Разговор о здоровой духовной пище

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разговор о здоровой духовной пище.

Главное преступление перед книгами - это не порванные обложки, не цензура и даже не костры, считал нобелевский лауреат Иосиф Бродский, самое тяжкое преступление - это пренебрежение книгами, их не чтение. Человек за это расплачивается жизнью, а нация - историей. И, не дожидаясь таких ужасных последствий, преступление надо предотвращать в раннем возрасте.

Главный и наиболее эффективный рецепт приохотить к чтению - читать ребенку книги, когда он сам этого еще не умеет. Телевизор с мультфильмами, пластинка с любимой сказкой допустимы в порядке исключения, а основной культурной пищей должно быть чтение книжки, доставляющее равное удовольствие исполнителю и слушателю. Начиная с самых первых «репок», «котиков» и «колобков» на картонных - чтоб не порвались - листах, это самый увлекательный вид общения со своим ребенком. Помимо чисто познавательной стороны: это волк, это мышка и т.п. - ребенок узнает категории эстетические: ритм, музыкальность, рифму, интонацию. Какие - то образы его пугают - он зажмуривается, какие - то рифмы приводят в восторг - он смеется, с каким - то героем он ни за что не желает расставаться - немедленно требует повторить все сначала. Сказки и стихи формируют эмоциональную жизнь ребенка никак не меньше, чем житейские, семейные обстоятельства. А их роль в развитии языка! Ведь дети от двух до пяти все гениальные лингвисты. Они легко осваивают сложнейшую грамматику родного языка, самостоятельно, совершенно логично образуя по аналогии новые формы и отдельные слова. Книга Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» отнюдь не развлекательное чтение для взрослых, умиленных изречениями «чудо - ребенок», - это фиксация той титанической работы, которую проделывает ребенок в процессе изучения анатомии, физиологии и психологии языка, на котором говорит, «Ржавчина» - это след от ржания («Это мне лошадка наржала?»- спрашивает девочка, когда ей показывают ржавчину на наволочке), «ногти» - это на ногах, а на руках - «рукти», «ломовник» - тот, кто ломает (игрушки, например), «наблюдение» - то, что лежит на блюде, а «лодырь» заведует лодками. Интересно, что многие «детские оговорки» оказываются реально существовавшими в языке словами - или в диалектах, или в архаике, т.е. ребенок, подобно эмбриону, проходящему все стадии развития млекопитающих, проходит в своем языковом становлении древнейшие языковые пласты. Мы удивляемся неожиданному, неверному истолкованию привычных слов, но всего удивительнее, что за два - три года все эти восхитительные ошибки исчезают, и 6-летний человек уже полностью владеет языком - в пределах от веденной ему лексики. Изучение языка происходит в процессе творчества, причем осваивает ребенок и грамматику, и семантику, и основы стихосложения. Как в древности неразделимы были наука, музыка и поэзия, так и ребенок, осваивающий мир, не только исследователь, но и поэт.

Хорошо, когда в доме хранятся детские книжки - от поколения к поколению. Что-то чрезмерно идеологизированное или излишне «рассиропленное» может и устареть, но основной массив детской классики - вот он, на полках: сказки народов мира, Пушкин, Андерсен, «Приключения Незнайки», «Буратино», «Маугли», «Алиса…», стихи уже упоминавшихся многократно Чуковского, Маршака, Барто, Коваля, а вот два «Винни-Пуха»-новенький, современного издания и старый, сорокалетней давности; вот изрядно потрепанные «Сказки дядюшки Римуса» - нынешний читатель веселится над ними так же, как когда-то его папа, и при этом относится к книжке со смутным почтением - это «еще папина книжка», а вот эта, рассказы Драгунского, «еще мамина».

Читаешь их, привыкаешь читать - и жить становится интереснее. И никакого года книги тебе не понадобится, чтобы вырасти нормальным человеком - со вкусом, с богатой речью, с «врожденной» грамотностью (это часто бывает у читающих людей), окруженным друзьями, всегда готовыми к общению.

Установлено, что печатная информация усваивается и запоминается гораздо труднее, чем аудиовизуальная. Однако именно печатная информация лучше структурирована и является основой любого процесса образования и самообразования. Аудиовизуальная же информация легкодоступна и легче осваивается, но представляет собой мозаику разрозненных сведений и полна стереотипов. Она не развивает привычку к сосредоточенному вниманию и интеллектуальному труду. Читатели отличаются от не читателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют большой объем и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. Если привычка к чтению не сформирована в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем невелики…

Ребенок обычно любит книжки - с большими яркими картинками, с таинственными черными буквами, по которым ему читают что - то веселое и красивое. За едой читают, перед сном, а еще на них можно калякать цветными карандашами. Можно помять страничку, можно порвать…Стоп! Вот этого делать нельзя - ни рисовать, ни рвать. Просто объяснить ребенку - «нельзя!», малыши это прекрасно понимают. Можно тут же подсунуть альбом для рисования, цветную бумагу, чтобы удовлетворить его творческие порывы, а книжку починить. Многие считают, что детские книжки - малышки для того и существует, чтобы их рвали, - ну и чем же они тогда отличаются от туалетной бумаги? И вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил такой малоуважаемый предмет?

Случается, что и книги дома есть, и родители их читали, а ребенок читать не любит. Тому могут быть разные причины - от педагогической неграмотности до нервных недугов. Но все же… Если в семье разговоры ведутся не только о ценах на рынке, но и о «высоком», ребенок этим «высоким» заинтересуется. И возьмет с полки книгу, о которой, может быть, упоминали его родители.

Очень важно, что звучит вокруг ребенка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребенком, но и между собой, - ведь это их речь воспринимается им как норма. Кому - то повезло родиться в нормальной, любящей, веселой семье, у кого - то смертельно надоевшие друг другу родители неделями не разговаривают друг с другом, у кого - то, наоборот, ругаются, не выбирая выражений, - все это формирует нервную систему ребенка, его здоровье, его речь, его картину мира. И в любом случае роль книги в этой картине неоценима.

© 2010-2022