Курсовая работа Использование игрового тренинга в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курсовая работа



Использование игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..…………………………………………………

3

Глава 1.

Теоретические основы игровой деятельности в тренинге….

5

1.1.


1.2.



Глава 2.



2.1.

Понятие игры в психолого-педагогической науке………………………………………………………….

Понятие игровой тренинг в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..

Выводы по первой главе……………………………………..

Методические рекомендации по организации игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях…………………………………………………..

Виды игрового тренинга и его структура………………………

5

10

13

14

14

2.2.

Условия реализации игрового тренинга……………………..

Выводы по второй главе………………………………………

Заключение ……………………………………………………..

Список использованных источников………………………….

Приложение А…………………………………………………..

20

28

29

30

32













ВВЕДЕНИЕ

В последние годы современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…»[17, с.11]. При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

Практика работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показывает, что увеличилось количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации.

Проблемой использования игрового тренинга в дошкольном возрасте занимались такие отечественные педагоги, как Л. В. Чернецкая, Р.Р. Калинина, Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешакова, Р. Р. Овчарова, А. Г. Волошина. Однако использование игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях остаётся малоизученным.

Актуальность данной темы исследования обусловлена отсутствием рациональных средств использования игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях. Возникает противоречие между возможностями использования игрового тренинга и отсутствием обоснования результативности его применения.

Таким образом, встаёт проблема, как реализовать тренинговую работу в дошкольных образовательных учреждениях? Для решения проблемы выбрана тема курсовой работы «Использование игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях».

Цель исследования: изучить теоретические аспекты использования игрового тренинга в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования: игровой тренинг, как средство работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Задачи исследования.

  1. Рассмотреть теоретические основы игровой деятельности в тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

  2. Изучить виды, структуру игровых тренингов.

  3. Выявить условия реализации игровой тренинговой работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования являются психолого - педагогические разработки Л. В. Чернецкой, Р. Р. Калининой. Теоретической основой исследования являются подходы к организации игрового тренинга доктора педагогических наук Е. А. Левановой,

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение изученного материала.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРЕНИНГЕ



  1. Понятие игры в психолого-педагогической науке


В наше время мало кто из специалистов, работающих в тренинговом формате, не понимает значения игры, но лишь немногие умеют эффективно ее организовать и сделать союзником своей профессиональной деятельности. Этот парадокс связан с тем, что в этой деятельности ведущему необходимо самому играть, тем самым показывая необходимый пример, и при этом тонко и чутко вести остальных за собой, сохраняя логику и цель игры, а это не так-то легко.

В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровое взаимодействие», «игровая деятельность» наконец-то стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения, игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности.

До ХIХ века игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез». Карл Гросс был первым автором, который попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник [9, с.15].

П.П. Блонский (30-е годы ХХ века) доказывал, что игра - только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.

В противовес этому, Д. Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказывал, что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей [21, с. 105] .

Одно из определений: игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только на третьем году жизни ребенка.

Л.С. Выготский говорит, «что критерием игры является наличие мнимой ситуации» [4, с. 57]. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень - это змея, а чайник - это паровоз. Налицо расхождение мнимого и реального: ремень - это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры - это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от знания методики игровой деятельности, профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр, учёта возрастных и индивидуальных возможностей [13, с. 21]. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры входят:

  1. роли, взятые на себя играющими;

  2. игровые действия как средство реализации этих ролей;

  3. игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;

  4. реальные отношения между играющими.

Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам. Строго говоря, единой классификации не существует: «своя» разработана в дошкольной педагогике, практической психологии.

В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами [13, с. 17].

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.» - писала Д.В. Менджерицкая [13, с. 15].

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

К творческим играм отнесём: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности. Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

К играм с правилами отнесём подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их [13, с 25-30].

Рассмотрим возможности использования игры в образовательном процессе.

Они весьма разнообразны:

- как средство обучения (учить, играя)

- как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя)

- как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя)

- как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре)

- как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре)

- как средство диагностики (раскрываемся в игре).

В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая - наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель - «хочу», то вторая цель игровая задача - существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости). Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру дошкольник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке [13, с.40-43]. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: а) для освоения темы или содержания изучаемого материала; б) в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в) как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

2.1Понятие игрового тренинга в психолого-педагогической литературе

Именно в игре дети познают мир, осваивают правила и нормы поведения в обществе, учатся тем или иным видам деятельности, которыми занимаются взрослые. И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие игровой тренинг. Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще - любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг - это тренировка, наработка навыков и умений. Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» [5, с.115.] Р.Бакли предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [1, с.267 ]. Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры? По мнению Е.А. Левановой, отличий не так много, но они все же есть [10, с.26 ]. Во-первых, игра в тренинге - это прикладной, второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому не совсем правомерно, по нашему мнению, пытаться встроить в тренинговый сценарий, например, полноценную сюжетно-ролевую, деловую или организационно-деятельностную игру. Если в тренинге мы и встречаем эти виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте. Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные задачи - она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти за его рамки. В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть результат. В-четвертых, в силу того, что тренинг - групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В тренинговую игру редко можно сыграть одному. Или, вернее, сыграть можно, но вряд ли такая игра будет полноценной. В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую - его активную позицию, потому что он - организатор процесса. Часто мы сталкиваемся с вопросом: «Чем игра в тренинге отличается от тренингового упражнения?» Ответим: по структуре - практически ничем. Основное отличие игры от упражнения заключается в том, что игра предполагает наличие игровой метафоры, вымышленного сюжета, как и любая другая игра, а упражнение работает в реальном формате. Например, работа с умением устанавливать контакт глаз: Упражнение. Ваша задача - передать по кругу по часовой стрелке взгляд, не отрывая его от соседа столько времени, сколько, по-вашему, ему будет достаточно, чтобы почувствовать контакт, но при этом не испытать напряжение от долгого взгляда (не много, не мало); Игра. Вы - шпионы, у каждого из вас есть агент-напарник, вам нужно найти его по взгляду, молча; именно ваш агент подмигнет вам два раза; ваша задача - найти агента и, по возможности, перехватить агентов конкурентов, то есть увидеть, кто кому еще подмигнул. Хочется отметить, что тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга



Вывод по первой главе.


Таким образом можно сделать вывод: игра - именно тот метод, который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и - ненавязчиво - условия для того, чтобы дошкольники получили новый опыт.

Кроме того, игра - это энергия, причем позитивная. А энергия в тренинге просто необходима для того, чтобы группа продвигалась вперед.

А еще игра - это свобода, творчество и спонтанность!

Игра в тренинге - символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего.

Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти результаты в не напряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра - это его метод работы.

















ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 2.1 Виды игрового тренинга и его структура

Разнообразие игр , используемых в тренинге, огромно: ролевые, деловые, профориентационные, психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные и словесные, психологические и обучающие, и не перечислить. Секрет успеха игрового тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни. Все тренинговые игры по мнению Левановой Е.А. можно разделить на две большие группы [10, с.215]: 1. Психогимнастика в тренинге. 2. Целевые игры в тренинге. К психогимнастике относятся все игры, которые не связаны напрямую с темой, целью тренинга, а работают на развитие тренинговой группы. Такие игры универсальны. Они подходят для тренинга любой тематики и любой целевой аудитории. Это те игры, которые позволяют создать неповторимую тренинговую атмосферу, а также развивать и корректировать динамику развития группы. К ним относятся такие игры: • на знакомство; • на группообразование; • на снятие тактильных барьеров; • на внимание; • на регуляцию психического и эмоционального состояния; • на доверие; • на снятие агрессии и др.


Целевые игры можно классифицировать в соответствии со структурой тренинга, так как это те игры, которые работают на конкретную содержательную цель тренинга.

Среди них мы выделяем: • актуализирующие, мотивирующие игры; • игры на осознавание сути задачи, явления, изучаемого в тренинге; • игры, развивающие конкретные умения; • игры, интегрирующие опыт, полученный в тренинге

Р. Р. Калинина признаёт «цели, которые достигаются игровым тренингом, так обширны, что их можно перечислять очень долго» [7, с.72]. Но можно назвать основные направления, в которых работают тренинговые игры: 1.Развитие коммуникативных навыков: эмпатия, снятие психологических и тактильных барьеров в общении, развитие доверия, групповое сплочение и повышение эффективности взаимодействия и работоспособности в группе, обучение не деструктивным формам проявления агрессии, разрешению конфликтов, обучение ораторскому мастерству. Регуляция психических и эмоциональных состояний; 2.Обучение: развитие внимания, концентрации, креативного подхода к решению задач; обучение конкретным навыкам, умениям и способам деятельности; 3.Расширение социально-ролевого потенциала участников игрового тренинга, анализ существующих коммуникативных установок и образование новых. Обладая таким огромным разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, игровой тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность, даже если будут созданы новые, не уступающие ему в эффективности тренинговые методы. Л.В.Чернецкая. отмечает, что использовать тренинг в своей работе могут не только психологи ДОУ, но и педагоги группы. При составлении курса занятий необходимо учитывать следующие условия:

1. Доступность выполнения упражнений. Подбор (разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников;

2. Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д);

3. Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый - консультант.

4. Соблюдение правил участниками группы [21, с.32]. Игровой развивающий психологический тренинг для детей - эффективный способ работы с проблемами детской психологии. Тренинг проводится педагогом и включает в себя следующие элементы:

1) Ролевые игры 2)Психогимнастика 3)Пальчиковые игры

4)Арт-терапийные упражнения 5)Подвижные игры

6)Релаксация Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Ребенок играя, социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения. Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру». Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».

Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей. Ролевая игра таким образом выступает и в качестве психотерапевтического средства, поскольку она позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и если не абсолютно признать свою проблему, то хотя бы снизить остроту переживаний.

Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека. Данный метод на наш взгляд является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры.

Например, ребенку нужно поприветствовать своего партнера по игре или передать пожелание. В случае возникновения проблемной ситуации, взрослый оказывает ребенку необходимую поддержку, либо ребенок самостоятельно поддерживает взаимодействие доступным для него способом - посредством жестикуляции и разнообразного спектра мимических проявлений.

Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам.Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим). Среди традиционно практикуемых подвижных игр и упражнений возможно использование элементов психогимнастики.

Арт-терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.

Существует и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.

Особой важностью отличаются тренинги для дошкольников с участием их родителей. Благодаря таким занятиям, у ребенка формируются и корректируются коммуникативные навыки в семейном кругу: малыш учится понимать маму и папу, а те, в свою очередь, - своего ребенка. Благодаря таким тренингам можно выявить отклонения в поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни, скорректировать. Помимо этого, данные мероприятия помогают сплотить группу, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения.

Структура занятия состоит из трех стадий (начальная, рабочая, конечная) по актуальным на данный период времени обучающим задачам.

Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.

Следовательно, начальная стадия занятия (разминка) представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог);

В рамках рабочей стадии реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой (отработка умений ориентироваться в ситуации взаимодействия, развитие способности адекватно реагировать, готовность проявлять инициативу, доброжелательно относится к сверстнику при любых складывающихся обстоятельствах);

В рамках конечной стадии реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи), развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.

Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных методов. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные. В качестве учебной работы, тренинг для дошкольников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств. Например, если малыш крайне нерешительный, застенчивый и стремится быть один, то психологические мероприятия по развитию коммуникативных навыков помогут ему справиться со своей робостью и научат общаться с другими людьми.

Рассмотрев виды игрового тренинга и их структуру, можно отметить , что атмосфера игрового тренинга с первого же занятия дает возможность всем детям, независимо от темперамента и «репутации» раскрывать свой талант, открывать в себе лучшие качества. А это первые шаги к приобретению самоуважения, повышению самооценки, развитию эмоциональной чуткости. Игровые тренинги с уникальными практиками, раскрывают даже в самых внешне закрытых детях совершенно невероятные творческие возможности. Это эмоциональный фитнес в игровой форме, «взаправдашняя понарошность», где дети играючи исследуют себя, свои чувства и их проявления, где формируется эмоциональная пластичность и умиротворенный осознанный взор на жизнь.


2.2 Условия реализации игрового тренинга


По мнению российского психолога Л. В. Чернецкой организация и проведение игрового тренинга условно можно разделить на 5 модулей:

1. Диагностический модуль

На этом этапе происходит стартовая диагностика воспитанников. Основными задачами диагностики дошкольников является изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально - волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания, дальнейшая коррекция психических процессов ребёнка.

Диагностический инструментарий: диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);наблюдение;проективные методики;педагогическая и психологическая диагностика.

Опытно-экспериментальная работа была проводится по типу педагогического эксперимента:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

2. Модуль формирования групп

Данный этап предполагает по результатам диагностики, а так же учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы.

Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.

3. Модуль конструирования

Здесь предполагается конструирование педагогом самого тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного раза в неделю в течение 1-2 месяцев.

Таким образом, если планируем создать программу игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов. В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.

Так же необходимо определить цель игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).

Проведение игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:

  1. Организационный (3-5 мин.);

  2. Основной (игровой) (10-15 мин.);

  3. Заключительный (5 мин.).

Организационный этап включает коммуникативно - тактильные и речевые упражнения.

Основной этап включает моторно - двигательные и имитационно - моделирующие упражнения.

На заключительном этапе проводятся коммуникативно - релаксирующие упражнения.

4. Модуль проведения

Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного игрового тренинга. Важно не просто провести этот тренинг как запланированное игровое мероприятие, необходимо отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).

5. Диагностический модуль

На этом этапе (в конце серии игровых тренингов) происходит конечная диагностика воспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения

Так как в рамках тренинга невозможно охватить коррекцию всех психических процессов ребёнка, для примера рассмотрим коммуникативные способности дошкольников, так как именно в этих сферах дети испытывают наибольшие затруднения. Методику диагностики в своих работах предлагает Г.А. Урунтаева [21, с.45]

Цель диагностики: Изучить сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Описание методики: Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 5-7 лет.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста. Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка результатов. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2.Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования.

  1. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях). Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей .

Получив неудовлетворительные результаты по методикам, разрабатывается игровой тренинг для детей для развития коммуникативных качеств. Разработать тренинг поможет «логика организации игрового взаимодействия» Е.А. Левановой [10, 105].

Существует несколько правил организации эффективного игрового взаимодействия, которые нам необходимо учитывать.

Во-первых, каждый педагог, играя с участниками, должен всегда продумывать заранее логику построения игр, которые он будет использовать. Обычно игры выстраиваются по двум принципам:

• в соответствии с динамикой тренинговой группы (какие игры необходимы группе для поддержания динамики ее развития, для продвижения к рабочей стадии развития);

• в соответствии с логикой тренинга (сначала - актуализирующие игры и игры на осознавание, затем - игры на проработку и, наконец, интегрирующие игры).

Во-вторых, необходимо соблюдать структуру игры:

1. Настрой на игру.

2. Инструкция.

3. Ход игры/Коррекция хода игры.

4. Точка игры.

5. Анализ

Теперь подробнее остановимся на рекомендациях к каждому этапу.

Очень важно создать соответствующее настроение на игру, провести так называемую настройку. Каждую группу людей можно условно назвать сложным ансамблем или сложным оркестром. Как и оркестр, группа требует своей настройки. Чрезвычайно сложно сразу взять и начать играть после слов «Давайте поиграем!». Вряд ли в этой ситуации участники охотно пойдут на контакт, сразу начнут играть. В зависимости от целей игрового взаимодействия настройка может быть разной, например: эмоциональной, физической, интеллектуальной, мотивационной и т. д. Настройка - очень важная составляющая любой игры. Кроме того, грамотно подобранная и качественно проведенная, она позволяет обеспечить физическую и психическую безопасность участников любого игрового взаимодействия.

В-третьих, тренер должен иметь достаточно большой запас-багаж игр, которые могут ему неожиданно пригодиться в самых различных ситуациях, возможно, «нарушающих» логику тренингового сценария, но актуальных для группы на данный момент.

Отдельно стоит сказать о том, что, приступая к любой игре, тренер должен очень четко представлять технологию игрового взаимодействия.

Итак, первым этапом любой игры является настройка на нее.

Настрой на игру может быть разным:

Вторым этапом любого игрового взаимодействия обязательно должна быть четко проговоренная, точная и логичная инструкция.

Что сказать, чтобы участники поняли, какая игра сейчас начнется?

Тем не менее существует несколько универсальных правил составления и подачи инструкции игры.

1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность. Что значит адресность? Это кому игра адресована и то, как можно предусмотреть в разных ситуациях разные варианты проведения игры. Каждый из нас должен обязательно соотнести данную игру с конкретными участниками. Для одной и той же игры, проводимой с разновозрастными («возрастной адрес») и разностатусными («статусный адрес») группами людей (например, дошкольники, старшие подростки, студенты, учителя, пенсионеры и т. п.), необходим свой вариант инструкции, более близкий и лучше понятный именно данной группе.

В качестве примера необходимости этого правила приведем игру «Снежный ком» Когда группа встает в круг (или сидит в кругу), водящий (первый) называет свое имя, второй участник называет свое имя и имя первого участника, третий называет свое имя и имена первого и второго участников, затем четвертый называет имя первого, второго, третьего и т. д., а в конце - свое. Таким образом, этот «снежный комочек» катится от одного участника к другому, пока не превратится в «снежный ком».

Эта игра позволяет, конечно же, запомнить имена участников группы. Так, я могу быть, например, Ольгой, Олей или Оленькой и т. д. Это диагностический срез, не всем видимый и понятный, более глубинный пласт «айсберга игрового взаимодействия» - психологический и педагогический, - в процессе которого мы «видим» участников: каков их уровень коммуникативной культуры, стесняются ли они, стремятся ли они показать себя, «соригинальничать», привлечь внимание окружающих. В самой инструкции нам необходимо заложить этот пласт, например: «Называйте тот вариант своего имени, которым вы бы хотели, чтобы вас называли».

В зависимости от возрастного состава группы и количества участников эту игру можно усложнять, придумывая новые варианты. Например, если это младшие школьники, то у них должен быть «облегченный» вариант, потому что они вряд ли могут запомнить все имена, ведь в этом возрасте память не очень объемна, кроме того, они, конечно же, будут сидеть, волноваться и ждать своей очереди. В этом случае возможен вариант «снежного кома», когда называются, скажем, имена только последних трех участников.

Возможно использовать некие приемы, дающие «право на ошибку», когда мы, оказавшись пятым участником, сами делаем вид, что нам сложно запомнить имена, и просим всех подсказать. Сразу снимается психологическое напряжение, ребенку предоставляется подобное «право на ошибку», которого он больше всего боялся.

В адресности нужно учитывать также, сколько у вас мальчиков и девочек будет в группе, потому что есть игры, в которых количество разнополых участников имеет принципиальное значение. Неэффективно и некорректно, если девчонки будут изображать лиц мужского пола и наоборот.

Все эти нюансы можно легко предугадать, выстраивая технологическую карту игрового взаимодействия, в которой мы продумали логику: от настройки игры, ее инструкции, адресности до предполагаемого результата. Надо учесть и реализацию принципа вариативности, так как каждая игра имеет множество вариантов, продумали инструментарий или оборудование, которое нам может потребоваться (например, игрушка, листы бумаги, маркеры и т. п.).

.Продумывая и транслируя инструкцию, мы должны суметь настроить участников на игровую деятельность, следовательно, здесь очень важно, чтобы уровень эмоционального состояния был адекватным. Соответственно, вся инструкция должна быть эмоционально окрашена, поскольку без этого просто невозможно добиться желаемого результата. Инструкцию следует проговаривать играющим четко, динамично, делая акценты на особенно важных моментах игры.

3. Проговаривая инструкцию, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и как делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных (спорных) вариантах.

Ближе к окончанию игры мы обязательно даем финальную инструкцию, которая позволяет нам поставить «эмоциональную точку», зафиксировать результат.

В каждой игре обязательно должна присутствовать эмоциональная точка.

Эта «точка» должна быть осязаема и понятна участникам игрового взаимодействия. Она отвечает каждому участнику на вопрос: «а зачем мы играли?» своей законченностью, четкостью и конкретностью.

Вот здесь для нашей фантазии возникает очень большой выбор вариантов: мы можем всех поблагодарить за участие и поаплодировать друг другу, придумать шуточную концовку, раздать всем (или победителям, если это игра-соревнование) призы и т. п. В любом случае тем самым мы ставим «точку» как в логике, так и в эмоциональном настрое игры.

Следующим правилом организации игрового взаимодействия, на которое необходимо обратить наше особое внимание, мы назовем продуманность и предвидение того, как развивается мотивация участников на игру в течение каждого этапа игрового взаимодействия.

Следуя этим условиям, рекомендуется разработать тренинг для развития коммуникативных способностей. Тренинг проходит в течение месяца и состоит из 8 занятий по 2 раза в неделю. Ход тренинга представлен в приложении А.











Вывод по 2 главе


Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игра позволяет провести диагностику проблемных зон и сфер. Обладая знаниями о структуре и видах игрового тренинга, условиях реализации его в дошкольных учреждениях, владея разнообразием техник и целей, можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Кроме того, обучаться в процессе игры - это безопасно, эффективно, и просто интересно и приятно.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение научно-методической литературы по проблеме реализации игровой тренинговой работы в дошкольных образовательных учреждениях, позволило определить роль и возможности использования игрового тренинга. Обобщив опыт отечественных педагогов по данной теме, были изучены виды, структуры игровых тренингов и рассмотрена организация и проведение тренингов.

В ходе исследования выявлены условия реализации игрового тренинговой работы в дошкольных образовательных учреждениях, представлена технология использования игрового тренинга, направленная на развитие коммуникативных навыков и развитие внимания дошкольников; рассмотрена технология игрового тренинга, разработанная Е. А. Левановой.

Раскрытие сути игрового тренинга, а также определение его роли в развитии дошкольников, послужит толчком для эффективного использования игрового тренинга в ДОУ.

Используя игровой тренинг, педагог без напряжения сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что положительно сыграет на развитие конструктивной коммуникации в группе.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл- СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 1968. - 400 с.

  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] - СПб: Питер, 2009. - 240 с.

  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] //Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56-79.

  5. Емельянов, Ю.H. Активное социально-психологическое обучение / Ю.H. Емельянов [Текст] - Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.

  6. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекци: игры, упражнения, техники [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 349 с.

  7. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника занятия. Игры, упражнения [Текст] :2-е изд., доп. и перераб. СПБ., издательство «Речь», 2005. - 160 с.

  8. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ [Текст] - 2012.- №5. - С. 13-19.

  9. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. - 2007 - №6.

  10. Леванова Е. А,.Соболева А. Н., Плешаков В. А., Телегина И. О., А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] - Л.:Издательство Питер, 2011. - 208 с.

  11. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова [Текст] - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

  12. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник [Текст] - Москва: Гардарики, 2000. - 255 с.

  13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей дет.сада[Текст] /Под ред. Т. А. Марковой :- М..просвещение 1982. - 128с.

  14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] - М.,2002. - 456 с.

  15. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] - М.: Тривола, 1995. - 360 с

  16. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. [Текст] - М. : Академия, 2005. - 448 с.

  17. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А. А. Реана. - Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 - 656 с.

  18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г .№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».// Журнал управление дошкольным образовательным учреждением - 2014. - №1. - С.3 - 6.

  19. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Риан, Я. Л. Коломинский [Текст] - М. , 2000.- 384 с.

  20. Смирнова Е. О. Детская психология [Текст] - СПб: Питер, 2009.- 304 с.

  21. Урунтаева Г, А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] /Под ред. Г.А. Урунтаевой - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.

  22. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 128 с.

  23. Эльконин Д. Б. Психология игры.- М., 1999 6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] - М.: Академия, 2000. - 416 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ А


Тренинг для детей для развития коммуникативных качеств и внимания.

(Автор Чернецкая Л. В.)


Цели и задачи тренинга:

а) Развитие навыков эффективного общения, навыков работы в группе.
б) Развитие устойчивости внимания, укрепление памяти, развитие речи, общей моторики. Тренинг проходит в течение месяца и состоит из 8 занятий по 2 раза в неделю.

Структура тренинга состоит из : 1. шеринга или обратная связь, во время которого все участники по желанию делятся с группой своим настроением, говорят о самочувствии, о том, что их волнуетв данный момент.

2. разогревающих упражнений, направленных на установление контакта между участниками.

3. психогимнастических этюдов и упражнений, ролевых игр, пальчиковых игр, подвижных игр и релаксации.

Использовались оборудование и материалы:

1. фонограммы спокойной музыки, весёлой, релаксационной музыки, колыбельной, звуки живой природы.

2. мяч среднего размера или воздушный шарик.

3. полоски ткани для завязывания глаз.

4. детские стульчики, скамеечки.

Первое занятие

На протяжении всего занятия тихо звучит спокойная музыка.

Шеринг.

Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Вежливые слова»

Продолжительность 10-15 мин.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом.

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Обязательно обсуждается, понравилось ли детям упражнение, как они себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Упражнение-разминка «Теремок»

Пальчиковая игра.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Продолжительность 2 мин.

На поляне теремок (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок)

Из трубы идёт дымок (поочерёдно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочерёдно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (широко развести руки в стороны)

«Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперёк другой)

Упражнение «Пресс-конференция»

Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Нужно следить за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос.

Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Позитивно настраиваемся на следующее занятие.

Второе занятие

Ход занятия

Звучит тихая спокойная музыка либо запись звуков живой природы.

Шеринг.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Передай по кругу»

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Продолжительность 5-10 мин.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передаёт по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Упражнение «Паровозик»

Цели: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Продолжительность 10 -15мин.

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вёз «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Ролевая игра «Случай в лесу»

Цели: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения.

Продолжительность 10 -15мин.

Звучит весёлая музыка, но не очень громко.

Ведущий рассказывает детям сказку, а ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

«Жила-была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идёт она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребёнок показывает, как идёт лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? (Хвастается)

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой набелую и тоже захотел её всем показать. В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, гримасничать, очень ему хотелось, чтобы охотники только на него смотрели». (Ребёнок изображает зайца) Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? («Заяц» ищет укромное место и прячется от охотников)

«А теперь сыграем сказку о волке и мышонке» (Следующие участники готовятся изображать новых героев)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок -

Убежит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и... выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и...» Что дальше произошло? Как вёл себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Релаксационное упражнение «Звери отдыхают»

Продолжительность 5-7мин.

Дети садятся или становятся в круг. «Звери хотят показать, что они сегодня делали».

Дети показывают, как звери умываются, греют лапы, чешут уши, питаются, виляют хвостом и т.д.

Звучит спокойная танцевальная русская народная музыка.

Вечером все звери укладывают малышей спать. Мама-медведица тоже уложила своих медвежат.

Звучит колыбельная.

Уснули медвежата, а во сне им приснились и глупый кривляка-зайчонок, и волк с мышонком. А еще им приснилось, как мама принесла им каждому по горшочку меда. Проснулись медвежата и видят - перед каждым стоит горшочек меда. Поели, сказали маме...что? Тихо в лесу.

Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Третье занятие

На протяжении всего занятия тихо звучит спокойная музыка.

Шеринг.

Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Изучение тарабарского языка»

Цели: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, расслабление мышц челюсти.

Продолжительность: 5-10 мин.

Ведущий говорит детям, что сегодня они научатся говорить на иностранном языке - тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение или спеть песенку на тарабарском языке.

Упражнение «Ролевая гимнастика» Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро - «с пулемётной скоростью»; 2. как иностранец; 3. как робот; 4. шёпотом; 5. очень медленно - со скоростью черепахи.

2) Пройти как: 1. трусливый заяц, 2. лев, 3. младенец, 4. старичок.

3) Попрыгать как: 1. кузнечик, 2. лягушка, 3. козлик, 4. обезьянка.

4) Сесть в позе: 1. птички на ветке, 2. пчелы на цветке, 3. наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1. рассерженная мама, 2. осенняя туча, 3.разъярённый лев.

Обсуждаем кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Гимнастика под музыку

Цели: Первая часть упражнения развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

Продолжительность 5-7 мин.

Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва». Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, даётся следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)».

Затем звучит спокойная тихая музыка (Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Четвёртое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Путаница»

Цели: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы.

Продолжительность 5-10 мин.

Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача - распутать путаницу.

Упражнение «Всё наоборот»

Цель: развитие внимания.

Продолжительность 10-15 мин.

Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребёнок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести её назад и т.п.

Упражнение «Разведчики»

Цели: развитие наблюдательности, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

Продолжительность 20-25 мин.

Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные - «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь и другой «командир»повторяет его и т.д.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Пятое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Глаза в глаза»

Цели: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Продолжительность 7-10 мин.

"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг на друга только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен»и т.д.»

После игры следует обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно.

Упражнение «Дракон кусает хвост»

Цели: снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.

Продолжительность упражнения 20-25 мин.

Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В роли «головы» и «хвоста» дракона должны побывать все участники.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Шестое занятие

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Передай по кругу»

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Продолжительность 5-10 мин.

Упражнение «Волшебное слово»

Цель: развитие внимательности.

Продолжительность 10-15 мин.

Спросить у ребят, какие они знают «волшебные» слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказал ли он слово «пожалуйста». Если во фразе ведущий его произносит (например, говорит: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребёнок выполняет его просьбу. Если просто говорит свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребёнок не должен выполнять это действие.

Упражнение «Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Продолжительность упражнения: 10-15 мин.

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг, а ведущий - в центр круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 сек., а остальные повторяют эти движения за ним Далее меняется ведущий и игра продолжается.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Седьмое занятие

Шеринг.

Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Путаница»

Цели: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы.

Продолжительность 5-10 мин. См. Занятие 4.

Упражнение «Найди меня»

Цель: развитие навыков общения.

Продолжительность 20-25 мин.

Для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которых всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.

Продолжительность 10-15 мин.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»- вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Восьмое занятие

Шеринг.

Садимся в круг. Говорим о своём настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Разогревающее упражнение «Вежливые слова»

Продолжительность 10-15 мин.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом.

Упражнение «Рыбалка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, игра позволяет детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Продолжительность 10-15 мин.

Из группы детей выбирается «рыбак». А остальные дети - рыбки. Все дети разбегаются по сигналу во все стороны, а «рыбак» должен поймать кого-нибудь. пойманный ребёнок становится помощником «рыбака» и теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становится всё длиннее, а «рыбок» становится всё меньше. Игра заканчивается тогда, когда остаётся один непойманный ребёнок.

Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.

Продолжительность: 10-15 мин.

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Финальный шеринг. Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.







42


© 2010-2022