- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект: Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа
Проект: Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паникратова А.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект составлен педагогом дошкольного образования 1 категории
Паникратовой Анжеликой Владимировной
Условия возникновения проекта.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Духовность- основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне в мировоззренческом целомудрии, на социальном-в милосердии. В личности любого человека сплетены две стороны-рационально-логическая и эмоционально-душевная. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит,что при всей важности школьного возраста начинать необходимо все-таки с детсадовского, так как исправлять всегда труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивают гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов. Результаты воспитания духовности, нравственности ,целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих условий- реализации комплексного подхода к воспитанию. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции.
Актуальность.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Данная тема не нова, однако многие педагоги работая над этой проблемой, к сожалению, допускают две значимые ошибки. Первая-это распространенная вульгаризация русской культурной традиции, сведение к выхолощенному концертному фольклору. Вторая-это сведение ее только к народно-крестьянским традициям. Но ведь русская народная культура-это еще и русская классика в поэзии, литературе, музыке, это и открытость к восприятию шедевров культур соседних народов. Поэтому русская культура, оставаясь русской ,оказывается универсальной в таких полиэнических коллективах, как многие наши детские сады и школы. Беря за основу народные методы воспитания и образования, я постаралась ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры ,работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям с включением всех участников педагогического процесса(педагогов, детей и их родителей ),а также с установлением внешних связей. В процессе практической деятельности и на основе изученных материалов мною выявлена такая характерная для русской культурной традиции особенность, как приоритет коллективного над личным. Приоритет коллективного над личным -это одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Как практическое следствие этого:
-
необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;
-
быстрая социализация даже тех детей, которые приходят в группу в середине года;
-
традиционное гостеприимство.
Тема моего проекта выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря котором он стал великим народом.
Основная цель проекта.
-
приобщение к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей и патриотических чувств.
Задачи.
-
знакомить детей с различными формами культуры;
-
воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
-
поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
-
формировать чувство любви к своей Родине;
-
приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
-
совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
-
формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
-
воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
-
ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Приоритетная область:
-
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
-способствование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
Актуальным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
Интеграция образовательных областей:
-
Познавательное развитие:
- формирование любознательности; развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
-формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
-
Речевое развитие:
-воспитывать интерес к устному народному творчеству.
-формирование грамматически правильной устной речи.
-обогащение активного словаря.
-знакомство с книжной культурой.
-
Художественно-эстетическое развитие:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного).
-развитие эмоционального отклика на произведения прикладного искусства.
Тип проекта: Творчески-поисковый
Участники проекта.
-
-педагоги ДОУ;
-
-дети;
-
-родители
-
-педагоги доп.образования;
-
-сотрудники областной детской библиотеки;
-
-сотрудники местного краеведческого музея;
-
-представители духовенства.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» разработан для детей старшей группы.
Объект исследования: Культура русского народа.
Вид проекта.
Информационный, творческо-практический, музыкально-театрализованный.
Этапы реализации проекта.
1 этап
2 этап
3 этап
Анкетирование родителей.
Подбор соответствующей литературы.
Подбор дидактического материала.
Проведение цикла занятий.
Посещение областной библиотеки.
Повторный мониторинг.
Планирование работы по проекту на будущее.
Предварительная работа.
Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:
-
иллюстрированный материал;
-
подборка фольклорного материала;
-
фотоэкспозиции предметов русского быта;
-
подборка дидактических игр;
-
атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
-
макеты русской избы, русской деревни.
1этап-подготовительный.
-
-определение цели и задач проекта, его мотивации;
-
-анкетирование (опрос) среди родителей;
-
- обсуждение проекта с родителями;
-
-выбор возможных источников информации;
-
-изучение информационных источников по вопросам;
-
- подготовка консультаций для родителей;
Мониторинг сформированности представлений о культуре и традициях русского народа:
-проводился в форме опроса(анкетирования).
-творческих заданий.
Результаты можно представить в виде таблицы и диаграммы.
.
Оценка уровня усвоения образовательной области детьми
старшей группы . (начало учебного года)
Кол-во детей: 23.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Кол-во (чел.)
Кол-во (%)
Кол-во(чел.)
Кол-во (%)
Кол-во(чел.)
Кол-во (%)
0
0 %
11 чел.
48 %
12 чел.
52 %
2 этап- основной. Реализация проекта.
-
-
-подготовка ряда занятий, конспектов;
-
-чтение художественной литературы;
-
-
-работа с памятниками культуры;
-
-создание презентаций;
-
-разработка тематических недель;
-
-разработка календарно-обрядовых праздников;
-
-посещение детьми областной детской библиотеки,
-
-посещение детьми областного краеведческого музея.
3 этап- заключительный.
Повторный мониторинг освоения детьми данной образовательной области.
Оценка уровня усвоения образовательной области детьми
старшей группы. (конец учебного года)
Кол-во детей: 23.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Кол-во (чел.)
Кол-во (%)
Кол-во(чел.)
Кол-во (%)
Кол-во(чел.)
Кол-во (%)
5
22%
13 чел.
56%
5 чел.
22%
Диаграмма.
Предполагаемые результаты проекта.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я надеюсь достичь следующих результатов:
-
- устойчивости навыков поведения;
-
- сформированности основ ценностных сфер личности;
-
- целостности восприятия мира;
-
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
-
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
-
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
-
-усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
-
- знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.
.
Список используемой литературы.
1. Аджи А.В. «Открытые мероприятия(для детей младшей группы детского сада).-Воронеж, «Метода»,2015.
2.Антонова Г.А., Ельцов О.М.,Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа».-СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
3.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., «Мониторинг в детском саду».СПб .«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
4. «Знакомим детей с русским народным творчеством»/Сост. Куприна Л.С. и др./
СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» Программа./Сост.; Князева О.Л., Маханева М.Д..-СПб «АКЦИДЕНТ»,1997.
Приложение 1.
Анкета №1 для родителей по вопросам духовно - нравственного воспитания детей.
1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?
А) да
Б) не ставлю на первое место
В) нет
2. Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?
А) да
Б) не совсем так
В) нет
3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития ребёнка?
А) да
Б) частично
В) нет
4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?
А) да
Б) нет
5. Хочется ли вам, чтобы к вашему ребёнку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?
А) да
Б) мне безразлично
6. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребёнка с отношением к нему сверстников?
А) да
Б) частично
В) нет
11