Доклад «Использование адыгского фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29»





Доклад



на республиканскую научно-практическую конференцию

«Лъэпкъ гушхоныгъэрэ зэгурыIоныгъэрэ ахэлъэу кIэлэеджакIохэр пIугъэнымкIэ бзэмэ язэгъэшIэн мэхъанэу иIэр»







Воспитателя МБДОУ №29

Нехай С.Х.








«Использование адыгского фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»



















Майкоп-2013г.

Акъылым уасэ и1эп, гъэсэныгъэм гъунэ и1эп.

(Адыгейская пословица)

  1. Введение.

Воспитание появилось и развивалось вместе с человеческим обществом. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища. Основным методом воспитания был пример старших в процессе жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей. Шли века и тысячелетия, совершенствовались орудия и средства труда, появлялись новые виды и формы трудовой деятельности, изменялись взаимоотношения людей в процессе труда. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т.е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания. Таким образом, со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.

Народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания; получившая отражение в народном творчестве; «имеющая неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой она проявляет целостность».

Народная педагогика любого этноса складывалась и развивалась вместе с развитием его материальной и духовной жизни, под влиянием физико-географических, исторических и социально-экономических условий, в которых он находится. Адыги - один из древнейших народов мира, народ, которого историческая наука считает аборигеном Западного и Северо-Западного Кавказа. Они занимали территорию в границах: на западе - Азовское море, на юго-востоке - Черное море.

За многие века своего существования адыги создали богатый фольклор, в котором представлены произведения самых различных жанров и категорий. В нем наличествуют повествования большие и малые, прозаические и поэтические, с музыкальным сопровождением и без него. Одни из них рассказывают о самых невероятных событиях и фактах, содержанием других являются реальные события из жизни, в третьих обобщены наблюдения над природой и окружающей действительностью и т.д.

  1. Основная часть.

Существуют народные терминологии для обозначения разных категорий: пшысэ (сказка), тхыдэ или тхыдэжъ (сказание), таурыхъ (предание), гъэсэпэтхыд (притча) и т.д.

Каждому типу произведений устной прозы присущи свои признаки. Для сказки, например, характерны установка на вымысел и счастливый конец, все другие виды прозы (предание, легенда, быль, сказ) основаны на попытках передать реальность.

Следует подчеркнуть, что доминирование вымысла в сказке не отрицает её связи с жизнью. Во всякой сказке есть элементы действительности. Сказка отражает реальную действительность в фантастической форме. С помощью фантастики она обращена в будущее. Этот жанр относится к числу ведущих в адыгейской народной прозе. Она повествует о далеком прошлом народа, его мировоззрении, думах и чаяниях, его многотрудной борьбе с силами природы, внешними и внутренними врагами. Народные сказки имеют непреходящее идейно-эстетическое значение, большую познавательную и художественную ценность, служат целям воспитания нового человека.

В сказках дети знакомятся с пословицами и поговорками, загадками и вопросами на смекалку. Педагогическое значение сказок огромно. Они несут познавательную, эмоциональную и эстетические функции. Сказки всегда пропагандируют добро, справедливость, правду. Поэтому сказка в жизни всех народов, в том числе и адыгов, всегда была важным средством воспитания молодого поколения.

Пословицы и поговорки являются одним из распространенных и жизнеспособных жанров народно - поэтического творчества. Они имеют существенное отличие от произведений других жанров. Отличительная их черта заключается в том, что они лаконично, кратко и образно выражают мудрость, многовековой жизненный опыт народа. Адыгейские писатели и поэты широко используют в своих произведениях пословицы и поговорки и высоко их ценят. Ведь они в народном творчестве не продукт одной эпохи. Они складывались на протяжении многих столетий, отражая жизнь, быт, традиции и обычаи народа, которые передаются из одного поколения в другое. При этом они выполняют большую воспитательную функцию.

Для умственного упражнения детей полезны загадки, которые очень ценны в изучении детьми родного языка. Они обогащают словарный запас детей.



© 2010-2022