Конспект занятия по развитию речи Литературный колейдоскоп

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по развитию речи в средней группе

«Литературный калейдоскоп»

Задачи

  • Закреплять знание сказок, повто­ряя отдельные фрагменты.

  • Развивать диалогическую речь.

  • Развивать интонационную выра­зительность речи, логическое мышле­ние.

  • Воспитывать умение слушать сво­его товарища.

  • Закреплять знание букв «А»,«У». Учить узнавать эти буквы среди других.

Предварительная работа

Чтение сказок. Разучивание потеш­ки «Тень, тень-потетень...»

Материалы

Игрушка театра би-ба-бо зайчик; сун­дук с театральными шапочками героев потешки «Тень, тень-потетень...»; два клубка (большой и маленький) из одной пряжи; театральный домик к сказке с открывающимся проходом; картинка к сказке «Волк и семеро козлят» (с нали­чием лишнего героя - зайчика), картин­ки для сравнения к сказке «Дюймовоч­ка»; модели картинок к сказке «Заюш-кина избушка» (для каждого ребенка); набор букв, в том числе буквы «А», «У»; театр тактильных ощущений.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных ге­роев вы знаете? (Ответы детей.} Се­годня я предлагаю отправиться в пу­тешествие по сказкам. Но для начала давайте вспомним, как могут путеше­ствовать сказочные герои?

Дети. Пешком, куда глаза глядят, на гусях-лебедях, на метле, на ковре-самолете, на коне, на Карлсоне и т. д.

Воспитатель. У меня есть большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь к сказкам. Куда он по­катится, туда мы и пойдем.

Дети идут за клубочком и прохо­дят за столы.

Воспитатель надевает на руку игрушку-зайчика.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спро­сим его, о чем он плачет. (Детям спра­шивают. )

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка».

Воспитатель. Посмотрите, на столе лежат картинки-модели к сказке. Раз­ложите героев сказки по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Дети. Петушка.

Воспитатель. А в каких сказках встречается петушок?

Дети. «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.

Воспитатель. Наш клубочек пока­тился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути. Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель. Верно. (Показывает картинку) Посмотрите, все ли здесь верно? Кто в этой сказке лишний? (От­веты детей.)

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

Дети.

Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - Молочка принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю

Воспитатель. Проход открылся. мы можем двигаться дальше.

За клубочком подходят к природ­ному уголку, где за фиалкой находят­ся картинки к сказке «Дюймовочка».

Воспитатель. Ребята, как называется этот цветок?

Дети. Фиалка.

Воспитатель. Интересно, кого мы здесь можем встретить? (Предположе­ния детей.}

Отгадайте загадку и узнаете, кто здесь живет:

Так мала она была, Что под листиком жила. Голова с горошину, А сама хорошенькая. Высотой с булавочку Девочка-малявочка.

Дети. Дюймовочка.

Воспитатель. А вот портрет Дюй­мовочки, да не один, а целых два.

(Выкладывает перед детьми изо­бражения Дюймовочки.) Найдите 5 от­личий в этих рисунках.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Нам снова пора в путь.

Впереди дремучий лес, Полон сказок и чудес. Посиди и отдохни, Сказка будет впереди.

Дети садятся на стульчики, рас­ставленные полукругом возле декорации леса, на которой помешены буквы-

воспитатель убирает клубочек в сундучок.

Воспитатель. Угадайте, какая сказ­ка здесь живет?

Сидит девочка в корзинке У мишки за спиной. Он, сам того не ведая, Несет ее домой.

Дети. Это сказка «Маша и мед­ведь».

Воспитатель. Зачем Машенька от­правилась в лес?

Дети. За грибами.

Воспитатель. Что с ней приклю­чилось в лесу?

Дети. Она заблудилась.

Воспитатель. А что кричат в лесу, когда заблудятся?

Дети Ау

Воспитатель. Песенку каких букв вы сейчас пропели? Найдите эти буквы.

Дети. «А», «У».

Воспитатель. Давайте еще раз про­поем песенку буквы «А», песенку бук­вы «У» и вместе «АУ», «УА».

Дети выполняют задание.

Воспитатель. На что похожа пе­сенка «УА»?

Дети. На плач.

Воспитатель. Может, это миш­ка плачет, потому что без Машень­ки остался?

Давайте мы с ним поиграем?

Физкультминутка Мишка вылез из берлоги

Воспитатель предлагает вспом­нить, в каких еще сказках можно встретить медведя. («Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Вершки и ко­решки».)

Воспитатель. В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

мышка-норушка;

лягушка- ... (квакушка);

зайчик- ... (побегайчик)\

лисичка- ... (сестричка)',

волк - ... (зубами щелк).

А теперь наоборот. Я назову про­звище, а вы догадайтесь, о ком речь:

косолапый - ... (медведь)',

косой - ... (заяц)]

кумушка - ... (лиса)',

топтыгин - ... (медведь)',

трещотка, белобока - ... (сорока)',

патрикеевна - ... (лиса)',

быстрые ноги, короткий хвост - ... (заяц).

Каждый зверь хорош по-своему. В нашем волшебном сундучке есть ша­почки зверят. Наряжайтесь, превращай­тесь, выходите, хвастайтесь!

Аети без шапочек хором начи­нают рассказывать потешку «Тень,

тенъ-потетенъ». Остальные расска­зывают по ролям, выходя вперед и изображая своего животного.

Тень, тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвапялися весь день. Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!» Похвалялся зайка: «Пойди догоняй-ка!» Похвапялися ежи: «У нас шубы хороши!» Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Дети меняются ролями, и потеш­ка обыгрывается еще раз. Затем дети отдают шапочки воспитате­лю, и он складывает их в волшебный сундучок.

Воспитатель. Что такое? Положила в сундучок шапочки, а они вдруг пре­вратились в карточки.

Воспитатель предлагает рассмо­треть карточки из театра так­тильных ощущений, потрогать их на ощупь.

Воспитатель. Попробуйте с закры­тыми глазами определить, где лиса, медведь, волк, заяц, еж.

Дети с закрытыми глазами по оче­реди на ощупь пытаются отыскать животных, а воспитатель меняет карточки местами.

Воспитатель. Интересно, а что еще скрыто в волшебном сундучке? Да ведь это новая сказка! (Достает новую книгу сказок.) Мы обязательно ее почитаем, но позже, потому что наш клубочек опять спешит. (Достает из сундука клубок меньшего размера.) Посмотри­те, клубочек стал совсем маленький, значит, наше путешествие пора закан­чивать. Но прежде чем закончить наш путь, давайте еще раз вспомним, с ка­кими сказками мы сегодня повстреча­лись? А что вам больше всего понра­вилось и запомнилось в нашем путе­шествии? (Ответы детей.)

Теперь нам осталось, следуя за клу­бочком, вернуться обратно.

Возвращаются в группу.


1. Зайчик. Заюшкина избушка

(собери сказку)

2. Домик козы и козлят(кто лишний)

3. Цветок с Дюймовочкой (найди отличия)

4. Дремучий лес Маша и медведь

(буквы У. А)

5. Медведь (физминутка)

6. Сказочные прозвища

7. Потешка Тень, тень - потетень

8. Возвращение.

На чем путешествуют сказочные герои?

1. Зайчик. Заюшкина избушка (собери сказку)

Кто первый? Второй? Кого не хватает?

В Казках встречается петушок?

2. Домик козы и козлят(кто лишний)

Кто в этой сказке лишний? (заяц)

Дверь закрыта (спеть песенку козы)

3. Цветок с Дюймовочкой (найди отличия)

Как назывется этот цветок?

Кого здесь можно встретить?

4. Дремучий лес Маша и медведь (буквы У. А)

Зачем Маша отправилась в лес?

Что с ней приключилось?

А что кричат в лесу когда заблудятся?

5. Медведь (физминутка)

6. Сказочные прозвища

7. Потешка Тень, тень - потетень

Что лежит в волшебном сундучке? (книга)

8. Возвращение в д/с

Вернуться в д/с нам поможет карта.

Клубочек стал маленький

С какими сказками мы сегодня повстречались?

Что больше всего понравилось?


© 2010-2022