Конспект мастер – класса «Школа родителей будущих первоклассников: семья на пороге школы»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект мастер - класса

«Школа родителей будущих первоклассников: семья на пороге школы»


Цель: повышение профессиональной компетенции участников мастер-класса по проблеме взаимодействия с родителями по формированию готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с различными формами взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по вопросам формирования готовности дошкольников к школьному обучению.

2.Обучить психологическим играм и упражнениям, которые используются в работе с родителями по формированию стрессоустойчивости и развитию личностных качеств.

3.Побудить участников мастер-класса к широкому использованию в практике различных форм работы с родителями.

Оборудование: мультимедийная установка, светящийся фонтан, обруч.

Подготовка: презентация, видеоролик «Семейный клуб «Шаг навстречу»», музыкальное сопровождение.

Ход:

Старший воспитатель: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Школа родителей будущих первоклассников: семья на пороге школы».

В ходе мастер-класса вы:

1. Познакомитесь с различными формами взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по вопросам формирования готовности дошкольников к школьному обучению.

2.Обучитесь психологическим играм и упражнениям, которые используются в работе с родителями по формированию стрессоустойчивости и развитию личностных качеств.

3.Мы постараемся побудить вас к широкому использованию в практике различных форм работы с родителями.

Беседа с участниками мастер - класса:

● Скажите, коллеги, считаете ли вы актуальным проблему подготовки детей к школьному обучению? Почему?

● Соглашусь с вами. Формирование у детей готовности дошкольников к школьному обучению (именно формирование готовности, а не подготовка к школе, т. к. дошкольное детство - это самоценный период, а не подготовка к чему-то в будущем) - приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью.

Этот процесс зачастую рассматривается родителями и педагогами как более раннее изучение программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Это в корне неверный подход.

● Что же включает в себя понятие «формирование готовности к школьному обучению?

● Верно, формирование готовности к школьному обучению определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка. Выдающийся психолог Леонид Абрамович Венгер отмечал, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование.

Наш опыт показывает, что родители, уделяя большое внимание обучению ребенка чтению и письму, забывают о том, что в ходе формирования готовности детей к школе необходимо уделять внимание развитию самостоятельности, любознательности, познавательных способностей, связной речи, коммуникативных способностей, укреплению детского здоровья, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

● С чего же начать формирование готовности ребенка к школьному обучению? Как сделать первый шаг?»

● Работая в этом направлении, мы с коллегами пришли к уверенности, что все начинается с взаимодействия с семьей, которая должна обеспечить безопасность ребенка при переходе от одного уровня образования к другому. Так в статье 18 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», говорится, что родители являются первыми педагогами для своих детей».

● А готовы ли родители поддержать своих детей в 1-ом классе?

● Вы верно отметили, что здесь существует еще одна проблема - неготовность многих родителей быть первыми помощниками и опорой для своего ребенка, нести ответственность за формирование готовности его к школьному обучению. Как правило, родители перекладывают эту ответственность на детский сад, а затем и на школу, так как не знают, как помочь детям, не владеют методикой, находятся во власти стереотипа, сложившегося за десятилетия, что общество, детский сад должны подготовить ребенка к школе, а детский сад целиком берет эту ответственность на себя (и это еще одна проблема).

Таким образом, перед дошкольным учреждением на первый план выступает задача не только способствовать разностороннему развитию детской личности, но и научить родителей быть педагогами, союзниками, опорой для своих детей!

● Как же это сделать?

● Вначале пути необходимо разъяснять родителям, что включает в себя понятие «формирование готовности детей к школьному обучению», знакомить с целевыми ориентирами ФГОС ДО, требованиями школы, предъявляемыми к будущим первоклассникам.

Вместе с родителями важно составить план дальнейшей работы: запланировать встречи со специалистами (старшими воспитателями, учителями, психологом, учителем-логопедом и др.), обеспечить психологическую поддержку семьи на этапе перехода в школу.

Наш детский сад ведет значительную работу в этом направлении.

В начале учебного года педагоги подготовительных групп проводят

- опрос родителей направленный выяснение представлений родителей о готовности ребенка к школьному обучению, определения того, осуществляется ли подготовка к школьному обучению в семье, на выявление запросов семьи по вопросу подготовки ребенка к школе. По итогам опроса выявляются проблемные точки, что помогает определить задачи в работе с родителями, спланировать мероприятия по их запросам.

- ведется наглядная пропаганда: буклеты, консультации, папки - передвижки, размещение информации на сайте дошкольного учреждения

-организуются совместные собрания с воспитателями, учителями и администрацией школы.

-организуются психологические консультации и тренинги с родителями по формированию стрессоустойчивости, развитию самоконтроля. коммуникативных способностей.

- особенно хочется выделить работу семейного клуба «Шаг навстречу», потому что мы считаем его наиболее эффективной формы взаимодействия с родителями.

Данная форма работы проводится для родителей всего дошкольного учреждения, в том числе учитываются запросы родителей подготовительных групп по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Встречи в семейном клубе пользуются большой популярностью. Мы считаем, что это связано с тем, что родители сами выбирают актуальные для них темы встреч, определяются с тем, кто из гостей будет приглашен, и даже формы их проведения.

Эффективность данной работы достигается за счет проведения встреч в диалоговом режиме, в интересной интерактивной форме, что активизирует родителей. Согласно выработанным правилам, любой участник имеет право свободно высказать свои проблемы, свое мнение. Родители выполняют различные творческие задания, работают в командах, микрогруппах, участвуют в деловых играх, соревнуются.

● Коллеги, хотелось ли бы вам посетить заседание семейного клуба?

● Тогда предлагаю вам посмотреть видеофрагмент одной из наших встреч в семейном клубе.

Хочу попросить вас обратить внимание на то, каким родители видят ребенка на пороге школы в начале встречи, какие приоритеты в его развитии выделяют, и какие рекомендации они дают сами себе в конце встречи, как изменились и расширились их представления о формировании готовности детей к школьному обучению.

Просмотр видеоролика «Семейный клуб «Шаг навстречу»»

В конце заседания семейного клуба родители составили план дальнейшей работы. И одним из запланированных мероприятий стало их участие в психологическом тренинге.

И теперь, дорогие коллеги, для того, чтобы максимально погрузиться в обсуждаемую проблему, просим вас примерить на себя роль родителей будущих первоклассников и фрагмент одного из таких занятий. Его проведет мой коллега - педагог-психолог I квалификационной категории Виталий Геннадьевич Варавин.

Педагог-психолог: «Добрый день, уважаемые родители! Наше сегодняшнее занятие будет состоять двух частей.

Направленность 1 части - коррекция ваших опасений, тревог, снятие психологического напряжения, связанных с ожиданием поступления ваших детей в школу. Во 2 части мы постараемся настроить вас на то, что, что именно Вы - родители и есть самая главная психологическая опора и поддержка для своих детей в трудные периоды их жизни. Попробуем внушить Вам уверенность в собственных силах, позволяющих стать для Ваших детей полноценными помощниками в нелегком труде обучения.

И нашу встречу хотелось бы начать со знакомства.

1. Знакомство

Упражнение «Имя-качество»

Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина - инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).

2. Разминка

Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот, на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого и т.д.

II раздел - Основная часть

(1 часть основной части)

Педагог - психолог: Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы, кружки, приобрели разнообразные познавательные игры, прочитали уйму литературы по вопросу подготовки детей к школе.

Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Поступление в школу - переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка. Будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревоги, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.

Поэтому я, для начала, предлагаю Вам выполнить несколько несложных упражнений, помогающих научиться самостоятельно выравнивать нестабильное эмоциональное состояние, снимать психологическое напряжение, возникающее в моменты сильного волнения - тревоги или даже злости.

Итак, начнем.

Упражнение «Апельсин»

Цель: направлено на обучение управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Участники лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите участников представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут на выдохе выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

(2 часть Основной части)

Педагог - психолог: Психологами отмечено, что в подготовке детей к школе особенно необходима работа с родителями, поскольку именно близкие люди являются наиболее значимыми для дошкольника. Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

И я, как психолог, предлагаю вам небольшую помощь в развитии необходимых навыков сотрудничества с вашими детьми. В обучении эффективным способам общения с детьми, методам и приемам оказания им психологической поддержки.

Причем с поддержки в буквальном смысле мы и начнем…

Для этого упражнения я попрошу Вас выйти из-за столов и встать в круг.

Упражнение «Опусти предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

А сейчас я предлагаю Вам, на примере парочки несложных упражнений, убедиться в том, на сколько наши слова и мысли влияют на состояние человека, в том числе и на состояние наших детей. Особенно сказанные в разных эмоциональных состояниях.

Упражнение «Я сильный - я слабый»

Педагог-психолог: Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующее упражнение. Для этого нам необходимо разбиться на пары. Теперь, пожалуйста, встаньте лицом друг другу и вытяните навстречу ладони правой руки. Один из Вас выполняет роль провокатора, а другой - роль реагирующего. Распределите сами, кто кем будет. Не беспокойтесь, потом Вы этими ролями поменяетесь.

Итак, задача провокатора, молча давить на ладонь реагирующего (в разумных, конечно же, пределах). Задача реагирующего упираться, говоря при этом уверенно, громко и решительно: «Я сильный!». Проделаем то же самое, но сейчас реагирующим нужно говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть печально, тихо, уныло... Молодцы! А теперь я предлагаю Вам поменяться ролями.

Упражнение «Дракон. Самурай. Принцесса».

Игра по смыслу похожа на детскую игру «Камень-ножницы-бумага». Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги - одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.

Принцесса: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. Если совпали - в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай побеждает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает принцессу: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Принцесса соблазняет самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

На этой позитивной ноте, я предлагаю закончить наш тренинг и хочу пожелать Вам творческих успехов в нелегком деле воспитания наших детей. Помогите им почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах, а ваши такт и терпение пусть помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях.

III раздел. Заключительная часть

Педагог-психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Возможно, не все вопросы, связанные с поступлением ребенка в первый класс, мы смогли освятить, но постарались сделать нашу сегодняшнюю встречу максимально познавательной и интересной для вас.

Обратная связь (Рефлексия)

Участникам предлагается обменяться впечатлениями о мастер-классе с помощью светящегося фонтана.

Педагог-психолог: Вы можете высказать все, что чувствуете и думаете о нашей встрече. Было ли что-то новым, полезным, интересным для Вас? Может это будут какие-нибудь пожелания, рекомендации педагогу-психологу.

Ритуал прощания: участники аплодируют друг другу.



© 2010-2022