- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья как использовать песочную терапию в работе с детьми
Статья как использовать песочную терапию в работе с детьми
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нагасимова Д.Ю. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Нагасимова Дана Юрьевна
ГККП «Ясли сад № 24 города Аксу»
педагог-психолог
«Чудеса на песке в детском саду»
«Чудеса на песке в детском саду»
Каждый из нас в детстве любил лепить из песка: куличи, пироги, печенье, мы угощали своих родителей, друзей. Первые контакты детей проходят в песочнице. Что же такое игры на песке? Игры на песке - одна из форм деятельности ребенка. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью...
В своей работе я использую игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песочница является своеобразным посредником установление контакта с ребенком, особенно если ребенок плохо говорит, тогда все свои переживания он обязательно «выльет» на песчаную поверхность. В старших и подготовительных группах составляем рассказы на основе того, что «нарисовали» на песке. Это учит детей связной речи, навыкам пересказа, да и, кроме того, ребенок учится общаться с ровесниками.
С помощью построений на песке развиваю наглядно - образное мышление, воображение, восприятие, память, использую игры: «Что лишнее?», «Угадай на ощупь», «Секретики», «Угадай -ка», «Картины», «Волшебная ладошка». Провожу занятия: «Мишкина малина», «»Приключения квака», «Создание песочной мандалы».
Игры на песке с фигурками особенно плодотворны в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву".
В последнее время у многих детей слабо развита мелкая моторика рук. Чаще всего ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, поэтому для развития мелкой моторики рук провожу упражнения: пальцы «ходят, гуляют» по песку, прыгают, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
Игры с песком позволяют повысить адаптационные возможности ребенка, создают положительный образ детского сада. С детьми младших групп в период адаптации провожу игры при помощи фигурок играем в сюжетно-ролевую игру: «Идем на прогулку» - создаю проблемную ситуацию, например, «не могу найти игрушку (совочек)» и предлагаю детям найти выход из ситуации. Как правило, один ребенок уж точно знает, что делать! Он смело «подходит» (фигурка подходит) к воспитателю (своему или чужому) и просит ему помочь. Так, играя в песок, дети обучаются просить помощь взрослого, а параллельно развиваются и коммуникативные навыки. Проводила занятия: «Игрушки», «Путешествие в лес».
Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения, и это действительно чудеса на песке.
Опыт работы с детьми показал, что использование игр на песке дает положительные результаты:
-
Дети чувствуют себя более успешными;
-
На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
-
В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе.