Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Раздел Дошкольное образование
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»



Алтындатқан қолға, алтын қасық

Танымдылық - сөйлеу жоба.


Ложка точеная ручка золоченая

Познавательно - речевой проект



.





Экибастуз 2014г.


2младшая группа



Введение:

Тема: «Ложка точеная ручка золоченая»

Познавательно - речевой проект

Цель: Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно-практической деятельности. Развитие эстетического восприятия.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для реализации познавательного развития детей.

  • На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

  • Уточнить названия и назначение предметов посуды, различать и называть существенные детали и части предметов, качества.

  • Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз.

  • Учить находить отличительные признаки предметов посуды.

  • Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, около, под, за).

  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже (кастрюль, тарелок, ложек…).

  • Расширение кругозора; уточнение представлений об окружающем мире.

  • Обогатить и уточнить представления об истории возникновения ложки.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение: сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор), украшать силуэты предметов посуды аппликацией из готовых форм.

  • Развивать мышление, память, и воображение, усидчивость.

  • Развивать умение отвечать полным ответом.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

  • Уважительное отношение к культуре родной страны.

  • Воспитание нравственных качеств.

Практические:

  • Формировать навыки сервировки стола

  • Сотрудничество с семьей: Тема: Выставка ложек

  • приобщение к изобразительному искусству.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предполагаемый результат:

  • У детей сформировано умение узнавать и называть предметы посуды и ее назначение;

  • Видеть её отличительные признаки;

  • Дети могут дать элементарную оценку по внешним признакам;

  • Они проявляют желание украшать силуэты посуды по средствам изобразительной деятельности.

Участники: Воспитанники 2 младшей группы, педагоги, родители.









Актуальность темы:

Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают. Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром строиться на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Мы педагоги помогаем ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у ребенка бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», « Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.

Проект позволяет расширить представления у детей узнавать, называть предметы посуды. Формировать умений пользоваться предметами посуды по назначению.

Анализируя результаты наблюдения за детьми, выявлено, что неумело пользуются ложкой и вилкой. Формировать навыки аккуратной еды у детей: правильно пользоваться ложкой, вилкой.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.











II. План реализации проекта

Дата

План работы

1 неделя

1. Х/л. Тема: Загадки о посуде

Цель: Учить детей понимать, о чем говорится в загадке, и отгадывать ее.

2. С/р игра. Тема: "Принимайся за обед"

Цель: Закрепление названий и назначений соловой посуды. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.

3. Д/ игра. Тема: «Где стоит?»

Цель: употреблять существительные с предлогами (в, на, около, под, за)

4. Аппликация «Красивая ложечка»

Цель: Учить детей украшать силуэт ложки.

2 неделя

1.Х/л. Тема: Чтение «Федорино горе» К. Чуковского

Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы. Познакомить с новым предметом посуды - русским самоваром. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

2. С/р. Игра. Тема: "Угостим гостей чаем"

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и т.д. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Д/ игра. Тема: «Что ты достал»

Цель: Закрепить названия предметов посуды, умение классифицировать по признакам. Активизировать словарь детей.

4. Рисование (декоративное) «Ай, да ложечка»

Цель: Учить детей украшать силуэт ложки, используя приём - примакивание, рисование кругов и раскрашивание ручки одним цветом.

3 неделя

1. Х/л. Тема: Чтение сказки "Жихарка"

Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы, выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки.

2. Д/ игра. Тема: "Угадай предмет по детали"

Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части называть предмет посуды.

3. Д/игра.Тема: «Найди, что не так»

Цель: Учит группировать предметы по признакам, видеть ошибку , которую допустил воспитатель. Активизировать речь детей.

4. Лепка «Миски трех медведей»

Цель: Учить детей лепить из глины миски, используя приёмы: раскатывание, сплющивание.

4 неделя

1. Х/л. Чтение стихотворения "Ложка" К. Нефедова (отрывок)

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!

2. Д/ игра. Тема: "Из чего ложечка?"

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса).

3. Сотрудничество с семьей: Беседа: «Мамины помощники»

Тема: Выставка ложек

Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого материала была изготовлена. Раскрытие детям внешней красоты ложки.

4. Трудовое воспитание:

Дежурство по столовой

Цель: Закреплять названия посуды. Формировать навыки сервировки стола.

5 неделя

1. С/р игра. Тема: "Магазин посуды"

Цель: Закрепление названий предметов чайной, столовой, кухонной посуды, её назначение, выделяя основные признаки предметов: материал и его качества, цвет, детали и назначение. Расширить словарный запас детей. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, согласуя слова в предложении. Воспитание культуры поведения в общественных местах.

2. Д/игра. Тема: "Четвертый лишний"

Цель: Развитие логического мышления, внимание, обучение рассуждению и умению делать выводы.

3. Д/Игра. Тема: "Для чего и почему?"

Цель: Знать названия и уметь применять разные предметы посуды. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.

5. Подвижные игры:

Эстафета: «Перевези только посуду»

Эстафета: «Перенеси в ложке» (картошку, шарик…)

6. Продукт проектной деятельности: Приобретение посуды, сделанной из разных материалов, ложек (разного материала и разной величины), игрушечной посуды




Художественная литература.

Тема: Чтение сказки "Жихарка"

Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы, выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки. Упражнять в умении драматизировать знакомые сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизация-ложка точеная, ручка золочёная, кот, петух, лиса, Жихарка, лапкой слезы утирает, крылышком подбирает, домовничает.

Предварительная работа: чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, драматизация русских народных сказок.

Оборудование: лес, избушка кота, петух, избушка с печкой лисы, лопата, стол с кухонной утварью, ложки.

Ход:

-- Ребята к нам в гости пришел Нафанюшка-домовой , он живёт в домах и в сказках. Нафанюшка хочет поиграть с вашими пальчиками и ручками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Мишка косолапый по лесу гулял

Под сосной высокой землю он копал

Левая рука - сосна сгребаем пальцами правой руки возле «сосны»

Выкопал берлогу и улёгся спать

Левый кулачок накрыть правой ладонью

Звёздочки снежинки падали с небес

Замели дороги, замели весь лес

Руки медленно опускаются вниз, шевеля пальцами - «снегопад»

И деревья ветер зиму всю качал

Руки поднимаются вверх, пальцы растопырены, качаем руками вправо, влево

И всю зиму мишка крепко спал

Сложенные вместе ладошки кладем под щеку, глаза закрываем.

--Ребята, а вы сказки любите? А какие вы сказки знаете? (ответы детей).

--Хотите я вам расскажу русскую народную сказку про маленького удальца, называется она «Жихарка». Ребята Нафанюшка мне говорит, что он хоть и сказочный герой и знает много сказок но эту сказку тоже хочет послушать. Садитесь поудобней и ты Нафанюшка, тоже садись (усаживаю игрушку на пенёк).

--Ребята я вам расскажу сказку про удальца, молодца хоть и мал, но отважный, смелый, находчивый. Про такого говорят «Мал да удал».И так ,сказка начинается.

-----Рассказываю сказку «Жихарка». По окончании рассказывания беседуем по содержанию сказки:

--А кто такой Жихарка? Каким он был? Можно ли сказать что он удалец? Почему? Где и с кем жил Жихарка? Что делал он когда кот и петух уходили на охоту? Как по другому сказать? (домовничал).

--Когда ложки раскладывал что приговаривал? Какая была ложка у Жихарки? (точёная, ручка золочёная). Как лиса обхитрила Жихарку? Пока лиса собиралась поджарить Жихарку кот и петух плакали. Вспомните про это сказано в сказке (кот лапкой слезу утирает, петушок крылышком подтирает). Как сказать по другому про их настроение ( грустили, переживали, печалились). Как Жихарка перехитрил лису? Как встретили кот, петух Жихарку? ( ну Жихарку обнимать, ну целовать). Молодцы !

--А сейчас я хочу с вами поиграть а Нафанюшка мне поможет. Ребята покажите как ходит лиса? А как ходит кот? А как петух? А как Жихарка сел на лопату? А как плакал кот и петух? Как радовалась возвращению Жихарки? (проводится этюд на выразительность движений).

--А сейчас я хочу вместе с вами поиграть в сказку. ( Выбираются персонажи сказки, перевоплощаются в героев сказки-одеваются шапочки, парики, детали костюма).

Драматизация сказки «Жихарка» детьми.

Слова автора произносит воспитатель и дети не задействованные в драматизации помогают. По окончании сказки представляю участников-- героев сказки.

--Ребята вам понравилось, как дети играли в сказку? Кто ваш любимый герой сказки? Почему?

«Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!»


Трудовое воспитание: Дежурство по столовой

Цель: Закреплять названия посуды.

Формировать навыки сервировки стола

Художественная литература.

Тема: Чтение стихотворения "Ложка" К. Нефедова (отрывок)

Цель: Раскрытие детям внешней красоты ложки.

Стихотворение:

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!...

Работа по алгоритму.

Показать детям разные по размеру ложки и определить для чего она нужна.

1. Ребята, что это? (ложки, посуда)

2. Для чего она нам нужна? (кушать суп, кашу и т.д.)

3. А эти ложечки одинаковые? (разные: большая, поменьше и маленькая)

4. А нужны ли нам эти ложка? (чтоб раскладывать еду по тарелкам,

кушать суп и кашу, класть сахар в чай).

5. Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая,

блестящая, красивая, украшена цветами и узорами)

6. Эта ложка красивая? Что у неё красивое?

Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок,

чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки - черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи - цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска. Такую ложку ещё называют поварешкой.

Прочитать продолжение стихотворения "Ложка".

На кухне, в гостиной во время застолья

Есть ложки для сахара, перца и соли,

А суп разливают большой поварешкой

Вот только для моря не видел я ложки!...

Вот какие красивые эти ложки.

Д/и. Тема: «Из чего сделали ложку?»

познавательная деятельность (экспериментирование)

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо).

Ход занятия:

Загадать детям загадку: "Сама не ем, а людей кормлю".

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Кто-то к нам пришел?

Заходит мишка-медведь.

Мишка: Здравствуйте, это я, Миша!

Дети: Здравствуй, Миша!

Воспитатель: - А что ты, Мишенька, с собой принес?

Мишка: - У меня с собой 3 ложки. Мы с моим другом зайкой никак не могли

определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы

нам помогли это узнать. Вы нам поможете?

Дети: - Да, поможем.

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы

и магнит).

- кубик из дерева, он какой? (деревянный)

- кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый)

- магнит из железа, он какой? (железный)

Воспитатель: - В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.

Опыт 1:

Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.

Воспитатель: - Что вы видите? (ответы детей)

Мишка: - Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева!

А железо самое тяжелое и оно сразу тонет.

- А можно также проверить мои ложки?

Воспитатель и дети.: - Конечно!

Опыт 2:

Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная -

утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая - на

поверхности воды.

Мишка.: - Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать

своему другу - зайчику. Мне пора, до свидания!

Мишка уходит.

Воспитатель: - Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться.

- Ой, а в чем мы помогли, я уже забыла. Подскажите, пожалуйста!

Дети помогают, дают свои ответы о проделанной работе.

Дидактическая игра «Угадай предмет по детали»

Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части называть предмет посуды.

Развивать умение анализировать и синтезировать, представлять целостный образ предмета; развивать воображение, зрительное восприятие; формировать интерес к играм-загадкам.

Материалы: карточки с изображением отдельных деталей предметов посуды, шаблоны.

Педагог раздает детям карточки, на которых изображена деталь предмета посуды. По ней ребенок должен отгадать сам предмет, назвать его, дорисовать (при дифференциации сложности задания лучше дать шаблоны). Предметы посуды можно разрисовать и устроить выставку, на которой каждый ребенок расскажет о том, как он разукрасил свой предмет, какими деталями разрисовал отдельные части.

Дидактическое упражнение. «Для чего и почему»

Цель: Знать названия и уметь применять, объяснять назначение разные предметы посуды. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.

Педагог предлагает детям внимательно послушать вопрос и ответить на него так, чтобы для всех было понятно назначение предмета посуды или конкретной ее части.

Для чего половнику нужна длинная ручка и глубокое основание?

Для чего чайнику носик?

Для чего чашке ручка?

Для чего кастрюле две ручки?

Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мелкую?

Почему к чаю подают маленькую, а не большую ложку?

Для чего посуду моют после каждого приема пищи?

Аппликация. Тема: «Красивая ложечка»

Цель: Обучение детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагая аппликацию в центре черпачка и на конце ручки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение "Ложка"

"Не вычерпать ложкой глубокое море!" -

С таким утверждением трудно поспорить.

Однако никак не могу я понять:

Зачем же соленую воду хлебать?

Я ложкой люблю, есть пирожное,

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!

Заходит старушка со сломанным черпачком, грустная, чуть не плачет.

Воспитатель: - Что случилось, бабушка?

Бабушка: - Ой, ребятки! Варила я кашку своим внучатам, да случайно уронила свой черпачок, а глаза мои плохо видят, я сама же и встала на него,

он и переломился. Ой - ой - ой!

Бабушка в расстроенных чувствах садится на стул и начинает дремать

Воспитатель: - Ребята, давайте пожалеем бабушку и поможем ей.

- Согласны? (да)

- Мы с вами не просто поможем ей, а еще и украсим черпачки и будет у

бабушки их много: для супа, каши компота и для других блюд. И она больше

не будет плакать.

Воспитатель: - Пойдемте на места, и я покажу вам, как мы украсим черпачки

для бабушки.

Работа детей по показу воспитателя.

Воспитатель: - Вот молодцы, какая красота. Пойдемте тихонечко, чтоб она не испугалась, ведь она старенькая, разбудим бабушку и скажем ей, что черпачки готовы.

Тихонечко подходят и будят, сообщают ей, что все готово.

Бабушка: - Ай-да ребятки, ай-да молодцы! Да как же вы это сделали?

(Ответы детей)

Бабушка радостная уходит.

Тема: Чтение «Федорино горе» К. Чуковского

Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы. Познакомить с новым предметом посуды - русским самоваром. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

Федорино горе - это горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. А почему? Так ведь бабушка была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей столовой утвари. Вот вся посуда и сбежала в лес, но раскаялась бабушка Федора, догнала бедняжек и пообещала им исправиться.

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»




Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»




Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»



Чтение детям сказки "Федорино горе".

Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы. Познакомить с новым предметом посуды - русским самоваром. Помочь детям понять юмор этого произведения, определить самые смешные эпизоды, выбрать отрывок, который понравится больше других, оценить поступки Федоры. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

Предварительная работа: (по обогащению и уточнению словаря). За 1-2 дня до занятия воспитатель вносит в книжный уголок книгу "Федорино горе". Рассматривая с детьми книгу выясняет, как они понимают следующие слова: сито, корыто, кочерга, самоварище, труба, кадушка, ушат, тараканы - прусаки, уточнить их смысл.

Словарная работа на занятии: Фарфоровые блюдца, медный таз, растопырила глаза, расфуфырили хвосты, побежали во всю прыть, темный бор.

Ход занятия

Воспитатель показывает два блюдца, говорит, что они фарфоровые, легко бьются. Предлагает послушать, какой получится звук, он ударяет блюдце друг о друга, затем блюдце о стакан: "Дзынь! Дзынь!" , объясняет, что такое таз, и, если есть возможность, показывает его.

Затем он спрашивает у детей: "Как вы думаете, "побежали во всю прыть" - это быстро бежали или не очень быстро?", объясняет, что такое темный бор. Напоминает произведения К. Чуковского, с которым детей знакомили "Айболит", "Мойдодыр", "Телефон" и т.д., и рассказывает, что книжку "Федорино горе"тоже написал Корней Чуковский, а фарфоровые блюдца и медный таз, как раз живут в этой самой книжке. Затем воспитатель читает сказку и задает вопросы.

Вопросы:

Как называется книжка, которую я прочла?

Почему она называется "Федорино горе"?

Почему посуда от Федоры убежала?

Какая это книжка?

Кому, что в этой книжке показалось особенно смешным?

Можно обратить внимание детей на фразы "Тут Федорины коты расфуфырили хвосты", "Испугалася коза, разтопырила глаза" и т.д.

В заключение воспитатель читает отрывки из произведения по желанию детей.

С/р. Игра. Тема: "Угостим куклу Катю чаем"

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и т.д. Учить наблюдать за игровыми действиями педагога; учить проводить игровые действия по образцу; учить воспроизводить в игре цепочку жизненных действий; воспитывать аккуратное, бережное отношение к кукле, культуры поведения за столом.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель, посуда. Фартуки для каждого играющего ребенка.

Ход игры

Организационный момент. Здесь живет кукла Катя. Она проснулась. Давайте наденем фартуки и поможем ее маме ухаживать за своей дочкой Катей.

Развитие сюжета. Сейчас я ее подниму, аккуратно сниму одеяльце, сложу его. Ребята, что вы делаете утром, после того как проснулись? Правильно, идете умываться! Надо умыть нашу Катю. Приготовьте мыло, зубную щетку, пасту, полотенце. (Каждый ребенок намыливает игрушечным мылом кукле руки, лицо, шею, смывает мыло у игрушечного умывальника.)

После умывания нужно одеться. Во что оденется Катя? Выберем для нее самое красивое платье. Посмотрите, как надо одевать Катю. Теперь помогите Кате причесаться. (Кто-то из детей причесывает куклу.)

Ребята, надо спросить у Кати, что она хочет на завтрак? Спросите у Кати , какую кашу ей сварить. Скажите: «Катя, ты любишь манную или овсяную кашу?» Давайте теперь вскипятим в кастрюле молоко. Нужно положить в кастрюлю манной крупы, соль, сахар. (Кто-то из детей помешивает кашу ложечкой, кто-то насыпает в кастрюлю воображаемую крупу.)

Давайте позавтракаем вместе с Катей. Посадите Катю за стол. Посмотрите, как я накладываю кашу в тарелку для Кати. Возьмите тарелку для себя и положите кашу, как я это делала. Что надо пожелать за столом? Катя тоже говорит: «Приятного аппетита!» Я буду кормить Катю, а вы садитесь рядом и кушайте сами. (Дети садятся за стол.)

Теперь давайте пить чай. Ребята, приготовьте чашки для чаепития. Чайник горячий. Посмотрите, как я наливаю кипяток и заварку. Помогите Кате налить чай и налейте себе. (Дети разливают чай и садятся за стол.) Напились чаю? Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить ее на место. ( Дети собирают посуду. Кто-то из детей ее моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребенок. Это дает возможность опосредованно руководить действиями детей.)

После завтрака можно пойти погулять. Помогите Кате одеться для прогулки. (Дети подбирают одежду и одевают куклу.) Снимите свои фартуки и аккуратно положите их на место. Скажите, во что вы играете на прогулке? (Дети рассказывают, как строят дома из песка, играют в салки.) Научите Катю играть с вами.

Итоги игры. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Как вы думаете, понравился Кате завтрак? Давайте спросим Катю, вкусный ли был завтрак? Кто аккуратно раскладывал кашу и наливал чай? Кто убирал со стола? Кто учил Катю играть на прогулке? Как вы думаете, понравилось Кате играть с вами? Молодцы.

Дидактическая игра. Тема: «Что ты достал»

игр на основе игры «Чудесный мешочек»

МАТЕРИАЛ: предметы, хорошо знакомые детям, мешочек.

ХОД ИГРЫ:

Дети самостоятельно поочередно достают из мешочка предметы и отвечают на вопросы педагога: а) что это такое? б) для чего это? в) покажи действие с этим предметом, а также составляют описательный рассказ по схеме о своём предмете по алгоритму.

1. Название.

2. Цвет.

3. Размер.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

ТЕМА: Чайная посуда (первичное ознакомление)

ЦЕЛЬ: Закрепить названия предметов посуды, умение классифицировать по признакам. Активизировать словарь детей.

СЛОВАРЬ: чашка, чайник, блюдце, наливать.

МАТЕРИАЛ: игрушечный чайник, 6 чашек и 6 блюдец, 6 игрушек - кукол, чудесный мешочек.

І. Заинтересовывающий момент (эмоциональная установка):

Ребята посмотрите-ка, что я вам принесла. Чудесный мешочек! Как вы думаете, что там может лежать? Идите все сюда. Садитесь. Давайте развяжем бантик. Алина, потяни за конец ленты. Саша, вытяни ленту, давай ее сюда. Что у нас тут? Ну-ка, загляните в чудесный мешочек. Сколько здесь, красивых предметов...

ІІ. Основная часть.

1. Рассматривание чайной посуды. (Беседа о назначении чайной посуды)

Софья, достань что-нибудь из коробки. Что это? Это чашка. Л это что? Это тоже чашка. И еще одна чашка. А это блюдце. Кирилл, что ты достал? Это тоже блюдце. А вот посмотрите, какой чайник!

Давайте поставим все эти предметы на стол. Что ты ставишь, Софья? А ты Кирилл?

А где чайник? Вот чайник.

А кто знает, для чего нужен чайник? Из него напивают чай. И у нас есть чайник. Наша няня Олеся Васильевна из него наливает всем детям чай.

Куда же чай наливают? Во что?

Правильно в чашки. Для чего нужны чашки?

Чтобы пить чай. Из чашек пьют чай. Вкусный чай, горячий, чтобы не горячо было рукам, чашку держат за ручку. Вот ручка у чашки. Так удобно брать чашку. А куда мы ставим чашки с чаем? Прямо на скатерть? Нет на блюдце. Давайте же поставим все чашки на блюдца. (Следить, чтобы возле каждого ребенка стояла чашка с блюдцем).

Создание игровой ситуации. Организация действий детей

Вот у нас есть чайник, есть чашки с блюдцами...

Можно и чай пить. Мы уже, правда, пили чай сегодня утром. А вот наши куклы не пили. Давайте их угостим. Кто будет наливать чай из чайника? Все по очереди.

На этом занятие можно закончить переходом к самостоятельной игре

Но, если ситуация позволяет, можно провести дидактическую игру: "Угадай, чего не стало?" - из трех* предметов: чашка, блюдце, чайник (или их изображение). Или дидактические упражнение "Что для чего"(Для чего чашка? И т.д.)

ІІІ. Итог занятия

Складывание посуды в коробку (при этом предлагая каждому): Дай мне блюдце, Саша и т.д. Что ты мне даешь?

Дидактическая игра. Тема: "Четвертый лишний"

Цель: Развитие логического мышления, внимание, обучение рассуждению и умению делать выводы.

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Рисование (декоративное) «Ай, да ложечка»

Цель: Учить детей украшать силуэт ложки, используя приём - примакивание, рисование кругов и раскрашивание ручки одним цветом. Совершенствовать навыки рисования. Развивать чувство цвета и композиции.

Ход занятия:

Часть 1. Организационная.

Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. Передают корзину с ложками. Персонаж - ряженая ложка в платке и в юбочке.

Ложка: Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Кто ты?

Ложка: я - ложка. Езжу я по городам да странам за разным товаром. Купила я много удивительных вещей. А что это за вещи такие вы попробуйте догадаться. Раньше у простых людей не было ни вилок, ни ножей. А ели они супы, каши. Люди так и говорил: «Суп да каша - пища наша!» А чем удобней есть такую пищу (ответы детей) правильно, ложкой.

Воспитатель расстилает на столе расшитое полотенце и раскладывает на нем ложки.

Часть 2. Беседа

Ложка: На Руси простые люди делали вот такие ложки. Из чего они сделаны? (из дерева) значит они какие?

Дети: деревянные.

Ложка: они всегда были, есть и будут очень легкие и удобные, ведь в изготовление каждой из них мастер вкладывает частичку себя. Кроме того, кушая деревянной ложкой практически не возможно обжечься даже кушая очень горячую пищу.

Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?

Дети: расписные.

Ложка: правильно, это расписные ложки. Давайте вместе скажем как называются ложки которые люди расписывают - расписные.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Часть 3. Практическая.

Ложка достает из корзины шаблоны ложек, раскладывает их на столе. Дети выбирают для себя шаблон.

Ложка: Я всех вас превращаю в мастеров - художников и предлагаю вам расписать эти ложки.

Физкультминутка.

А теперь дорогие мои мастера, приступаем к работе. Дети расписывают ложки гуашью.

Ребята, какие у вас красивые ложки получились. Давайте устроим выставку.

Воспитатель: спасибо тебе, Ложка, за интересный познавательный рассказ. Теперь ребята все о ложках знают и смогут родителям рассказать и братишкам, и сестренкам, и друзьям.

Ложка: Пожалуйста. Мне очень у вас понравилось. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, да правильно отвечали на вопросы. Вы молодцы. Я хочу оставить вам вот эти шаблоны и предложить дома, вместе с родителями нарисовать ложку, любую. А потом вы соберете их все вместе и отправите мне почтой, мне будет очень приятно. А теперь мне пора. Меня ждут мои подружки. До свидания, ребята! Будьте здоровы! Кушайте хорошо! Да правильно держите ложку за обедом!

Дети прощаются с ложкой.

Тема: Выставка ложек

Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого материала была изготовлена. Раскрытие детям внешней красоты ложки.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)

Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)

Развивающие:

Расширять словарный запас детей (, части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись).

Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире

Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов; презентация для детей: «Ложки»;

Предварительная работа: рассказы об истории возникновения ложек с подбором иллюстраций; подбор загадок, пословиц, посвящённых ложкам; выставка ложек, применяемых нами в быту; занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»

Материалы и оборудование: камни, ракушки, тарелка с вареньем, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, пластмассовые ложки на каждого ребенка, ткань, лента для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель дает детям ложки.

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка - труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Самые первые ложки появились в Египте и сделаны были из камня и из обожженной глины. Какая это ложка?

Дети: глиняная.

Ложка: глиняной ложке не требовалась прочность потому что ей ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. Позже стали изготавливать ложки из различных металлов.

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот.

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки.

У нас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льется, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. (Ответы детей) А чего не хватает? (Ручки).

Воспитатель: Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, они не знали. Ели жареное мясо, ягоды, растения, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо, оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватил за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. С тех пор люди стали есть палочками.

- Ребята, а вы знаете, что есть такие страны, например, Япония, где люди до сих пор едят палочками, причем двумя, которые называются хаси.

- Как вы думаете, удобно было есть палочками? Почему? (ответы)

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.

- Как вы думаете, деревянная ложка удобна? Чем? (легкая, красивая, легко сделать)

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?

Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три - вот и в музее мы!) закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных ложек. И все они разные. ( Дети рассматривают ложки, трогают их руками).

.Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.

Воспитатель находит металлическую ложку в «музее», показывает её детям .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать - одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем в комнату опытов.

Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами.

Воспитатель: Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.

ОПЫТ С ВОДОЙ, Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) - железная, утонула сразу, другая (из чего?) - деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна ложка утонула? ( Она тяжёлая - железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? ( Они лёгкие - из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по - разному, они одинаковые? ( Разные).

- А теперь мы попробуем согнуть ложечки.

ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Дети начинают сгибать ложки: гнётся пластмассовая, не гнутся - деревянная и железная, но деревянную можно сломать).

Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по - разному.

А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? ( Если дети не могут сказать - подсказать с помощью магнита).

ОПЫТ С МАГНИТОМ. Все ложки проверяют с помощью магнита.

- В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки, а музыканты - ложечники (ложкари) играют постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребенок: Ложки, ложки

Расписные ложки

Ложки золоченые

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Воспитатель: Какой замечательный подарок - концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное одеваете красивые платья, рубашки? Может быть и мы с вам на день рождения ложку нарядим?!

На столах лежат пластмассовые ложки и атрибуты для украшения

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая»

Проводится пальчиковая гимнастика

«Посуда»


Самостоятельная работа по украшению ложек.

После того, как дети нарядят свои ложечки - они украшают пластилином их лица: из синего пластилина - глазки, из красного - ротики.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Дети садятся вокруг круглой желтой коробочки с лентами.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажете, потяните на себя ленточку.

Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии. Походу воспитатель задает вопросы по теме занятия. Например:

- Из чего была сделана первая ложка?

- Каким предметом греки заменяли ложки?

- какими ложками пользуются японцы?

- какими ложками пользовались на Руси?

- какие ложки тонут в воде?

- какие ложки плавают на поверхности воды?

- какие ложки держаться на поверхности воды?

- какую ложку можно согнуть?

- какую ложку можно сломать

- какие ложки не гнутся?

- все ли ложки притягивает магнит?

- где мы с вами побывали сегодня?

Воспитатель: Что у нас получилось

Дети: Солнышко!

Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.

С/р игра. Тема: "Магазин посуды"

Цель: Закрепление названий предметов чайной, столовой, кухонной посуды, её назначение, выделяя основные признаки предметов: материал и его качества, цвет, детали и назначение. Расширить словарный запас детей. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, согласуя слова в предложении. Воспитание культуры поведения в общественных местах.

Когда чашки разбиваются, надо покупать новый чайный сервиз. Куда мы пойдем за покупками? (в магазин)

Дети играют роль покупателей, педагог продавца. Детям предлагается покупать чайную посуду. В "магазине" по одному предмету (одной чашке, одному блюдцу и т.д.) и ставить на стол.

Надо быть очень внимательным, чтобы покупать посуду из одного сервиза.

Дети обращаются к "продавцу" с просьбой: "Дайте мне, пожалуйста, чашку. Мне нужна большая красная чашка". Если кто- то из детей ошибается, педагог обращает внимание всех детей на важные отличия нужной посуды. В заключении все рассматривают "купленный" чайный сервиз. Педагог спрашивает у детей, кто, что купил?

Дидактическая игра "Чего не стало"?

На столе четыре предмета чайной посуды. Дети закрывают глаза, педагог убирает предмет. После сигнала "открываем глаза" спрашивает, чего не стало? Дети отвечают, какого предмета нет на столе.

Итог:

Где мы сегодня были? (в магазине).

Что, вы покупали в магазине? (дети называют отдельные предметы).

Как эти предметы можно, назвать одним словом? (посуда)

Почему люди называют эту посуду чайной? (из нее пьют чай)

Подвижные игры:

Эстафета: «Перевези только посуду»

Эстафета: «Перенеси в ложке» (картошку, шарик…)

Дидактическая игра «Где стоит»

Тест выглядел как игра "Расставим посуду на место". Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:

Кастрюля под столом;

Чашки с блюдцами на окне;

Чайник под стулом;

Ложки и вилки в сковороде;

Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

Где стоит кастрюля? (Под столом.)

Куда мы её поставим? (На плиту.)

Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

Куда мы их поставим? (В буфет.)

Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)

Лепка. Тема: Миски для медведей.

Сказка Л.Н. Толстого «Три Медведя».

Комплексное занятие

Цель: Познакомить с содержание сказки «Три медведя». Дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно, развивать память, активизировать речь, помогать детям играть в сказку, упражняться в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка, учить пальцами делать углубление, развивать интерес к лепке.

Материалы и оборудование: оборудование для сказки (игрушки), миски разного цвета, пластилин, салфетка, дощечка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

На столе стоят игрушечные медведи разной величины.

Воспитатель: Посмотрите. Сегодня к нам на занятие пришла медвежья семья. Как вы думаете кто из папа, кто мама а кто сыночек? (Дети показывают). Медведи не просто пришли к нам в гости, они принесли книгу со сказкой. Сказка так и называется: «Три Медведя». Мы сегодня её с вами и прочтём.

2. Основная часть. Чтение сказки.

Воспитатель читает сказку, затем показывает иллюстрации, просит рассказать, что нарисовано на картинке и ответить на вопросы:

Как звали девочку? (Маша)

Куда пришла девочка? (К домику)

Кто жил в домике? (Три медведя: папа, мама, медвежонок)

Куда ушли медведи? (Гулять)

У кого была самая большая чашка? (У папы)

Чей стул сломала Маша? (Маша сломала Мишутки стул)

Как закричал Мишутка, когда увидел девочку в своей кровати? (Держи! Вот она!)

Что сделала девочка? (Маша выскочила в окно и убежала)

Воспитатель (детям): Маша поступила неправильно. Нельзя трогать чужие вещи. Мишутка очень расстроился, что Маша сломала его стул. Маме-медведице пришлось спеть ему колыбельную, чтобы он уснул. А пока он спит, мы сделаем для них миски.

3. Лепка мисок для медведей.

Воспитатель: Из чего ели медведи похлёбку? Из мисочек. У каждого была своя миска. У папы-большая, у мамы-средняя, а у Мишутки-маленькая. Давайте подарим им много разноцветных мисочек. Как же их сделать? Сначала нужно превратить вот такой вот комочек пластилина в шар. Но шарик совсем не похож на мисочку. Вдавим пальчиком пластилин внутрь шара. Вот так наш комочек превратился в мисочку.

Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин желаемого цвета, дети начинают лепить. В процессе лепки педагог контролирует и помогает детям.

4. Итог занятия.

Работы детей раскладываются на дощечки.

Воспитатель: Смотрите какие у нас получились разноцветные и красивые мисочки. Мишки говорят нам Большое спасибо, и за то что ребята очень постарались они принесли нам угощения.

Сюжетно-ролевая игра на тему «Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

Обращаясь к ребенку:

- Что ты поставишь Кате на стол?

- Я поставлю вот это.

- Как это называется?

- Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.

По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.







III. Практическая часть

Художественная литература. Тема: Загадки о посуде

Цель: Учить детей понимать, о чем говорится в загадке, и отгадывать ее.

Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды,

мяч, схема для составления описательного рассказа.

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто отгадает загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане - и везде:

Если варят - то в кастрюле,

Жарят - на …. (сковороде)

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня … (половник)

- Как одним словом назвать все эти предметы?

2. Введение в тему

- О чем мы сегодня будем говорить?

Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением посуды чайной, столовой и кухонной.

3. Упражнение «В магазине»

- Ребята, на прошлом занятии мы играли в игру «Магазин». Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки.

На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку - кухонную посуду, а на нижнюю полку - столовую посуду.

Воспитатель вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо.

Остальные дети оценивают, правильно ли выполнено задание.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

- Для чего нужна чайная посуда?

- Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?

- Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику

Кошке - в чашку, на левой руке.

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

5. Составление описательного рассказа о посуде

- Сейчас я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет - посмотрите на схему-подсказку.

Что это?

Какого цвета?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Какая по назначению?

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

6. Артикуляционные упражнения

- Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица.

- Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать.

- В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар.

Давайте надуем обе щеки одновременно.

- Самовар вскипел и пора ставить на стол чашки. Давайте сделаем упражнение «Чашечка».

- молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.

- Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?»

На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить.

Поварешкой наливают. Ее можно мыть.

В тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.

7. «Что лишнее?»

- Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему.

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

8. Игра «Скажи, наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая - ложка грязная.

Тарелка глубокая - тарелка мелкая.

Чашка большая - чашка маленькая.

Сковорода тяжелая - сковорода легкая.

Ножик старый - ножик новый.

9. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Дидактическая игра. Тема: «Найди, что не так»

Цель: Учит группировать предметы по признакам, видеть ошибку, которую допустил воспитатель. Активизировать речь детей.

Дети выбирают из предложенных карточек с изображением посуды лишний предмет.










IV. Заключение

В проекте разработаны все виды непосредственно - образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование, лепка, аппликация), социализация. Проект разработан на пять недель.

Содержание коммуникативной, познавательно - исследовательской деятельности дети узнали как и откуда появилась первая ложка, расширили знания и умения в использовании видов ложек (чайная, десертная, столовая). Выяснили в опытах с ложками о свойствах различных материалах (тонет - не тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом, легкая - тяжелая). Закрепили названия чайной, кухонной, столовой посуды. Познакомились с художественными произведениями К. Чуковского «Федорино горе», русская народная сказка «Жихарка», стихотворение К. Нефедова «Ложка», которые помогли раскрыть внешнюю красоту ложек, а также воспитывать бережное отношение к посуде.

Познавательно игровая ситуация

«Путешествие во времени и пространстве»

Работая с детьми по проекту, дети путешествовали во времени и пространстве. Дети мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу. Затем они стали из дерева выдалбливать предметы похожие на ложки и ковши и т.д. Прошло много лет с тех пор. Люди научились на специальных станках вытачивать красивые деревянные ложки. Появились народные умельцы, которые наносили узор красками и получались замечательные ложки. В наше время деревянные ложки с росписью славятся своей красотой и украсят любую выставку. Проект интересен и актуален для детей не только познавательным значением, но и художественным творчеством.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» в проекте направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей нас посуды, через рисование, лепку и аппликацию; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Дети закрепили и обогатили представления о цветах и оттенках окружающих нас предметах посуды. К уже известным цветам и оттенкам добавили новые (коричневый, оранжевый, светло - зелёный). Сформировали представление о том, как можно получить эти цвета. Развили умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Сформировали умение закрашивать рисунок кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки - концом ворса кисти.

Сформировали умение создавать декоративные композиции при нанесении рисунка на ложку. Развили основы эстетического восприятия прекрасного в создании узоров в стиле этих росписей.

В лепке продолжили развитие интереса к украшению вылепленной ложечки. Закрепили приёмы лепки, освоенные в предыдущих занятиях . Научились в использовании приёма вдавливания середины шара, для получения ложечки. Познакомились с приёмами использования стеки. Научились украшать изделия узором. Закрепили приёмы аккуратной лепки.

Развили интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создавая разнообразие изображений при нанесении узора на ложечку. Сформировали умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Расширили количество изображаемых в аппликации предметов посуды и её украшения узором. Закрепили навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Дети научились проявлять активность и творчество, выявляют эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.

Дети имеют представление об искусстве при помощи иллюстраций к произведениям детской литературы, репродукций живописи, народное декоративное искусство, как основе развития творчества.

Научились выделять средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

В дальнейшем будем продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно - прикладного искусства. Продолжать развивать художественно - творческие способности.

Цель, поставленная в начале проекта была достигнута. На будущее планируем продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать внедрять проектно- исследовательский метод на своих занятиях.


V. Литература

1. Васильева М.А. Комплексные занятия средняя группа - Волгоград : Учитель, 2012.

2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада - Воронеж : Учитель 2008.

3. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду - Москва : «Карапуз - дидактика» 2009

4. «Дошкольное воспитание» журнал №3 2011.

5. «Дошкольное воспитание» журнал №6 2011.

6. «Дошкольное воспитание» журнал №2 2012.

7. «Ребёнок в детском саду» журнал №2 2010.

8. «Ребёнок в детском саду» журнал № 4 2006.

9. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности : Москва Мозаика - синтез 2010.

© 2010-2022