- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Технологическая карта по проекту Этих дней не смолкнет слава!
Технологическая карта по проекту Этих дней не смолкнет слава!
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аскерова А.У. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МДОУ Некоузский детский сад № 3
« Светлячок »
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне,
немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества,
ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война
- это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек,
многие из которых продолжают еще жить рядом с нами,
- подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы. В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Этих дней не смолкнет слава!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Технологическая карта работы над проектом
1
Направление проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »
2
Тема проекта « Этих дней не смолкнет слава! »
3
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:
1. Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;
2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
-
Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
-
Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
-
Недостаточность материалов о героях ВОВ нашего села.
-
Недостаточное использование ИКТ для ознакомления детей с этим периодом.
-
У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.
4
Цель
Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
5
Задачи
-
Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
-
Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
-
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.
-
Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.
-
Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
-
Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
-
Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
-
Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
6
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
Этап планирования отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей.
Осуществление деятельности по решению проблемы
Создание предметно-развивающей среды.
Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка.
Работа по обогащению игрового опыта ребёнка.
Оформление результатов
-
Оформление групповых информационных стендов - «9 мая - День Победы! »
-
Выставка - конкурс семейного творчества " Мы - за мир! "
-
Выставка семейного творчества
" Наши деды - славные победы ! "
-
Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
-
Патриотическая акция « Помним, гордимся, наследуем ». Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны. Совместное детско - родительское творчество.
-
Оформление тематических альбомов: «Стихи - Блокадный Ленинград», « Стихи - Война и дети», « Стихи о начале войны», « Стихи о победе », «Герои ВОВ», « Дети - герои ВОВ», « Битва за Москву», « Военно - спортивные игры», « Города - герои ВОВ», « Пословицы о войне»,
-
Подготовка сценария итогового мероприятия «Праздник День Победы!»
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
-
Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
-
Анализ продуктов детской деятельности.
-
Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
7
Описание продукта, полученного в результате проекта:
-
Семейное творчество " Наши деды - славные победы ! " (дети вместе с родителями помещают информацию о своих родственниках, участниках боевых действий).
-
Выставка - конкурс семейного творчества " Мы - за мир! " (семейные творчество выполняется в любой технике).
-
Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (дети под руководством своих родителей разучивают понравившиеся произведения о ВОВ).
-
Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
-
Поздравительные открытки ветеранам ВОВ (накануне праздника «День победы» открытки вручаются ветеранам ВОВ и защитникам тыла).
-
Итоговое мероприятие «Праздник День Победы
8
Вид проекта: творческо - познавательный.
9
Состав участников: Дети, родители, воспитатели, специалист по изодеятельности, инструктор по физвоспитанию, музыкальные руководители, сотрудники КДЦ, сотрудники школьного музея боевой славы, Некоузский краеведческий музей, представитель музея Е.В.Чернухина.
10
Организация образовательной деятельности
№№
пп
Название образовательной области
Содержание
Задачи
1
"Социально-коммуникативное развитие":
-
Коммуникативные игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого».
-
Сюжетно - ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь».
-
Экскурсия в музей военной славы. МОУ Некоузская СОШ
« Никто не забыт, ничто не
забыто… »
-
Руководитель музея Тарасова Т.Б.Рассказ о защитниках Некоузской земли в годы Великой Отечественной войны « Этих дней не смолкнет слава! » Некоузский краеведческий музей. Представитель музея Е.В.Чернухина
-
Итоговое мероприятие «Праздник День Победы!»
-
развивать игровую деятельность детей;
-
побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
-
формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
-
формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
-
учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
2
"Познавательное развитие":
-
Рассматривание выставки семейного творчества « Наши деды - славные победы!»; « Мы за мир! »
-
Рассматривание альбома «Дети - герои войны».
-
Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений.
-
Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ.
-
Всероссийская акция
« Бессмертный полк »
-
Итоговое мероприятие:Шествие к мемориалу, погибшим в годы ВОВ
-
формировать представления детей о событиях ВОВ;
-
познакомить детей с понятиями "война", "фронт", "тыл", "ветераны", "победа";
-
формировать представления детей о разных родах войск "пехота", "танкисты", "моряки", "летчики".
3
"Речевое развитие":
-
Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?».
-
Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
-
Знакомство с художественной литературой:
-
Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».
-
Итоговое мероприятие Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах»
-
развивать связную речь;
-
активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» «керосиновая лампа», «примус», «этажерка», «радиоприемник», «граммофон», «гимнастерка», «шинель», «фляжка», «котелок». и т.д.;
-
учить самостоятельно придумывать рассказ с опорой на иллюстрации.
4
"Художественно-эстетическое развитие":
-
Прослушивание песен военных лет, о войне.
-
Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений, альбома «Ордена и медали ВОВ».
-
Патриотическая акция « Помним, гордимся, наследуем ». Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны. Совместное детско -роди-тельское творчество.
-
Продуктивная деятельность по плану специалиста по ИЗОдеятельности.
-
Итоговое мероприятие участие в акции « Голубь мира».( Флешмоб - старшая и подготовительные группы )
-
подвести к восприятию художественных произведений о войне;
-
учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
-
развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
-
развивать продуктивную деятельность детей.
5
"Физическое развитие":
-
Эстафета «Полоса препятствий»
-
Подвижная игра «Шагаем на параде».
-
Спортивное упражнение «Салют»
-
Итоговое мероприятие Спортивный праздник
« Мы памяти победы верны »
Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
11
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 4 недели (апрель-май)
№№ пп
Этап
Содержание деятельности
Сроки
1
Погружение в проект
1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации (педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр, подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей).
2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности (проблемная ситуация "Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?", введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: "Что такое война и что такое День Победы"), разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
Первая неделя
6.04.2015 - 10.04.2015
2
Планирование деятельности
1. Отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать.)
2 Организация деятельности родителей; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком музеев, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для выставки « наши деды - славные победы! » и подготовка работ для выставки " Мы за мир!" и т.д.)
Вторая неделя
13.04.2015 - 17.04.2015
3
Осуществление деятельности по решению проблемы
Знакомство с историей страны в годы ВОВ опираясь на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях:
1) Создание предметно-развивающей среды:
-
изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки);
-
изготовление цветов, открыток;
-
оформление групповых информационных стендов - «9 мая - День Победы! »
-
альбомы: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны»;
-
выставка поделок « Мы за мир!»
2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
-
беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
-
рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны»;
-
чтение художественной литературы о ВОВ;
-
изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация);
-
слушание песен военных лет и песен о войне;
-
просмотр познавательных видеороликов о ВОВ.
3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка:
-
дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»;
-
коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенестираненого»;
подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»; -
сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
Третья неделя
20.04.2015 - 24.04.2015
4
Презентация результатов
-
Выставка - конкурс семейного творчества " Мы - за мир! "
-
Выставка семейного творчества
" Наши деды - славные победы ! "
-
Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
-
Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
-
Поздравительные открытки ветеранам ВОВ.
-
Итоговое мероприятие Праздник «День Победы »
Четвертая, пятая неделя
27.04.2015 - 9.05.2015
5
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
-
Анкетирование родителей.
-
Анализ результатов детской деятельности.
-
Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Четвертая, пятая неделя
27.04.2015 - 9.05.2015
12
Организационные формы работы над проектом
№№ пп
Формы работы
Название
Сроки
1
Непосредственно образовательная деятельность
-
«Что такое война?»
-
«Дети войны»
-
«Наши герои»
-
«Что за праздник День Победы?»
В течение всего времени
2
Моделирование
-
моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
-
подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», в сюжетно-ролевых играх: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
3
Игровая деятельность
-
дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»;
-
коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»; -
сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
4
Самостоятельная работа детей
-
Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы».
-
Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику»
-
Изготовление открыток для ветеранов.
5
Взаимодействие с родителями
-
оформление подборки рассказов "Детям о войне";
-
разучивание стихотворений с детьми;
-
помощь в организации предметно-развивающей среды,
-
посещение с ребёнком музеев;
-
домашний просмотр фильмов о ВОВ,
-
подбор материалов для стенгазеты
-
подготовка работ для выставки поделок « Мы за мир!»;
-
подготовка работ для выставки « Наши деды - славные победы!»
Этапы работы над проектом «Этих дней не смолкнет слава!»
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность воспитателей
Деятельность детей
Деятельность родителей
1. Погружение в проект
Цель - формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
- определить проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей
1. Выявляют уровень знаний детей и родителей, о Великой Отечественной войне.
2. Оценивают собственные возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои потребности.
Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности
Цель - разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
- определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
Изучают психолого-педагогическую и методическую литературу и нормативные
документы по данной проблеме.
Определяют формы и методы работы с детьми и их родителями.
Составляют перспективный план по реализации проекта.
Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
Осуществляют:
-
разбивку на группы;
-
распределение ролей в группе;
-
продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель - разработка проекта.
Задачи:
- промежуточные обсуждения полученных данных
Руководят созданием предметно-развивающей среды:
Работают по обогащению жизненного опыта ребёнка:
Работают по обогащению игрового опыта ребёнка:
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов
Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
- анализ и синтез данных;
- формулирование выводов.
Помогают в обеспечении проекта.
Мотивируют детей, создают чувство успеха; подчеркивают социальную и личностную важность достигнутого.
Изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Наблюдают, советуют.
Помогают в успешной реализации проекта.
Мотивируют детей, создают чувство успеха.
5. Презентация результатов
Цель - демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта.
Организуют презентацию.
Репетируют с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Обобщают и резюмируют полученные результаты;
Показывают свои знания на итоговом мероприятии.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
- коллективное обсуждение результатов проекта;
- самоанализ проектной деятельности.
Анализируют результаты детской деятельности.
Анализируют активность детей в представлении материалов проекта.
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Оказывают всестороннее содействие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Этих дней не смолкнет слава» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека - гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
-
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
-
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
-
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
-
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
-
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
-
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
-
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
-
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
-
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается ». Праздники в детском саду:. - « ТЦ Сфера » - 2010
-
Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
-
Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
-
Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". - М.:Аркти, 2005.
-
Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] - Режим доступа: kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
-
Детский сад будущего - галерея творческих проектов. Патриотическое воспитание - ценностный ориентир современности», № 2 2015 год.
-
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. « Мы живём в России ». Гражданско - патриотическое воспитание:. - Москва - 2012
-
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. « Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном - 2014.
-
Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] - Режим доступа: p4c.ru/671
-
Справочник старшего воспитателя, № 4 2015 год
-
Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588