлен в достаточном количестве, в виде детской литературы, образно-символического и учебного материала. Книги для детей представлены во всех обследуемых группах, но большинство из них требует замены по причине естественного износа. Имеются в ограниченном количестве периодические издания. В большом количестве представлен дидактический материал.

В то же время ощущается дефицит материала для детского экспериментирования. Во многих группах недостаточно материала для физического развития.

В двух группах выявлены затруднения в доступе к материалу для самостоятельной игры: некоторые игрушки расположены в малодоступных для детей местах, что является существенным недостатком в организации предметной среды ДОУ. Так же не у всех педагогов присутствует желание в дальнейшем совершенствовать предметно-развивающую среду своей группы.

Обобщая полученные данные, можно отметить, что проблема организации предметной среды ДОУ - недостаток материала для экспериментирования, физического развития, аудио, видео развивающей продукции.

Рекомендации:

1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. По возможности приобрести недостающие для полноценного развития детей материалы и игрушки.

3. Усовершенствовать работу с родителями направленную на обогащение предметно-развивающей среды в группах.

4. Провести работу с педагогами, направленную на стимулирование активности в совершенствовании предметно-развивающей среды своих групп.

Ст.воспитатель ДОУ________________/А.М.Перминова

Педагог - психолог ДОУ ______________/Л.М.Мананова

Инструктор по ФИЗО _________________/А.Ф.Гильмутдинова

© 2010-2022