Программа ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения 2015г

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мариинский педагогический колледж






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения


специальность

44.02.01. Дошкольное образование




2015г.

ОДОБРЕНА

Цикловой

комиссией педагогики и психологии

Протокол № 1

от «28» августа 2015 г.



Руководитель цикловой

комиссии

_____________/Раткевич Е.В.

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного

стандарта по специальности среднего

профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование (базовая подготовка),утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. № 1351,

типовой программы профессионального

модуля ПМ. 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, рекомендованной экспертной комиссией, сертифицированной ФИРО (протокол № 6 от 25 января 2012 г.).


Заместитель директора по учебной работе

_____________/Рыженкова Т.П.





Составитель (автор): Горбунова Екатерина Владимировна, преподаватель дошкольной педагогики ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

44.02.01. Дошкольное образование

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании специалистов в области дошкольного образования при наличии среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в

развитии ребенка;

-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за

ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

-взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями,

музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским

работником и другими сотрудниками;

-руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

-планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

-изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения

родителей и детей в семье;

-формулировать цели и задачи работы с семьей;

-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские

собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению

совместных мероприятий;

-консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального,

психического и физического развития ребенка;

-анализировать процесс и результаты работы с родителями;

-взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания,

обучения и развития дошкольников;

-руководить работой помощника воспитателя;

знать:

-основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к

детям;

-сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

-основы планирования работы с родителями; задачи и содержание семейного

воспитания;

-особенности современной семьи, ее функция;

-содержание и формы работы с семьей;

-особенности проведения индивидуальной работы с семьей; методы и приемы оказания

педагогической помощи семье; методы изучения особенностей семейного воспитания;

должностные обязанности помощника воспитателя;

-формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального

общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой.

Использование часов вариативной части ОПОП



Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания , умения и практический опыт

Наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.

ПК4.6.Определять уровень развития детско-родительских отношений и оформлять результаты диагностики.

Иметь практический опыт: проведения и оформления результатов диагностики;

Уметь: проводить диагностические методики по выявлению уровня развития детско-родительских отношений, анализировать результаты, консультировать родителей по результатам диагностики;

Знать: диагностические методики по выявлению детско-родительских отношений.

  1. Диагностические методики изучения детско-родительских отношений, их цель и задачи.

  2. Методика исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка. Графический тест «Рисунок семьи»

  3. Методика «родительское сочинение» в диагностики детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

  4. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

  5. Методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье» для дошкольников.

  6. Проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

  7. «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

  8. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

39

Научить студентов пользоваться различными видами диагностических методик изучения детско-родительских отношений. Применять их на практике, составлять индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностик для воспитания социально адаптированной личности.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 308 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 128 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -88 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 40 часов;

учебной и производственной практики - 180часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2

Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3

Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и

проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4

Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения,

работающих с группой.

В ПК 4.6.

Определять уровень развития детско-родительских отношений и оформлять результаты диагностики.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,

коллегами и социальными партнерами.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций


Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная

нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа

обучающегося


Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности), часов

(если предусмотрена

рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч.

практические

занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 - 4.5

Раздел 1. Организация

взаимодействия с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения






128






88






70





-










40





-






36






-

Производственная

практика

180


144

Всего:

308

88

70

-

40

-

36

144

3.2. Содержание обучения профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов

профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 04. Организация

взаимодействия с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения


308


МДК 04.01. Теоретические и

методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения


128

Тема 1.1. Система

нормативно-правовых актов Российской Федерации по охране прав и законных

Содержание

2

1

Международные нормативно-правовые акты по правам ребенка («Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека» и др.).

2

интересов детей

2

Федеральное законодательство об образовании и правах ребенка (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании» и др.).


2

Практические занятия

10


1

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации по охране прав и законных интересов детей.

2







Анализ международных нормативно-правовых актов по правам ребенка («Конвенция о правах ребенка»).


ребенка («Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека» и др.).

3

Анализ международных нормативно-правовых актов по правам ребенка («Всеобщая декларация прав человека»).

4

Изучение и анализ основных государственных гарантий, льгот, социальные выплаты гражданам, имеющим детей, и источники их финансирования (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и др.).

Тема 1.2. Взаимодействие

семьи и дошкольного образовательного учреждения

Содержание

10

1

Воспитание ребенка в семье.

2

2

Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников.

2

3

Роль семьи в формировании личности. Задачи и содержание семейного воспитания.

3

4

Особенности современной семьи.

3

5

Функции семьи. Семья и другие воспитательные институты.

2

6

Методы изучения особенностей семейного воспитания. Современные подходы к изучению семьи. Методы изучения семьи: наблюдение, социологический опрос, тесты, анкеты, интервью, проективные методики, метод анализа продуктов деятельности и др.

3

7

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и

педагогов ДОУ. Содержание и формы работы с семьей.

3

8

Особенности проведения индивидуальной работы с семьёй.

3

9

Консультирование родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

3


10

Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими), определение целей и задач работы с семьей.


3

11

Определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдения за ребенком.

3

12

Анализ процесса и результатов работы с родителями.

3

Практические занятия


42





























1

Анализ и разработка различных форм взаимодействий с семьёй

2

Составление схемы взаимодействия сотрудников ДОУ и

родителей с учетом особенностей стиля воспитания ребёнка.

3

Изучение и анализ процесса и результатов работы с родителями в ДОУ.

4

Проведение индивидуальных и групповых форм работы с семьёй

(родительское собрание, посещение детей на дому, беседы, совместные мероприятия, консультации, день открытых дверей, родительские конференции, родительский лекторий и др.).

5

Составление рекомендаций по проблемам семейного воспитания.

6

Изучение структуры и тематики перспективного планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими) в ДОУ.

7

Изучение методов и приемов оказания педагогической помощи семье:

образовательно-игровой тренинг, педагогическая «гостиная», телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, игровое моделирование способов родительского поведения и др.

8

Составление перспективного плана работы с родителями.

9

Составление индивидуального плана работы с различными типами семей.

10

Составление конспектов совместных мероприятий ДОУ и семьи.

11

Анализ и объединение родителей по семейным проблемам: (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей - инвалидов, семейные клубы и др.).

Тема 1.3. Взаимодействие

с сотрудниками образовательного учреждения

Содержание

6

1.

Должностные обязанности сотрудников ДОУ. Должностные обязанности воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, руководителя изобразительной деятельности.

2

2.

Формы, методы и приемы взаимодействия сотрудников ДОУ.

3

Практические занятия

18


1

Решение психолого-педагогических задач по вопросам взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

2

Выполнение тренинговых упражнений по развитию навыков профессионального общения с сотрудниками ДОУ.

3

Изучение особенностей организации работы воспитателя.

4

Изучение особенностей организации работы музыкального руководителя.

5

Изучение особенностей организации работы руководителя физического воспитания.

6

Изучение особенностей организации работы руководителя изобразительной деятельности.

7

Изучение особенностей организации работы помощника воспитателя.

8

Анализ особенностей организации взаимодействия воспитателя со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей группы.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4.

40


Примерная тематика домашних заданий

1. Составление реестра основных документов по охране прав и законных интересов детей.

2. Составление библиографии по вопросам взаимодействия детского сада с семьёй.

3. Составление анкеты для родителей «Мой ребенок».

4. Составление содержания консультаций для родителей по одной из проблем семейного воспитания.

5. Разработка сценария с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

6. Разработка содержания уголка для родителей на тему «Особенности воспитания девочек и мальчиков».

7. Написание сообщения «Впереди школа».

8. Составление консультации для воспитателей по использованию различных направлений в работе с семьей.

9. Написание сообщения «Роль семьи в социализации ребенка».

10. Составление консультации для родителей «Значение игрушки в психическом развитии ребенка».

11. Разработка беседы с детьми старшей группы по изучению микроклимата семьи.

12. Разработка тематики для педагогической «гостиной» по вопросам семейного воспитания.

13. Подбор игровых, педагогических ситуаций для применения в организации работы с родителями в ДОУ.

14. Написание сообщения «Профессиональное общение с педагогом».

15. Составление библиографии по вопросам взаимодействия с сотрудниками ДОУ.

16. Разработка схемы взаимодействия сотрудников ДОУ.

17. Разработка консультаций для сотрудников ДОУ по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

18. Моделирование производственных ситуаций по решению педагогических проблем (в соответствии ДОУ).

19. Подготовка сообщения «Этика взаимоотношений педагога ДОУ в профессиональном общении».

20. Написание эссе «Эффективная организация взаимодействия сотрудников в ДОУ».

  1. Работая с учебниками, статьями из научно-педагогической литературы, хрестоматиями изучение развитие теории дошкольной педагогики в различные исторические эпохи..

  2. Составление библиографии современной литературы по теории и практики дошкольной педагогики.

  3. Схематичное представление связи дошкольной педагогики с другими науками.

  4. Составление характеристики ребенка раннего и дошкольного возраста.

  5. подготовка сообщения на тему: «Личность ребенка как объект и субъект воспитания».

  6. Определение по «Концепции дошкольного воспитания» цели воспитания и модели взаимодействия воспитателя с детьми.


  1. Определение сравнительной характеристики учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса.

  2. Изучение истории создания программно-методических документов на разных этапах развития общественного дошкольного воспитания.

  3. Анализ содержания современных концепций дошкольного образования о физическом воспитании детей.

  4. Проведение анализа содержания концепций дошкольного образования о физическом воспитании детей.

  5. Изучение журналов «Дошкольное воспитание», подборка материалов о физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

  6. Написание сообщения на тему: «Как воспитать здорового ребенка».

  7. Написание сообщения на тему «Сенсорное воспитание в дидактической системе детского сада»

  8. Доказательство на конкретных примерах зависимость содержания нравственных правил и норм от разных условий,

  9. объяснение различиям в содержании.

  10. Объяснение механизма связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране.

  11. Написание сообщения о современных проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  12. Написание сообщения «Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста».

  13. Составление тезисов на тему «Отношение ребенка к другим людям и самому себе».

  14. Составление тезисов на тему «Индивидуальный подход к «трудным детям».

  15. Составление тезисов на тему «Воспитание дошкольников в духе мира и взаимопонимания между народами».

  16. Составление тезисов на тему «Приобщение дошкольников к истории России» и др.

  17. Подборка художественных произведений и иллюстративного материала для ознакомления детей с жизнью и деятельностью одного из российских изобретателей. Какие нравственно-трудовые задачи решаются с помощью этих средств?

  18. Подборка материалов для сценариев фольклорных праздников и развлечений в дошкольном учреждении.

  19. Объяснение значение понятий «качество общественности», «детское общество», что в игре складываются наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников качеств общественности.

Учебная практика

Виды работ

1. Анализ нормативной документации

2. Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейной традиции и т.д.).

3. Изучение и анализ документации по работе с семьей (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.)

4. Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность сотрудников ДОУ (Правила внутреннего распорядка ДОУ, трудовой договор, должностные инструкции, и др.).

5. Создание эскиза оформления зала.

36

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

1. Наблюдение за рабочим днем воспитателя и помощника воспитателя. Ознакомление с распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.

2. Наблюдение взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОО.

3. Изучение организации взаимодействия детского сада и семьи (основные задачи и направления работы с родителями, соответствие целей и задач требованиям программы.)

4. Изучение и анализ плана работы воспитателя по разделу «Взаимодействие с родителями».

5. Изучение и анализ документации группы по разделу «Взаимодействие с родителями».

-- социальный паспорт;

--протоколы родительских собраний;

(шаблон протокола родительского собрания)

6. Изучение предметно-развивающей среды группы. (беседа с воспитателем о поделках выполненных руками родителей)

7. Подготовка и проведение досугового мероприятия с привлечением родителей.

Анализ проведенного мероприятия.

8. Диагностика детско-родительских отношений.

9. Анализ включенности родителей в образовательный процесс ДОО.

10. Наблюдение за ребенком группы.

11. Составление плана индивидуальной работы с родителями по результатам наблюдения за ребенком.

12. Составление и проведение индивидуальной консультации по результатам наблюдения за ребенком.

13. Технология подготовки и проведения родительского собрания.

14. Подбор материала и изготовление наглядной агитации для родителей:

--анализ информационных стендов для родителей.

--оформление папки-передвижки.

--оформление родительской газеты.

--разработка и подбор материала для Интернет-сайта ДОО.

144

Всего

308

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета педагогики и психологии: рабочие места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска, информационные стенды, план работы учебного кабинета, пакет нормативных документов, дидактико-методическое оснащение учебной дисциплины, комплекты учебно-методической литературы, электронных учебников (пособий), наглядно-демонстрационные пособия.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийные комплексы (стационарные или переносные), DVD-проигрыватель, телевизор.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест в базовых дошкольных учреждениях должны включать: методический кабинет с фондом литературы и дидактико-методического обеспечения педагогического процесса, групповые ячейки и рекреации ДОУ, оснащённые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, вариативные образовательные программы, годовой, перспективный, календарные планы работы ДОУ, учебно-методические комплекты по разделам педагогического процесса ДОУ, материалы по обобщению педагогического опыта.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Агавелян, М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.

  2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. -М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208с.

  3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.

  4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.

  5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / А.В. Козлова - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 112 с.

6. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] / А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

7. Микляева, Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст] / Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 80с.

8. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с.

9. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье [Текст] / Я.Г. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159с.

10. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: МПСИ, 2006. - 496с.

11. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / И.О. Пастухова - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.

12. Писчиков, В.А. Семейные отношения [Текст] / В.А. Писчиков. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 235с.

13. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]: практ. пособие / Г.А. Прохорова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с.

14. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 271с.: ил.

15. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы [Текст] / В.Р. Шмидт . - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 200 с.

16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: учеб. пособ. для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект, 2007. - 736с.

Дополнительные источники:

1. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 244с.

2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе [Текст] / Н.В. Бабкина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144с.

3. Белухин, Д. А. Личностно-ориентированная педагогика [Текст]: / Д. А. Белухин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448с.

4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

5. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 384с.

6. Дмитриева, Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение [Текст] / Е.Е. Дмитриева. - М.: АРКТИ, 2005. - 68с.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256с.

8. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / А.А. Лобанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

10. Микляева Н.В. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада [Текст] / Н.В.Микляева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

11. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. - 368с.

12. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программа работы родительского всеобуча [Текст] / Под ред. О.И. Волжиной. - СПб.: КАРО, 2005. - 144с.

13. Практикум по прфессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги [Текст] / авт.-сост. О.М.Ельцова - Волгоград: Учитель, 2011.

14. Савельева, Н.Ю. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения [Текст] / Н. Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576с.

15. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 464с.

Интернет-ресурсы:

1. Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: academia-moscow.ru/. - 16.02.2011г.

2. Нормативная документация ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: termika.ru/dou/. - 20.02.2014г.

3. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/. - 25.02.2014г.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ivalex.vistcom.ru/metod8-2.htm. - 01.03.2014г.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

При реализации программы профессионального модуля учебные занятия проводятся с полной группой студентов; учебная работа по модулю проводится в форме лекций, семинаров, практических занятий с использованием современных педагогических технологий.

При изучении профессионального модуля предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы студентов, в процессе которой предполагается изучать научную и методическую литературу, готовить сообщения, доклады, выполнять практические задания поисково-творческого характера.

Освоению профессионального модуля предшествует изучение дисциплин безопасность жизнедеятельности, психология общения, психология, теоретические основы дошкольного образования, педагогика.

При реализации программы профессионального модуля предусматриваются учебная и производственная (по профилю специальности) практика для освоения профессиональных и общих компетенций. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) реализуются концентрированно на базе дошкольных образовательных учреждений, определяемых приказом и договором с организацией управления образованием.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Стаж работы необязателен.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: преподаватели-руководители практики с высшим профессиональным образованием, соответствующим профилю специальности. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Администрация базовых дошкольных учреждений: специалисты с высшим педагогическим образованием, стаж руководящей работы свыше 1 года.

Воспитатели ДОУ: специалисты со средним специальным и высшим образованием, соответствующим профилю специальности.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Определять цели, задачи и

планировать работу с родителями.

- обоснованность выбора целей и задач работы с родителями;

- планирование форм и методов работы с родителями;

- учет особенностей современной семьи и процесса социализации ребенка в содержании планирования.

Анализ и оценка практической работы по планированию работы с родителями

ПК 4.2. Проводить индивидуальные

консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

- организация индивидуального консультирования родителей;

- использование приемов активного и пассивного слушания, убеждающего воздействия;

- соблюдение требований к организации и проведению индивидуальных консультаций;

- обоснованность рекомендаций по результатам индивидуального консультирования.

Анализ и оценка результатов выполнения практического задания по разработке конспектов по индивидуальному консультированию родителей.

Оценка выполнения практических заданий по разработке

рекомендаций по вопросам

семейного

воспитания.

Экспертная оценка самостоятельной организации и проведения индивидуальных консультаций в процессе педагогической практики.

ПК 4.3. Проводить родительские

собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

- обоснованность применения методов и форм организации родителей на собрании;

- владение способами организации и проведения родительских собраний;

- обоснованность выбора форм работы с семьей (родительские собрания, посещение на дому, беседы);

- грамотность стимулирования участия родителей в различных мероприятиях в группе и в образовательном учреждении.

Анализ и оценка

методических разработок с использованием разных форм работы с семьей.

Экспертная оценка самостоятельной организации и проведения родительских собраний и других форм работы с семьей в процессе педагогической практики.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать

результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

- оптимальный выбор методик оценки эффективности работы с родителями;

- обоснованность выбора разновидностей анализа и самоанализа в процессе взаимодействия с родителями;

- осуществление коррекции процесса

взаимодействия с родителями на основе оценки и анализа работы с ними.

Экспертная оценка

осуществления анализа и самоанализа в процессе взаимодействия с родителями, в процессе педагогической практики.

Анализ и оценка умения осуществлять

коррекцию процесса взаимодействия с родителями.

ПК 4.5. Координировать деятельность

сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.



- обоснованность форм, методов и приемов взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения;

- организация руководства работой помощника воспитателя.

Экспертная оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики осуществления взаимодействия с сотрудниками ДОУ и самостоятельной организации руководства работой

помощника воспитателя.

В ПК 4.6. Определять уровень развития детско-родительских отношений и оформлять результаты диагностики.

- обоснованность применения диагностических методик по выявлению детско-родительских отношений в семье;

- владение диагностическими методиками по выявлению детско-родительских отношений в семье.

-умение оформлять результаты диагностики; - составление индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты


(освоенные общие компетенции)


Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- точность определения объекта и предмета профессиональной деятельности;

- высокая динамика профессиональных мотивов и направленности в педагогической деятельности;

- наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики.

Оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики умения определять сущность и социальную значимость своей будущей

профессии.

Анализ и оценка динамики профессиональных мотивов и направленности в педагогической деятельности.

ОК 2.Организовывать собственную

деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-владение навыками организации

собственной деятельности;

- способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов в решении профессиональных задач;

- оценка и анализ эффективности и качества своей профессиональной деятельности.

Оценка документации по анализу эффективности и качеству профессиональной деятельности.

Оценка готовности к самостоятельному выбору и применению освоенных методов в решении

профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать

решения в нестандартных ситуациях.

- владение умением анализа нестандартной ситуации в профессиональной деятельности;

- адекватность принятия решений в нестандартной ситуации.

Оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики умения анализировать нестандартные ситуации в профессиональной деятельности.

Анализ и оценка умения решать психолого- педагогические задачи.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и

оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- владение умением самостоятельно получать и структурировать информацию;

- обоснованность отбора и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Анализ и оценка

решения психолого- педагогических задач.

Оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики умения осуществлять поиск, анализ и оценку

информации.

ОК 6. Работать в коллективе и

команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- способность к сотрудничеству,

ведению дискуссии, восприятию критики;

- проявление толерантности во взаимодействии с руководством, коллегами и социальными партнерами;

- способность и готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей;

- владение умением проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально - профессиональной

напряженности.

Экспертная оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики умений проявлять эмоциональную устойчивость.

Анализ и оценка способностей к сотрудничеству.


© 2010-2022