Конспект викторины Знатоки природы!

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 86 «БЫЛИНУШКА»

Конспект викторины Знатоки природы!

Конспект викторины Знатоки природы!

Конспект викторины Знатоки природы!

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Хайбулаева Марина Валерьевна



г. Нижневартовск

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цели:

  • расширить, пополнить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы по экологическому образованию;

  • через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;

  • увлечь детей участием в командной деятельности;

  • упражнять в совместной командной деятельности (прислу­шиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в сво­ей правоте, быть выдержанным.)

  • развивать быстроту реакции, сообразительность, находчи­вость, логическое мышление.

  • воспитывать осознанно-правильное отношение к природе.

Предварительная работа

Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Ког­да?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Материал. Четырнадцать конвертов с заданиями-вопросами, пе­сочные часы, юла со стрелкой, туесок для складывания очков, черный ящик, ветка дерева, бубен, карточки «Правила поведения в природе», призы - настольно-печатные игры экологической направленности, призы для зрителей.

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Карточки с заданиями выложены по кругу в середине стола. Участники игры по очереди крутят вол­чок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки по­лучают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Если знатоки затрудняются, то им могут помочь зрители-бо­лельщики .


Ход игры

Ведущий. Ребята, у нас всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых - это день защиты нашей природы.

- Ребята, а вы знаете что такое «природа»?

Ответы детей: - Это то, что нас окружает, существует само по себе и не сделано руками человека.

- Правильно! Природа делиться на «живую» и «не живую», а кто назовет, что относится к «Живой» природе?

Ответы детей: люди, животные, растения

- Молодцы! А что относится к «не живой» природе?

Ответы детей: земля, воздух, вода, солнце, песок, камни…

- Здесь действительно собрались знатоки природы! Но вот смотрите ребята, ведь если природа, это все что нас окружает, тогда это и дома, машины, детские площадки, корабли, это тоже «природа»?

Ответы детей: нет, это «рукотворный мир» человека

Давайте же всегда защищать, охра­нять, беречь природу нашего красивого города.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

1-й ребенок. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется - природа!

Давайте же всегда ее беречь!

2-й ребенок. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

3-й ребенок. Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым,

Все это называется природа!

Давайте же сердца ей отдадим!

(Стихи М. Пляцковского)

Ведущий. Друзья! Сегодня мы с вами собрались на игру-викторину «Что? Где? Когда?» - «Защитники природы»

В игре участвуют две команды: «Гномики», «Лесовички».

Читают дети: Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой,

Одно «Почему?»

Меж деревьями мчится,

Летит по пятам

За неведомой птицей.

Другое -

Пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою

Скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет,

под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах

притаившийся шорох, Сидит «Отчего» На зеленом листе, «Куда»

Полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой

влезло на пень... Вопрос за вопросом,

и так - целый день.

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами часто ходили на экскурсии, много наблюдали, узнавали интерес­ные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматрива­ли картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?»,»ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?». Итак - внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» У меня на столе круг, который разделен на сектора, в каждом из них лежат конверты с заданиями. Их прислали нам герои сказок - лесные жители.

Ведущий вертит волчок команды по очереди отвечают на вопросы, на который укажет стрелка. Ответив на него, команда может заработать 1-3 балла в зависимости от сложности вопроса. На обдумывание дается 1 минута.

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть! Жюри поможет нам оценивать ваши ответы. Капитаны пожелайте удачи друг другу: «Желаю вам победы!» Спешите выиграть! Желаю вам успеха!

Первой волчок будет крутить та команда, которая отгадает за­гадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

Примерно через четыре вопроса педагог (ведущий) объявляет музыкальную паузу.

Включается слайдовая презентация

1 слайд И так, дамы и господа, МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка», представляет игру-викторину «Что? Где? Когда?» - «Знатоки природы», я предлагаю командам занять свои места (звучат фанфары)

Начинаем нашу, игру

2-3 слайд

1. Вопросы о неживой природе

1. СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: «Еще в полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег осел, почернел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки на деревьях еще не набухли. Когда это бывает?» (ранней весной, в марте.)

4 слайд

2. БАБОЧКА -КАПУСТНИЦА: «Какой снег быстрее тает: чис­тый или грязный? Почему?» (Грязный. Темный цвет быстрее погло­щает солнечное тепло.)

Музыкальная пауза: ребенок


Все, что сердцу дорого, в песню так и просится,

И рассвет малиновый, и под небом рощица,

Поглядишь с пригорочка, видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею!


Песня «Добрый лес»

5 слайд

2. Вопросы о деревьях

1. АЙБОЛИТ: «Ребята! Березка плачет! Недобрые люди сделали ранку в стволе березы, и пили березовый сок, а этот живительный сок ее корни из земли вытягивают. Пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся. Помогите дереву! Как оста­новить сок?» (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забин­товать, завязать.)

6-7 слайд

2. ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ (черный ящик): «Я прислала вам маленький домик. Во множестве таких домиков всю зиму спят, свернувшись, маленькие зеленые жильцы. С приходом весны им в домиках становится тесно, они раздвигают стенки домиков, а по­том выглядывают наружу. Зеленые малыши расправляются, вырас­тают, подставляются солнцу, ветру, дождю. Что это за домик, на­ходится в ящике? Кто живет в нем?» (Ветка с почками.)

8 слайд

3. КРАСНАЯ ШАПОЧКА: вопрос для болельщиков (загадка)

«Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но в отличие от елки Опадают те иголки». (Лиственница.)

Подвижная игра « Весёлый бубен »

- Дети встают в круг, передают бубен, по окончании слов имитируют движения животных нашего края.

- Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот движение покажет нам.

9 слайд

3. Вопросы о травах

1. ТРАВА (подорожник):

«Каждый лист мой любит тропки У обочины дорог Но однажды людям добрым Раны вылечить помог». (Подорожник.)

10-12 слайд

2. ХУДОЖНИК ТЮБИК: «Ребята! Я попросил Незнайку нари­совать зимний лес с его обитателями. Посмотрите, что у него по­лучилось. Найдите ошибки, сделанные Незнайкой».

13-14 слайд

4. Вопросы о птицах

1. ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА: «Какие птицы прилета­ют первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем?» (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков.)

15 слайд

2. СНЕГИРЬ: «Для чего птице нужен хвост?» (С помощью хвос­та птица управляет полетом, как рулем.)

Сценка «Дикарь в лесу»

Появляются плачущие муравьишки.

Ведущий. Что случилось, муравьишки?

1-й муравей. Нас обидел злой мальчишка.

2-й муравей. Он нам лапки отдавил.

3-й муравей. Муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Ведущий. Бабочка-красавица, что в лесу случилось?

Скажи, какое горе с тобою приключилось?

Бабочка. Мальчик злой меня поймал

Крылышко он мне сломал.

Не могу теперь летать,

Как же мне не горевать.

Ведущий. Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравьи. Егор!

Ведущий. А где же его найти?

1-й муравей. Он лежит под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор.

Ведущий. Подойди сюда, Егор, серьезный будет разговор. Много бед ты натворил: муравейник разорил, Поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы, Бабочке крыло сломал, а ведь ты уже не мал! Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!

Муравьи, бабочка (грозно). Уходи из нашего леса!

Егор. Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Ведущий. Ребята! Давайте научим Егора правилам поведения в лесу.

Дети выстраиваются полукругом.

В руках у них рисунки с графическим обозначением правил по­ведения в лесу. Ребята по очереди называют эти правила и объяс­няют их.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

1. Забирать животных из леса - опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погиб­нуть в неволе.

2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

3. Не топчите грибы мухоморы, они полезные. Ими лечатся раз­ные животные.

4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть.

5. Сохраняйте паутину - это дом паука. Там он живет, питается вместе с паучатами.

6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

7. Кора дерева - это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.

8. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи - санитары леса.

9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы.

12. Лес - это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.

Егор. Дорогая бабочка, Тебя я пожалею, И крылышко твое Дыханием согрею. А вам муравьишки-трудяги Я домик опять соберу, А мусор и соринки Домой заберу. (Собирает мусор и сорванные цветы.) Вы простите, простите меня Я не буду природу губить! И только в лес, как в гости, Буду к зверятам ходить.

16-17 слайд

5. Вопросы о насекомых

1. МУХА-ЦОКОТУХА: «Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворон, Рогат, да не бык Шесть ног - без копыт Летит - воет, Сядет - землю роет. Он назван по одному из весенних месяцев.»

(Майский жук.)

18-19 слайд

2. ЗНАЙКА: вопрос для болельщиков «Назовите самого прожорливого хищника плане­ты?» (Стрекоза. Она за день съедает в несколько раз больше пищи, чем весит сама.)


Стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».

Читают дети

Все-все, На свете, На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд -

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны -

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

20 слайд

6. Вопросы о животных

1. ЗАЯЦ-ХВАСТА: «Почему в одних сказках я серый, а в других - белый?»

21 слайд

2. БАБУШКА-ЗАГАДОЧНИЦА: (блиц-турнир):

1.

а). Лошадь, корова, бык, волк, лиса, медведь - кто это? (Жи­вотные.)

б). Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

в). Чем питается бабочка? (Нектаром цветов.)

2.

а). Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

б). У какого домашнего животного есть рога? (Корова, коза.)

в). Как называют детеныша свиньи? (Поросенок.)

3.

а). Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

б). Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

в). Какого цвета листья на деревьях зимой? (Листьев зимой нет.)

22-23 слайд

3. ЗНАЙКА: «Ребята! Я знаю, какую пользу приносят земляные черви. А вы знаете? Расскажите». (Рыхлят землю, освобождая доступ воздуха и влаги к корням. Перерабатывая опавшие листья, удобряют землю.)


Песня-танец «Зверобика» (муз. Б. Савельева, ел. Хаита)

Дети садятся на стулья.

Ведущий. Уважаемые знатоки природы! Наша игра подходит к концу. Подсчитайте, сколько очков вы набрали.

Каждая команда подсчитывает количество набранных очков и объявляет результат.

Ведущий. Внимание! Для награждения прошу команды встать. Слово предоставляется жюри.

Жюри благодарит всех участников игры и награждает команды почетными медалями и памятными призами.

Ведущий. Скажи мне,

Как правильней Землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая? Нет, лучше, наверно,

Сказать ей: «Родная!

Земля - наша милая,

Добрая мать!» Так ласковей будет звучать

И вернее. Ведь все, что мы любим, Все создано ею - И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты...

(Я. Абидов «Мать-Земля)

Дети читают стихи.

1-й ребенок. Любимый край, моя земля, родимые просторы!

У нас и реки, и поля, моря, леса и горы!

3-й ребенок. Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нет. Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!



© 2010-2022