- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Пояснительная записка к вариативной программе «Капелька» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей с 3-6 лет
Пояснительная записка к вариативной программе «Капелька» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей с 3-6 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурибаева Т.М. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к вариативной программе «Капелька»
по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования
для детей с 3-6 лет.
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…….
Э. Успенский
Уже с раннего возраста ребенок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, богатство родной природы. Большое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественного творчества. Использование нетрадиционных способов рисования, может играть далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования могут быть наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире.
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, например, каждому ребенку будет интересно рисовать собственной ладошкой, мыльными пузырями, ставить кляксы на бумаге и превращать их в забавные рисунки. Несомненно, полезны и приятны для ребенка тактильные ощущения, которые он получает при работе с крупой, семенами растений, песком, различными видами бросового материала.
Материал распределен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и расположен от простого к сложному.
Программа рассчитана на 1год, проводится 1 раз в неделю в каждой возрастной группе. Предусматривает организацию работы с детьми с режимом проведения 1раз в неделю с сентября по май. Общее количество учебных часов - 36.
Актуальность программы :
- Обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно- эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.
Цель вариативной программы для второй младшей группы с 3-4 лет:
Формировать у детей художественно - творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике.
-Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;
-Выявление способностей у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Цель вариативной программы для детей средней группы с 4-5 лет:
Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных нетрадиционных техник и материалов.
Задачи:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
-Формировать умение оценивать созданные изображения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Сложности некоторых техник нетрадиционного рисования:
поэтапное объяснение и показ техники;
проводить процесс работы индивидуально;
следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;
не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Цель вариативной программы для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет:
- Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
-Обучать приемам и способам изображения с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.
-Научить детей работать с разнообразными нетрадиционными материалами для изобразительной деятельности.
-Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.
-Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
-Формировать навыки коллективного творчества.
-Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
-Способствовать развитию внимания и усидчивости.
Формы организации работы с детьми
• Беседа.
• Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
• Знакомство с различными художественными материалами.
• Чтение стихов, загадок.
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Подвижные, дидактические игры.
• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
• Занятия по изобразительной деятельности.
Предполагаемые результаты освоения программы :
• Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.
• Знание различных способов рисования.
• Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.
• Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 5-6 лет
месяц
№
Тема занятия
Содержание занятия
Колич часов
Сентябрь
1
«Знакомство с кляксой» Рисование в технике кляксография обычная.
Загадки про кляксу.
- Дидактическая игра «Волшебный стул»
- Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»
- Подвижная игра «Пузырь»
- Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»
Физкультминутка «Улыбнись»
1
2
«Превращение кляксы»
Рисование в технике кляксография с трубочкой.
- Стихи про кляксу
- Дидактическая игра «Подарок другу»
- Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы»
- Подвижная игра «Карлики и великаны»
- Дыхательная гимнастика «Волшебные слова»
- Физкультминутка «Упражненье повтори»
1
3
«Летний сад»
Изобразительная деятельность в технике пластилинография
. - Стихи о лете
- Дидактическая игра «Посадим цветочки»
- Пальчиковая гимнастика «Уточка»
- Подвижная игра «Кто быстрее»
- Дыхательная гимнастика «Птичьи голоса»
- Физкультминутка «Удивляемся природе»
1
4
«На лесной поляне»
Аппликация из природного материала - листья, трава, семена растений.
- Чтение рассказа о лесе
- Прослушивание музыки «Звуки природы»
- Дыхательная гимнастика «Ветер в лесу»
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
- Подвижная игра «Изобрази животное»
- Физкультминутка «Сильный ветер сосны крутит»
1
Октябрь
5
«Красивые цветы»
Рисование в технике Фроттаж
- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «Собери ромашку»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Веселый цветок»
- Дыхательная гимнастика «Душистый цветок»
- Физкультминутка «Руки тянем в потолок»
1
6
«Осенний сад»
Рисование в технике восковые мелки +акварель
- Стихи о цветах
- Наблюдение за клумбой
- Пальчиковая гимнастика «В прятки пальчики играли»
- Дидактическая игра «Клумба»
- Дыхательная гимнастика «Сад- огород» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Рябинка»
1
7
«Козленок»
Лепка из пластилина с использованием природного материала - палочки, трава, семена растений
- Загадки о животных
- Чтение стихов о козленке
- Дидактическая игра «Чей малыш? »
- Пальчиковая гимнастика «Долго, долго мы лепили»
- Физкультминутка «Мишка»
1
8
«Птичий двор»
Аппликация из природного материала - листья, семена растений.
. - Загадки о домашних птицах
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Дидактическая игра «Цветные поляны»
- Пальчиковая гимнастика «Круглый год»
- Дыхательная гимнастика «Гуси»
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
1
Ноябрь
9
«Золотая осень»
Рисование поролоном
- Чтение стихов об осени
- Рассматривание картин
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Друзья- садоводы»
- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»
- Физкультминутка «Желтая песенка»
1
10
«По замыслу»
Рисование вдвоем
Чтение стихов
- Беседа «Ниши верные друзья»
- Подвижная игра «Карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Овощи»
- Дыхательная гимнастика «Партизаны»
- Физкультминутка «Это легкая забава»
1
11
«Осень в лесу»
Пластилинография
- Беседа о лесе
- Чтение стихов об осени
- Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
- Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»
- Физкультминутка «Листопад»
1
12
«Необычные цветы»
Аппликация - бумажные жгутики с использованием цветной бумаги или цветных салфеток.
Беседа о цветах
- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «В мире растений»
- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
- Дыхательная гимнастика «Насос» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Сказка про краски»
1
Декабрь
13
«Зима»
Рисование в технике свеча +акварель
Загадки о зиме
- Стихи о зиме
- Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»
- Дидактическая игра «Птичья столовая»
- Дыхательная гимнастика «Лыжник»
- Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
1
14
«Снеговик»
Рисование в технике монотипия предметная
- Стихи про снеговика
- Дидактическая игра «Живое- неживое»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Сделай фигуру»
- Дыхательная гимнастика «Обними плечики» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Скок-скок-скок»
1
15
«Новогодняя елка»
Пластилинография
- Беседа о новогоднем празднике
- Чтение стихов о новогоднем празднике
- Пальчиковая гимнастика «Елочка»
- Подвижная игра «Дед Мороз»
- Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
- Физкультминутка «Белые елочки»
1
16
«Воробьи на дереве»
Коллективная аппликация с использованием крупы и семян растений.
- Загадки про воробья
- Дидактическая игра «Экологическое лото»
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Дыхательная гимнастика «Дровосек»
- Физкультминутка «О чем пот воробушки»
1
Январь
17
«Заснеженная улица»
Рисование в технике монотипия пейзажная.
Беседа о зиме
- Прослушивание музыкальных произведений о зиме
- Подвижная игра «Два мороза»
- Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
- Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой? »
- Физкультминутка «Белый пух»
1
18
«Зимний пейзаж- снежинки танцуют»
Рисование в технике Фроттаж.
- Чтение стихов о зиме
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Подвижная игра «Мы- веселые ребята»
- Пальчиковая гимнастика «Белка»
- Дыхательная гимнастика «Большой маятник» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Белая зима»
1
19
«Зимнее дерево»
Лепка из пластилина с использованием природного и бросового материала- палочки, песок, стаканчики из-под йогурта, целлофан.
- Беседа о деревьях
- Чтение рассказов о зиме
- Дидактическая игра «Какие бывают растения? »
- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
-Дыхательная гимнастика «Мы сегодня так играем» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «С неба падают снежинки»
1
20
«Елочка-красавица»
Аппликация с использованием лоскутков ткани и бросового материала.
- Чтение стихов о елочке
- Прослушивание музыкальных произведений
- Подвижная игра «Лесные тропинки»
- Дидактическая игра «Мы сложили песенку»
- Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
- Физкультминутка «Рыжая лисичка»
1
Февраль
21
«Метелица»
Рисование в технике свеча +акварель.
Наблюдения за изменениями в природе в конце зимы
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Подвижная игра «Снежная карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Разминка
- Дыхательная гимнастика «Ладошки» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «На дворе у нас мороз»
1
22
«Снегопад»
Рисование в технике точечный рисунок. Способ нанесения краски- снежинок - тонким концом кисточки или спички.
Чтение стихов
- Рассматривание рисунков воспитателя
- Подвижная игра «Зима надоела»
- Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
- Дыхательная гимнастика «Старший брат» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»
1
23
«Плывет, плывет кораблик»
Пластилинография
- Чтение рассказов об армии и солдатах
- Дидактическая игра «Плоскостное конструирование Кораблик»
- Подвижная игра «Самый быстрый, самый ловкий»
- Пальчиковая гимнастика «Наша армия»
- Дыхательная гимнастика «Шаги» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Царь-горох»
1
24
«Моя любимая игрушка»
Аппликация из бросового материала + крупа.
- Чтение стихов «Игрушки»
- Рассматривание игрушек
- Рассказывание о любимой игрушке
- Дидактическая игра «Наряди Машу»
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
- Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
1
Март
25
«Портрет любимой мамочки»
Рисование в технике восковые мелки +акварель.
- Беседа о маме
- Рассматривание фотографий мам
- Стихи о маме
- Дидактическая игра «Придумай портрет»
- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Физкультминутка «Оранжевая песенка»
1
26
«Букет для мамы»
Рисование в технике оттиск смятой бумагой
- Чтение рассказа о маме
- Прослушивание музыкальных произведений
- Рассматривание альбомов «Цветы»
- Дыхательная гимнастика «Песенка колокольчика»
- Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»
- Физкультминутка «На лугу растут цветы»
1
27
«Петушок»
Лепка из пластилина с использованием бросового материала - палочки, фантики, травка.
- Загадки о петушке
- Чтение стихов о петушке
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Дыхательная гимнастика «Петушок»
- Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
- Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука»
1
28
«Черепашка»
Объемная аппликация в технике смятая бумага
Загадки о диких животных
- Рассматривание рисунков, фотографий
- Просмотр мультфильма «Львенок и черепаха»
- Дидактическая игра «Экологическая цепочка»
- Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
- Физкультминутка «А над морем мы с тобой»
1
Апрель
29
«Ветер по морю гуляет»
Рисование зубной щеткой.
- Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижная игра «Морские обитатели»
- Пальчиковая гимнастика «Волна»
- Дыхательная гимнастика «Пароход»
- Физкультминутка «Что там чудится в тумане»
1
30
«Первоцветы»
Рисование ватными палочками
Рисование ватными палочками.
- Чтение стихов о цветах
- Рассматривание альбомов, фотографий
- Дидактическая игра «Какие бывают растения»
- Пальчиковая гимнастика «Улитка»
- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
1
31
«Весенний ковер»
Лепка из соленого теста.
- Чтение стихов о весне
- Рассматривание картин на тему «Весна»
- Прослушивание музыкальных произведений
- Дидактическая игра «Цветовое лото»
- Пальчиковая гимнастика «Встреча»
- Физкультминутка «Руки подняли и по качали»
1
32
«Расцвели тюльпаны»
Аппликация объемная с элементами оригами
Загадки о цветах
- Наблюдение за цветами
- Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
- Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
-Дыхательная гимнастика «Кошка»(А.Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Наши алые цветки»
1
Май
33
«Дождь»
- Загадки о явлениях природы
- Подвижная игра «Солнышко и дождик»
- Дидактическая игра «Четыре стихии»
- Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Дыхательная гимнастика «Спрятался в воду»
- Физкультминутка «Теплоход»
1
34
«Букет в вазе»
Рисование в технике коллаж (рисование мыльными пузырями, восковыми мелками, ватными палочками, фроттаж)
- Беседа о цветах
- Рассматривание картин, рисунков
- Дидактическая игра «Собери букет»
- Пальчиковая гимнастика «Паучок»
- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
- Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
1
35
«Майский день»
Пластилинография.
Загадки о весне
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Пчелки»
- Дыхательная гимнастика «Блюдце с медом»
- Физкультминутка «Встали дети ровно в круг»
1
36
«Яблоня в цвету»
Пластилинография.
- Чтение стихов
- Наблюдение за цветущим садом
- Рассматривание картин
- Дыхательная гимнастика «Душистая сирень»
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
- Физкультминутка «Пчелки в домиках сидят»
1
Итого 36 часов
Используемая литература:
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб. :КАРО. 2008.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. Дошкольное воспитание. 1991, №2
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М. : Айрис- прогресс. 2009.
Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. Москва АЙРИС ПРЕСС 2004.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.
Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011, - 16с.
Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.
Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80 с.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мозырь: Белый ветер, 2011. - 45с.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. - 155 с.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду -СПб: "КАРО" 2007. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПБ.: КАРО, 2008.- 90 с.
Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких - М.: ООО Астрель, 2012. - 80 с.
Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 320 с.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - М: ООО "Скрипторий 2003" 2006.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
Примерное планирование кружка «Весёлая кисточка»
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 4-5 лет
№
месяц
тема занятия
оборудование
количчасов
1
сентябрь
«Мой любимый дождик» (Рисование пальчиком)
цель:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.
Два листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы.
1
2
«Веселый мухомор» (Рисование пальчиком) 1занятие
цель:
Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.
Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора.
1
3
«Веселый мухомор» (Рисование пальчиком, оттиск печатками из листика) 2 занятие
Цель: Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа)
Тонированный лист А4, гуашь, мисочки для краски, кисть , сухие листья, салфетки.
1
4
«Воробушек» (Рисование ладошкой)
Цель: Учить изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук.
½ Лиса А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, кисть, иллюстрации.
1
5
октябрь
«Ягоды и яблочки»
(Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)
Цель: Познакомить с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции.
Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи.
1
6
«Моя любимая игрушка» (Оттиск пробкой, рисование пальчиком)
Цель: Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.
Лист А4, гуашь, мисочки для краски, игрушки, эскизы.
1
7
«Ветка рябины» (Рисование пальчиком)
Цель:
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;
Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;
Закрепить прием вливания одного цвета в другой;
Учить технике пальчикового рисования, развитие мелкой моторики рук.
оборудование: альбомный лист, тонированный черным цветом, дополнительно ½ А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины - натура или иллюстрация.
1
8
«Мы рисуем, что хотим» (Разные)
Цель:
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками)
Все имеющиеся в наличии.
1
9
ноябрь
«Домашние животные» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти - учить имитировать шерсть животных, т.е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа.
Вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных.
1
10
«Ёжики» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность.
жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением ежа.
1
11
«Украсим шарфик» (Печать по трафарету)
Цель: Познакомить детей с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции.
Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь, трафареты цветов, поролоновые тампоны.
1
12
«Мы рисуем, что хотим» (Разные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью)
Все имеющиеся в наличии.
1
13
декабрь
«Зимний пейзаж» (Набрызг, рисование по мокрой бумаге)
Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой - набрызг и рисование по мокрой бумаге. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Лист бумаги, поролон, мисочка с водой, кисть, кусочек картона, гуашь. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа
1
14
«Снеговичок» (Обрывание бумаги)
Цель: Учить создавать объемное изображение снеговика, при помощи техники обрывания бумаги. Учить детей правильно наклеивать бумагу, не выходя за контур.
½ лист тонированной бумаги, кисть клеевая, клей салфетка, клеенка.
1
15
«Маленькой елочке холодно зимой» (Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком)
Цель: Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой - набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность.
Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, кусочек картона, печатки.
1
16
«Елочные игрушки» (Оттиск печатками)
Цель: Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка.
Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы( из пробки, картофеля, поролона).
1
17
январь
«Кораблик в море» («Знакомая форма - новый образ»)
Цель: Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать акварелью. Развивать воображение.
Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, акварель, иллюстрации
1
18
«Аквариум» (Восковые мелки + акварель)
Цель: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.
Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы.
1
19
«Портрет зимы» (Восковые мелки + акварель)
Цель: Упражнять в рисовании деревьев восковыми мелками, украшать дополнительными деталями (снежинки - рис. пальчиком). Учить тонировать лист цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.
Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы.
1
20
«Котята» (Черно-белый гратаж)
Цель: Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой - гратаж. Упражнять детей в рисовании при помощи трафарета. Учить передавать характерные особенности котенка. Учить рисовать в центре листа.
Приготовленный лист для черно-белого гратажа, трафареты с изображением котенка, зубочистки.
1
21
февраль
«Собачка» (Рисование ладошкой)
Цель: Учить изображать собачку, используя ладонь и запястье. Побуждать детей к самостоятельному выбору средств выразительности рисунка. Развивать творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук.
Лист А4, гуашь, кисть, мисочка для краски.
1
22
«Подарок (открытка)» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.)
Все имеющиеся в наличии.
1
23
«Любимые герои сказок» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Упражнять в технике тычка полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое ср-во выразительности, как фактура. Побуждать к использованию уже знакомых нетрадиционных техник.
Лист А4, жесткая клеевая кисть, иллюстрации из сказок.
1
24
«Мимоза для мамы» (Скатывание и обрывание бумаги)
Цель: Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте.
Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы.
1
25
март
«Фруктовый натюрморт» (Трафареты, набрызг)
Цель: Знакомство с художественным жанром - натюрморт. Закреплять навыки детей в использовании шаблонов и трафаретов. Развитие цветовосприятия.
Лист А4, трафареты и шаблоны фруктов, зубная щетка, гуашь, мисочки для краски
1
26
«Мое любимое домашнее животное» (Оттиск смятой бумагой )
Цель: Учить детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность.
Лист А4 + ½ А4, акварель, гуашь, вода, мисочки для краски. Иллюстрации или фотографии домашних любимцев.
1
27
«Подснежники» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.)
Все имеющиеся в наличии.
1
28
«Бабочка» (Монотипия, рисование ладонью)
Цель: Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой - монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.
Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бобочек.
1
29
апрель
«Веселые кляксы» (Кляксография)
Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.Поощрять детское творчество, инициативу
лист, размер А4;
дополнительный лист для тренировочного упражнения;гуашь;
набор фломастеров;
кисть;салфетка;
готовые работы по кляксографии для образца.
1
30
«Заколдованные цветы» (Кляксография, выдувание через трубочку)
Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.Поощрять детское творчество, инициативу.
лист, размер А4;
дополнительный лист для тренировочного упражнения;
гуашь;набор фломастеров;кисть;
салфетка;готовые работы по кляксографии для образца.
1
31
«Весенняя полянка» (Монотипия)
Цель:Продолжить упражнять детей в технике - монотипия. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.
Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации с весенним пейзажем.
1
32
«Салют» (Акварель + восковые мелки)
Цель: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы.
1
33
май
«Одуванчики» (Акварель + восковые мелки, печатание печатками)
Цель: Совершенствовать умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции
Лист А4, тонированный бледно- зеленым цветом восковые мелки, акварель, кисти, мисочки для краски, печатки треугольной формы, разных размеров, эскизы.
1
34-
35
«Моя любимая игрушка» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник.
Все имеющиеся в наличии.
2
36
«Итоговая выставка рисунков за год» (Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.)
Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)
1
Итого 36 часов
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 3-4 лет
№
Месяц
Тема занятия (техника работы)
Цель
Колич. часов
1
сентябрь
«Веселые мухоморы (1-е занятие)» Рисование пальчиками
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба. Закрепить умение ровно раскрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.
1
2
«Веселые мухоморы (2-е занятие)
Рисование пальчиками
Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа).
1
3-
4
«Осеннее дерево» (коллективная работа). Рисование ладошками
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
2
5
октябрь
«Букет из осенних листьев» (Печатание листьями)
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
1
6
«Рябинка» (1-е занятие) Рисование пальчиками
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
1
7
«Рябинка» (2-е занятие)
Скатывание бумаги
Познакомить с новой техникой - скатывание бумаги.Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки.Развивать чувство композиции.
1
8
«Мы рисуем, что хотим» (Разные)
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
1
9
ноябрь
«Воздушные шары» (Оттиск пробкой, тампонирование.)
Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность.
1
10
«Разноцветные колечки» (Рисование пальчиками)
Закрепить умение рисовать пальчиками, наносить колечки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность.
1
11
«Пушистые животные» (занятие 1).( Тычок жесткой полусухой кистью)
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
1
12
«Пушистые животные» (занятие 2) (Тычок жесткой полусухой кистью)
Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность.
1
13
декабрь
«Снежные комочки» (Рисование пальчиками, оттиск печатками.)
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность.
1
14
«Мои рукавички» (Оттиск печатками, пробкой, рисование пальчиками.)
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
1
15
«Маленькой елочке холодно зимой» (Рисование пальчиками, оттиск печатками.)
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа
( снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.
1
16
«Веселый снеговичок» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
1
17-
18
январь
«Я слепил снеговика»(занятие 1,2) (Скатывание бумаги )
Закрепить технику - сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность.
2
19
«Снежинки» (Свеча + акварель)
Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.
1
20
«Елочка» (Восковые мелки + акварель)
Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколькоцветов.
Воспитывать интерес, аккуратность.
1
21
февраль
«Снежинки» (Свеча + акварель)
Продолжать знакомство с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.
1
22-
23
«Кораблик» (2 занятия).( Скатывание бумаги)
Закрепить технику- скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
2
24
«Рисуем, что хотим» (Разные)
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
1
25-
26
март
«Цветы для мамы» (Рисование ладошками, пальчиками, печатками)
Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность.
2
27
«Солнышко» (коллективная работа).
Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к рисованию.
1
28
«Бабочка» (Рисование ватными пальчиками, тампонирование)
Выставка: Весеннее настроение.
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
1
29-
30
апрель
«Вот какие осьминоги!» (Рисование ладошками)
Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Воспитывать аккуратность.
2
31
«Рыбки» (Рисование пальчиками, печатками)
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы.
1
32
Оформление коллажа
«Подводное царство» Выставка: Подводное царство.
Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.
1
33
май
«Цветочки на лугу» (Восковые мелки + акварель.)
Закрепить технику рисования восковыми мелками, умение наносить акварель на готовый рисунок.
1
34
«Божьи коровки» (Рисование пальчиками)
Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность.
1
35
«Одуванчики» (Тампонирование)
Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность.
1
36
«Рисуем, что хотим» (Разные)
Выставка: Улыбки весны.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
1
Итого 36 часов
СОГЛАСОВАНО
Экспертный совет ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Темиртау» ____________________
« »__________________2014 года
УТВЕРЖДАЮ
И.о.руководителя ГККП «Ясли-сад № 21
«Самал» акимата города
Темиртау Отдела образования,
физической культуры и спорта
города Темиртау»
Бурибаева Т.М.____________
« »____________2014 года
Программа вариативного компонента
ГККП я/с № 21 «Самал»
на 2014-2015 учебный год
«Капелька»
(Художественно- эстетическое развитие через нетрадиционные техники рисования
для дошкольников 3-6 лет)
Темиртау 2014