ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

А.В. Фролова

ЛПИ- филиал СФУ


Актуальной задачей современного образования является полоролевое воспитание детей дошкольного возраста, представляющее собой проблему не только индивидуальную, но и социальную, касающуюся нравственного и психического здоровья детей. Данная проблема влияет на представления мальчиков и девочек о половых ролях, а также, на формирование полоролевого опыта [27:256].

К исследованию данной проблемы обращались Арутюнова, Л.А., Доронова, Д.В., Ледовских, Н.К., Репина, Т.А., Татаринцева, Н.Е.

В работе Л.А. Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду, где отмечается, что особенности ценностных ориентации родителей в области воспитания этих качеств и характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей являются важными факторами формирования основ мужественности и женственности у детей [3:108].

Исследования Т.Н. Дороновой показывают, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам полоролевого воспитания. В первую очередь это связано с программно-методическим обеспечением дошкольных образовательных учреждений России. В программах и методических руководствах практически не учитываются гендерные особенности детей дошкольного возраста. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей вообще, а не мальчиков и девочек того или иного возраста [7:112].

Как указывает Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание не может быть сведено к усвоению знаний и представлений о мужских и женских половых ролях, о качествах мужественности и женственности. В воспитательном процессе чрезвычайно важно развить положительное эмоциональное отношение ребенка к своему полу, гордость за свою принадлежность к нему и сформировать предпочтения и интересы, соответствующие полу [16:51].

Т.А.Репина считает, что половая идентификация формируется на фоне общей идентификации с теми, с кем у ребенка осуществляется эмоционально-положительное общение (прежде всего с матерью, независимо от пола ребенка), поэтому роль взрослых исключительно велика для формирования психологического пола [23:68].

Как отмечает Н.В. Татаринцева, полоролевое воспитание является эффективным средством становления личности, при условии, если способствует овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой общения полов, важнейшими признаками которого являются: устремленность образа «Я»; развитие женского (мужского) достоинства, ощущения своеобразия внутреннего мира; создание гуманных отношений основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении [33:148].

Также, Н.Е. Татаринцева считает, что ощущение себя мужчиной или женщиной, мальчиком или девочкой во все времена являлось одним из самых важных составляющих человеческой «самости», поскольку личность человека - это всегда личность либо мужчины, либо женщины. Общеизвестно, что человек воспринимает окружающую действительность через идентификацию себя с полом, этносом, социальной принадлежностью и т.д. [32:90].

Н.Е. Татаринцева считает, что полоролевая идеология в нашем обществе с ее размытостью ценностных качеств осложняет выбор стратегий поведения детьми, что актуализирует проблему возрождения ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами в научных исследованиях и в житейском опыте человека [36:174].

По мнению Н.Е. Татаринцевой полоролевое воспитание будет являться значимым фактором личностного и культурного развития при условии, если:

- ребенок понимается как ценность и результат культурно-исторического и индивидуального процесса развития;

- организация процесса полоролевого воспитания происходит на культурной основе, способствует введению ребенка в мир полоролевых ценностей, предоставлению возможности нравственного полоролевого выбора;

- пространство полоролевого воспитания рассматривается как среда полоролевых отношений, взаимодействий, сотрудничества в системе ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, ребенок - виртуальный взрослый, ориентированных на множество разнопорядковых субкультур (художественные, философские, фольклорные тексты, мужские и женские литературные образы, события культурной жизни, личности педагога, родителя и ученика, символы, эталоны, образцы женского и мужского в окружающем мире и др.), где ребенок занимает собственное место в «мужском» («женском») мире и мире культуры в целом;

- пространство полоролевого воспитания дошкольников проектируется на теоретико - методологических положениях, раскрывающих культурно-исторические традиции полоролевого воспитания детей и определяющих его ценность в становлении личности;

- моделирование методики полоролевого воспитания имеет четыре логически связанных направления:

1) ценностный компонент (связанный с введением дошкольников в мир полоролевых ценностей и оказанием помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);

2) познавательный компонент (связан с познанием полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры);

3) действенно-практический (связанный с проявлением полоролевого опыта, реализацией полоролевого репертуара в различных видах деятельности и поведении);

4) личностный компонент (связан с развитием рефлексивных способностей, овладением способами саморегуляции, самооценки, формирование личностной позиции мальчика (девочки);

- работа с родителями как первичными агентами полоролевой социализации, транслирующими детям образцы полоролевого поведения, предполагающая формирование полоролевых компетенций взрослых, включающих представления о значимости полоролевого воспитания, необходимости осуществления дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста [34:25].

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни, данная область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания, хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным, и заниматься ею надо с раннего возраста.

Пол - это первая категория, в которой человек осмысливает себя как индивидуальность. В самом общем виде понятие «психологический пол» рассматривается как определенная система потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, эталонов, характеризующих представление человека о самом себе как о мужчине или женщине, а также наличие специфических способов поведения, результатирующих эти представления [24:176].

В педагогической науке «полоролевое воспитание» рассматривается с различных сторон. Это:

- «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» (Д.В. Колесов, З.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова) [37:35];

- «освоение роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями» (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган) [12:256];

- «педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации» (М.А. Радзивилова, Л.И. Столярчук) [22:32].

Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей [13:56].

Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли [11:148].

Под идентичностью понимается ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание того, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует то, что остается постоянным, несмотря на все изменения, происходящие в течение всей жизни данного человека [10:97].

Базовая половая идентичность - «это глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самой себя». Она формируется как достаточно стабильное изменение личности к трем годам. Дальнейшее развитие системы половой идентичности совершается на личностно-эмоциональном и познавательном уровнях. Это выражается в формировании персональной идентичности и половых ролей, которые отражают особенности отношений с внешним миром и людьми своего и противоположного пола [10:65].

Родители и педагоги должны стремиться развить у детей, прежде всего, положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний.

Итак, мы выяснили, что полоролевое воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации.

Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИС݅ТО݅ЧН݅ИК݅ОВ

  1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С.75.

  2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Воронеж, 2011. - С. 213.

  3. Арутюнова, Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). Автореф. дис.: канд. пед. наук.- М.: 1988. - С.108.

  4. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

  5. Борисова, М.В. Воспитание мальчиков в народной педагогике / М.В. Борисова, М.И. Баишева // Фэн-наука.-2010.- №3.- С. 52-57.

  6. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман // - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.

  7. Иванова, О.И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. В. Новгород, 2010. С.41

  8. Иванова, О. И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О. И. Иванова, А. М. Щетинина // - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - С.97.

  9. Каменская, В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2012. - С.148.

  10. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган // М.: -2013.- 256 с.

  11. Кон, И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003. - С.236.

  12. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. - М.: Наука, 2011. - С.51.

  13. Малова, Т.В. Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины / Т.В. Малова // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2011. - №4. - С.57.

  14. Михайловская, И. Гендерное воспитание подростков в средней школе / И. Михайловская, Н. Маленкова // М.: Чистые пруды. - 2009. - С.32. (Библиотечка «Первого сентября».-сер. Здоровье детей». Вып. 27.

  15. Нагель, О. П. О гендерном образовании дошкольников / Нагель О.П. - 2008 // Дошкольное воспитание . - 2010 . - № 4 . - С.48.

  16. Нагель, О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста основ мужественности [Текст] : [проблемы гендер. подходов в воспитании] / О. П. Нагель // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - N 7. - C. 14.

  17. Носакова, Т.В. Особенности современной гендерной социализации детей / Т.Н. Носакова, Д.Н. Симонов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №3. - С. 114.

  18. Радзивилова, М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. - СПб.: Питер.- 2009. - С.32.

  19. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2012. - С.68.

  20. Соломенникова, О. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада Издание: Мозаика-Синтез 2014. с. 139.

  21. Столярчук, Л. И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания / Л. И. Столярчук // Педагогика. - 2003. - №5 (май-июнь). - С. 38.

  22. Сухомлинский, В.А. 'О воспитании' - Москва.: Политическая литература, 1982 - 98.

  23. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-Методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Вестник ЧГПУ. - 2011. - №10. - С.118.

  24. Татаринцева, Н.Е. Научно-прикладные аспекты полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Ростов н/Д: Ростиздат. - 2010. - С.256.

  25. Татаринцева, Н.Е. Модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Образование и наука.-2010. - №6. - С. 79.

  26. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебное пособие // Н.Е. Татаринцева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр педагогического образования. - 2008.- С.47.

  27. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебное пособие // Н.Е. Татаринцева. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.90.

  28. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: монография // Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ.- 2010. - С.148.

  29. Татаринцева, Н.Е. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? / Н.Е. Татаринцева // Деточки. - 2007. - № 9. - С. 25.

  30. Татаринцева, Н.Е. О целях и ценностях полоролевого воспитания дошкольников / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 6. - С. 90-97.

  31. Татаринцева, Н.Е. Концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 174.

  32. Татаринцева, Н.Е. Методологические подходы к полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 7. - С. 49.

  33. Титаренко, Т. М. Психологические теории и концепции личности К.: Рута, 2001. - С.153.

  34. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевая игра для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста «Волшебный театр» // Детство с городом: воспитание петербуржца в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. B.А.Деркунской. - СПб.: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 107.

  35. Хрипкова, А.Г. В семье ратут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1995. - С. 35.

  36. Эдеймиллер, Э.Г. Психология и псхотерапия семьи / Э.Г. Эдеймиллер, В. Юстицкис // СПб.: Питер.- 2010.- С.375.



© 2010-2022