- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для педагогов Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей
Консультация для педагогов Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лямкина К.Н. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей
Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей ребенка.
Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».
В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.
Наше дошкольное учреждение предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.
Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является - речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
Цель которой является:
- объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;
- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:
● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;
● оптимизация стиля семейного воспитания.
● гуманизация детско-родительских отношений;
● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители - ребенок - педагог».
Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого надо проводить в группах следующую работу:
- индивидуальные встречи с родителями
(их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);
- семинары для родителей по обмену опытом
(на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома);
- познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);
- подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
- оформление стенда «Советы специалистов».
А также:
● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.
● Организовывать совместные праздники
● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.
● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.
● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.
● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.
● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья».
● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.
● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.
● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
от 29 ноября 2010 года
1.Продолжить работу по формированию познавательной активности и активизации речевого общения детей.
Срок - постоянно
Ответственный - ст. воспитатель, воспитатели
2.Создавать на занятиях и в свободное время проблемные ситуации, побуждать детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира
Срок: постоянно
Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп
3.Пополнить группы методическим и дидактическим материалом по речевому развитию детей
«Сказка»
«Мотылек»
«Солнышко» - информационный материал для
педагогического просвещения родителей (рекомендации,
памятки, советы)
«Ласточка» - наглядно - демонстрационный материал «Хочу все знать»
«Теремок» - книжный фонд (детские художетсвенная
литература, словари, энциклопедии)
«Белочка»
«Зайчик» - развивающие центры
Срок: до 24.12
Ответственный : ст. воспитатель, воспитатели
4.Разработать схему взаимодействия участников образовательного процесса для повышения качества работы по развитию речи
Срок: до 24.12
Ответственный : ст. воспитатель
5.Разработать вопросы в соответствии с требованиями программы и провести проверку познавательно - речевого развития во всех возрастных группах
Срок: до 29.12
Ответственный : ст. воспитатель