Мастер-класс на тему: «Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему:«Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»Мастер-класс на тему:«Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»Мастер-класс на тему:«Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»Мастер-класс на тему:«Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «Машенька»











Мастер класс молодых специалистов ДОУ

«Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»









Кондратьева Ирина Викторовна,

Воспитатель: I категория










Абакан 2015г.


Мастер-класс для молодых специалистов ДОУ

Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер- класса «Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Лепка в детском саду - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Как известно, польза игр с пластилином не ограничивается только развитием мелкой моторики и воображения. Это также прекрасный толчок для формирования первых представлений о форме и цвете, улучшение координации движений и развитие усидчивости.

Для того чтобы узнать, как научить ребенка лепить из пластилина, прежде всего, стоит ознакомиться с простейшими правилами, которые помогут заинтересовать малыша и увлечь его в прекрасную страну детского творчества!

Лепка:

*Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания

*Вырабатывает более полные образные представления

*Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук

*Развивает воображение и творческие способности

*Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности.

Виды лепки.

* сюжетная

*декоративная

*предметная

Приёмы лепки.

Младший дошкольный возраст

* Раскатывание

* Скатывание

* Вдавливание пальцем

* Прищипывание

* Сплющивание

* Оттягивание

* Присоединение

Средний дошкольный возраст

добавляются:

* Примазывание

* Защипывание

* Вытягивание

* Сглаживание

Старший дошкольный возраст

*Совершенствуется техника лепки

*Используются знакомые приемы лепки.

Способы лепки.

Тематика лепки очень разнообразна. Дети лепят почти все окружающие их предметы. Часто во время лепки для детей существует одна цель - создать предмет, с которым можно играть. Дети очень любят лепить животных, но они будут делать это лучше, если им помогут взрослые.

Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания.

2-я младшая группа

Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев.

Средняя группа

Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары. Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6). Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

Старшая группа

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

Старшая группа

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

Техника лепки.

Основным материалом для лепки является глина. Глина - это природный материал, который легко готовится, имеет нейтральные и удобные для работы цвета, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. При лепке животных используют каркасы (палочки разной длины и толщины) для устойчивости и динамичности фигуры.

При лепке можно использовать пластилин и соленое тесто. Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал.

  1. Конструктивный способ

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

  1. Пластический способ

Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

3. Способы лепки из целого куска:

Лепка «с катушки»

Таким способом лепят животных: собаку, медведя, корову, лошадь.

Последовательность операций:

*приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;

*скатать шар яйцевидной формы;

*визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), вытягиваем голову (голова не лепится, а формируется легким отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев);

*так же отминается нижняя часть яйца;

*если лапки (ноги) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце;

далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы (ноги).

Лепка «с яйца».

Таким способом лепят петушка, курочку, барана.

Последовательность операций:

*приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; *скатать шар яйцевидной формы;

*визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть (с учетом рогов) должна быть больше;

*приподнять выглаживанием глины (скользящими движениями пальцев по направлению вверх) гребешок. При этом «набирается» достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек;

*на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца;

*сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой;

*«набрать» лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост (делаем его в виде короткого цилиндрика);

*далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.

4. Комбинированный способ.

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

5. Рельефная лепка

*путем нанесения рисунка

*путем наложения формы на основу

*путем выбирания глины

6. Модульная лепка

Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого

количества одинаковых деталей.

7. Способ налепа.

Таким приёмом можно украсить печенье маленькими шариками. Налепы - шарики крепятся сверху.

Мы с вами остановимся подробнее на одном из занятий средней группы.



Конспект НОД в средней группе лепка.

Тема: «Белка песенки поет и орешки все грызет»

Цель: создать условия для формирования эстетического вкуса, развития творческих способностей и мышления посредствам изготовления фигурки белочки.

Задачи:

*создание условий для уточнения и расширения знаний о жизни диких животных в лесу.

* создать условия для закрепления приемов лепки пальцами: прищипывание, оттягивание, доводить работу до конца; закрепить умения лепить зверька, передавая его характерные особенности (тело, мордочка, ушки, поза, видеть пропорции и величину фигурки животного.)

* создать условия для воспитания у детей интереса к жизни диких животных.

Словарная работа: активизация и пополнение словаря (дикие животные: белка рыжая, пушистая, кисточки на ушах, большой пушистый хвост).

Оборудование и материалы: коврик, пластилин, салфетка, аудиопрослушивание: «звуки леса», письмо от Старичка - лесовичка.

Предварительная работа: Беседа о внешнем виде и образе жизни белки, отгадывать загадки о лесных животных. Рассматривание с детьми иллюстраций с дикими животными. Чтение художественной литературы В.Бианки «Как животные к зиме готовятся?» Дидактические игры: Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?». Подвижные игры: «Белкин дом».

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Организационный момент

Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир диких животных прошу подойти к нам.

Дети обращают внимание на педагога

Мотивационно-ориентировачный

этап

Вы любите путешествовать?

Воспитатель предлагает детям выбрать способ и предмет для путешествия.

Встал стеною до небес
Перед нами чудо ... (лес) Ну садимся.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем
В страну сказок улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.

В: Как здесь красиво.

Пошлите, погуляем.

В: Посмотрите вон под ёлкой, что то лежит? (конверт). Воспитатель читает. «Дорогие ребята! Ой, беда, беда у нас приключилась. Пока белочка готовила запасы на зиму, ее детки сбежали с дупла. Помогите пожалуйста их найти.»

Старичок - лесовичок.

Дети размышляют, предлагают свои варианты и обосновывают.


Дети: В лес.

Ответы детей

Дети находят конверт, пытаются прочесть.

Поисковый

этап

В: Ну что будем делать?

Как мы можем помочь?

(ответы детей)

В: Давайте, слепим из пластилина бельчат и посадим на ветку возле дупла? Мам белка вернётся и обрадуется.

В: Какими словами вы можете охарактеризовать бельчат? Какие они? Где они живут? Значит это, какое животное? Как готовится белка к зиме? Назовите части тела белки. Чем покрыто тело белки?

Практический этап

Воспитатель приглашает детей пройти к столам, сесть на стульчики и рассмотреть-то, что лежит у каждого на столе: доска для лепки, стека, пластилин нескольких цветов. Уточняют, для чего нужна салфетка и клеенка. Затем предлагает слепить бельчат. Но в начале разогреть пластилин.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разминать.

Сильно, сильно я сжимаю -

Пластилин свой разминаю!

Делим пластилин на четыре неровные части.

Из самого большого кусочка раскатываем шар, затем колбаску это будет что? (туловище)

На шарике предназначенного для головы, вытягиваем носик и прищипываем ушки.

Прикрепляем голову к туловищу.

Теперь нужно слепить хвост. Как мы его будем лепить? Раскатали колбаску и сплющиваем его со всех сторон.

Берем оставшийся кусочек, раскатываем их конусом. (2 передние, 2 задние лапы и хвост)

Прикрепляем лапы

Затем прикрепляем хвост

Делаем красивую мордочку и готово.

Теперь наших бельчат посадим на ветку возле дупла, пусть мама обрадуется своим деткам.





Самостоятельная работа. Помощь воспитателя.

Рефлексионно-оценочный

этап

Дети возвращаются в детский сад.

Реснички опускаются, Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем Снова в садик улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять Смотрим глазками опять.

В: Куда мы путешествовали? Что вам там больше понравилось? А кому вы можете, рассказать о своём путешествии?

Рефлексия.

Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Предлагаю, участникам мастер-класса поочередно высказываются: «Насколько мастер-класс был полезен? Что вы для себя открыли?»

Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в нашей интересной и творческой работе!













© 2010-2022