Проект: Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект составлен педагогом дошкольного образования 1 категории

Паникратовой Анжеликой Владимировной

Условия возникновения проекта.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.

Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Духовность- основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне в мировоззренческом целомудрии, на социальном-в милосердии. В личности любого человека сплетены две стороны-рационально-логическая и эмоционально-душевная. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит,что при всей важности школьного возраста начинать необходимо все-таки с детсадовского, так как исправлять всегда труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивают гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов. Результаты воспитания духовности, нравственности ,целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих условий- реализации комплексного подхода к воспитанию. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции.

Актуальность.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Данная тема не нова, однако многие педагоги работая над этой проблемой, к сожалению, допускают две значимые ошибки. Первая-это распространенная вульгаризация русской культурной традиции, сведение к выхолощенному концертному фольклору. Вторая-это сведение ее только к народно-крестьянским традициям. Но ведь русская народная культура-это еще и русская классика в поэзии, литературе, музыке, это и открытость к восприятию шедевров культур соседних народов. Поэтому русская культура, оставаясь русской ,оказывается универсальной в таких полиэнических коллективах, как многие наши детские сады и школы. Беря за основу народные методы воспитания и образования, я постаралась ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры ,работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям с включением всех участников педагогического процесса(педагогов, детей и их родителей ),а также с установлением внешних связей. В процессе практической деятельности и на основе изученных материалов мною выявлена такая характерная для русской культурной традиции особенность, как приоритет коллективного над личным. Приоритет коллективного над личным -это одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Как практическое следствие этого:

  • необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;

  • быстрая социализация даже тех детей, которые приходят в группу в середине года;

  • традиционное гостеприимство.

Тема моего проекта выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря котором он стал великим народом.

Основная цель проекта.

  • приобщение к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей и патриотических чувств.

Задачи.

  • знакомить детей с различными формами культуры;

  • воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;

  • поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;

  • формировать чувство любви к своей Родине;

  • приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

  • совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

  • формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

  • воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Приоритетная область:



  • Социально-коммуникативное развитие:

- формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

-способствование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

Актуальным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Интеграция образовательных областей:



  • Познавательное развитие:

- формирование любознательности; развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

-формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.



  • Речевое развитие:

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-формирование грамматически правильной устной речи.

-обогащение активного словаря.

-знакомство с книжной культурой.



  • Художественно-эстетическое развитие:

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного).

-развитие эмоционального отклика на произведения прикладного искусства.

Тип проекта: Творчески-поисковый

Участники проекта.

  • -педагоги ДОУ;

  • -дети;

  • -родители

  • -педагоги доп.образования;

  • -сотрудники областной детской библиотеки;

  • -сотрудники местного краеведческого музея;

  • -представители духовенства.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» разработан для детей старшей группы.

Объект исследования: Культура русского народа.

Вид проекта.

Информационный, творческо-практический, музыкально-театрализованный.

Этапы реализации проекта.

1 этап

2 этап

3 этап

Анкетирование родителей.

Подбор соответствующей литературы.

Подбор дидактического материала.

Проведение цикла занятий.

Посещение областной библиотеки.

Повторный мониторинг.

Планирование работы по проекту на будущее.

Предварительная работа.

Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:

  • иллюстрированный материал;

  • подборка фольклорного материала;

  • фотоэкспозиции предметов русского быта;

  • подборка дидактических игр;

  • атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;

  • макеты русской избы, русской деревни.

1этап-подготовительный.

  • -определение цели и задач проекта, его мотивации;

  • -анкетирование (опрос) среди родителей;

  • - обсуждение проекта с родителями;

  • -выбор возможных источников информации;

  • -изучение информационных источников по вопросам;

  • - подготовка консультаций для родителей;

Мониторинг сформированности представлений о культуре и традициях русского народа:

-проводился в форме опроса(анкетирования).

-творческих заданий.

Результаты можно представить в виде таблицы и диаграммы.

.

Оценка уровня усвоения образовательной области детьми

старшей группы . (начало учебного года)

Кол-во детей: 23.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

Кол-во(чел.)

Кол-во (%)

Кол-во(чел.)

Кол-во (%)

0

0 %

11 чел.

48 %

12 чел.

52 %



2 этап- основной. Реализация проекта.

    • -подготовка ряда занятий, конспектов;

    • -чтение художественной литературы;

    - осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
  • -работа с памятниками культуры;

  • -создание презентаций;

  • -разработка тематических недель;

  • -разработка календарно-обрядовых праздников;

  • -посещение детьми областной детской библиотеки,

  • -посещение детьми областного краеведческого музея.

3 этап- заключительный.

Повторный мониторинг освоения детьми данной образовательной области.

Оценка уровня усвоения образовательной области детьми

старшей группы. (конец учебного года)

Кол-во детей: 23.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

Кол-во(чел.)

Кол-во (%)

Кол-во(чел.)

Кол-во (%)

5

22%

13 чел.

56%

5 чел.

22%



Диаграмма.





Предполагаемые результаты проекта.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я надеюсь достичь следующих результатов:

  • - устойчивости навыков поведения;

  • - сформированности основ ценностных сфер личности;

  • - целостности восприятия мира;

  • - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

  • - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

  • - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

  • -усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

  • - знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.

.

Список используемой литературы.

1. Аджи А.В. «Открытые мероприятия(для детей младшей группы детского сада).-Воронеж, «Метода»,2015.

2.Антонова Г.А., Ельцов О.М.,Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа».-СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.

3.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., «Мониторинг в детском саду».СПб .«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

4. «Знакомим детей с русским народным творчеством»/Сост. Куприна Л.С. и др./

СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» Программа./Сост.; Князева О.Л., Маханева М.Д..-СПб «АКЦИДЕНТ»,1997.







Приложение 1.

Анкета №1 для родителей по вопросам духовно - нравственного воспитания детей.

1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?

А) да

Б) не ставлю на первое место

В) нет

2. Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?

А) да

Б) не совсем так

В) нет

3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития ребёнка?

А) да

Б) частично

В) нет

4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?

А) да

Б) нет

5. Хочется ли вам, чтобы к вашему ребёнку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?

А) да

Б) мне безразлично

6. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребёнка с отношением к нему сверстников?

А) да

Б) частично

В) нет

11


© 2010-2022