Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Рассматривание картины И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №18 гТуймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан













Конспект занятия по развитию речи



Тема: Рассматривание картины И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

(подготовительная группа)

Составила воспитатель

Габдрахманова Р.Х.

2015г.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с картиной известного художника И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Учить составлять описательно-повествовательный рассказ по картине.

Развивающие задачи:

Продолжать учить детей видеть красоту пейзажной живописи, своеобразной для каждого времени года.

Упражнять детей в подборе относительных прилагательных.

Обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство восхищения красотой живописи русских художников.

Словарная работа: красавица зимушка-зима, лазурь, лазоревый, Предварительная работа: прогулки, экскурсии, наблюдение за живой природы, чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии вокруг детского сада, рисование;

Оборудование и материал:

Картина И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», музыкальное произведение П.И.Чайковский «Февраль», мнемотаблица, фишки.

Методические приемы:

Рассматривание картины, беседа по вопросам, чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза», рассказ - образец воспитателя, составление описательного рассказа детьми, дидактическая игра, слушание музыки, чтение стихотворений детьми



ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Наша земля очаровательна и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Внесение картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», рассматривание детьми.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною немою

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Зима - художница рисует разные картины.

Какая зима? (ответы детей)

Какая интересная, красивая картина. Вспомните, какое стихотворение, песню напоминает вам эта картина? (дети читают стихи)

Родион Здравствуй в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы

Словно яркие лучи.

Айгуль Белая береза,

Русская земля!

И печаль, и радость,

И любовь моя.

Айнур Новый, новый у берез наряд,

Искры, искры серебром горят

Ветер, ветер заметает след

Лучше, лучше этой сказки нет.

Альдина Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею,

Крепко, непробудно.

Данис Идет зиму аукает….

Таня Снежок пархает кружится….

Воспитатель: А мне напоминает стихотворение С.Есенина «Белая береза» (читает) Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахрамой

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Вопросы:

1.Какими красивыми словами С.Есенин описывает березу? (принакрылась точно серебром, пушистые ветки…)

2.Распустились кисти как? (белой бахрамой)

3.В какой тишине стоит береза? (в сонной тишине)

4 А как горят снежинки? (в золотом огне)

5.Кто обходит березы? Как? (заря, лениво)

Воспитатель: Да, действительно это стихотворение подходит к этой картине.

Как будто С.Есенин увидев эту картину написал это стихотворение.

Картина красивая, сказочная, зимняя, называется «Февральская лазурь». Написал ее известный русский художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Послушайте историю написания картины

Однажды зимой художник приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали! » Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песенки. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, - «Февральская лазурь».

Беседа по картине

1. О чем эта картина? (художник передает красоту зимнего дня).

2. А какой день он описал? (день необыкновенный, морозный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный …)

3. Как вы думаете, что больше всего понравилось художнику? (Береза)

4. А береза какая? (белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, веселая, …) Береза занимает главное место на картине.

5. Что можно сказать о других березах? (они стройные, тонкие, белоствольные, статные…)

6. Как выглядит снег на картине? (снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится.

7. А какие краски художник использовал, чтобы передать красоту природы? (сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный,…)

Объяснение слов: лазурь - сетло-синий цвет, цвет неба, моря;

лазоревый -нежно-голубой.

Музыка П.И.Чайковского «Февраль»

Воспитатель: Представьте себе, что вы оказались рядом с этими чудесными березами. Что мы увидем, услышем, почувствуем в зимнем лесу? Расскажите о своих ощущениях. ( в лесу тихо, потрескивание веток, веселый щебет птиц, как будто скоро зазвенит капель…)

Как бы вы назвали эту картину? (Белая береза, березонька, чудесный день…)

А почему художник назвал свою картину «Февральская лазурь» ? (потому что он использовал много синей краски, цвет небо, моря, …) И несмотря на то. Что в центре картины - береза, художник назвал свою картину «Февральская лазурь»

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдем во двор гулять.
Что мы видели не скажем,
А что делали покажем. (дети изображают катание на лыжах, на коньках, лепят снежки, дуют на снежинки…).

Послушайте мой рассказ. (выставляется мнемотаблица)

В своей картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь передает красоту зимнего дня. Создает радостное, праздничное настроение.

День морозный, солнечный, ясный. На переднем плане художник нарисовал березу. Она белоствольная, ветвистая, высокая, нарядная, веселая. В далеке нарисованы стройные, тонкие, белоствольные березы выстроенные в ряд.

Снег на солнце блестит, сверкает. Художник использовал сиреневые, нежно-розовые, голубые, лазурные краски, чтобы передать красоту природы.

Оказавшись в этом лесу, я бы послушала тишину, почувствовала бы как дышится легко, воздух чистый, свежий, услышала бы как трещат от мороза ветки, как пролетает птица,…

Составление рассказов детьми.
Ребята, представьте, что вы стали экскурсоводами и вам нужно рассказать об этой картине. Расскажите по этой картине. (рассказы детей.)
Оценка деятельности детей.
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы, из которых мы узнали о красоте природы, которую изобразил И.Э.Грабарь. Вам понравилось быть экскурсоводами?

Дидактическая игра. «Какая зима?»

Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду вам называть признаки зимы, а вы будете отвечать на вопрос какая зима?
Если зимой холодно, значит зима (какая?) (холодная)
Если зимой много снега, значит зима (какая?) (снежная)
Если зимой сильные морозы, значит зима(какая?) (морозная)
А если часто гуляет вьюга, значит зима (какая?) (вьюжная)
Если на улице стужа, студено, значит зима (какая?) (студеная)
Вот как много мы рассказали о зиме.

Воспитатель. Сегодня мы говорим о зиме. Давайте выложим схему слова «зима».

{Дети выкладывают полоску обозначающую слово)

Вы выполнили мое задание.

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

Сколько слогов в слове «заря»? ( В этом слове два слога.)

Назовите первый слог? (за)

Второй слог? (ря)

Определите и назовите, на каком месте находится звук З? Р ? (дети выкладывают на схеме)

Эти звуки согласные или гласные? (согласные)

Назовите первый звук слова (з)

Придумайте слова похожие на слово заря (ответы детей)

Придумайте предложение по схеме. (из двух слов, из трех слов)

Воспитатель. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.

Итог занятия: Дети, скажите чем мы сегодня занимались?

Молодцы дети, на этом наше занятие заканчивается. Вы все хорошо потрудились и узнали много нового.



© 2010-2022