Консультация для педагогов Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей

Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей ребенка.

Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

Наше дошкольное учреждение предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.

Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является - речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

Цель которой является:

- объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;

- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:

● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

● оптимизация стиля семейного воспитания.

● гуманизация детско-родительских отношений;

● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители - ребенок - педагог».

Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого надо проводить в группах следующую работу:

- индивидуальные встречи с родителями

(их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);

- семинары для родителей по обмену опытом

(на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома);

- познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);

- подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;

- оформление стенда «Советы специалистов».

А также:

● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.

● Организовывать совместные праздники

● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.

● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.

● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.

● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья».

● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.

● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.









РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

от 29 ноября 2010 года

1.Продолжить работу по формированию познавательной активности и активизации речевого общения детей.

Срок - постоянно

Ответственный - ст. воспитатель, воспитатели

2.Создавать на занятиях и в свободное время проблемные ситуации, побуждать детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира

Срок: постоянно

Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп

3.Пополнить группы методическим и дидактическим материалом по речевому развитию детей

«Сказка»

«Мотылек»

«Солнышко» - информационный материал для

педагогического просвещения родителей (рекомендации,

памятки, советы)

«Ласточка» - наглядно - демонстрационный материал «Хочу все знать»

«Теремок» - книжный фонд (детские художетсвенная

литература, словари, энциклопедии)

«Белочка»

«Зайчик» - развивающие центры

Срок: до 24.12

Ответственный : ст. воспитатель, воспитатели

4.Разработать схему взаимодействия участников образовательного процесса для повышения качества работы по развитию речи

Срок: до 24.12

Ответственный : ст. воспитатель

5.Разработать вопросы в соответствии с требованиями программы и провести проверку познавательно - речевого развития во всех возрастных группах

Срок: до 29.12

Ответственный : ст. воспитатель

© 2010-2022