- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Музыкально - валеологическое воспитание дошкольников
Музыкально - валеологическое воспитание дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлова Е.Ю. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Музыкально - валеологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия.
|
В работе представлены подходы к реализации задач валеологического воспитания. Занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания, включая в себя: распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа; валеологические песни, направленные на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье; игры, которые способствуют формированию мотивации здорового образа жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста., поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Наш детский сад посещают часто болеющие дети. Работая над реализацией программы "Детство", мы уделяем огромное внимание решению задач валеологического воспитания. Учитывая то, что музыка является доминантой в восприятии ребенком окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную сферу, я разработала свои подходы к реализации задач валеологического воспитания, опираясь на современные программы и методики по валеологическому воспитанию (М.Л.Лазарев "Здравствуй!", Г.К.Зайцев "Расти здоровым" и другие). Основными принципами работы по данному направлению являются: - принцип научности; - принцип реалистичности и доступности; - принцип занимательности. Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности. Распевки, цель которых - подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов, в практике моей работы имеют валеологическую направленность. Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот прием можно использовать не один раз в течение занятия: в пении, при выполнении музыкально - ритмических и танцевальных движений, а также при организации других видов детской деятельности. В практике работы успешно использую распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки. Предлагаю вашему вниманию распевки следующего содержания: Ушки мы сильней потрем, Разожми ладошки, Разминаем стопы, Выпрямили спинки, Спинки, спинки, ровненькие спинки При организации процесса слушания часто провожу развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекаю не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма ( чувство страха, волнения вызывает учащенное сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т.д.). Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе. После ознакомления детей с музыкальными произведениями обучаю детей приемам гимнастики, психогимнастики, самомассажа, следуя общеизвестным оздоровительным системам (А.А.Уманской). Например, после знакомства детей с произведением "Вальс цветов" П.И.Чайковского, я использую такую музыкальную игру-гимнастику для глаз. Рано солнышко встает, распускается цветок, Также мы говорим о том, как музыка, ее характер, ритм влияют на настроение, сердцебиение, состояние организма. Детям очень нравиться выполнять самомассаж, который сопровождается музыкой и словами. Растираем мы ладошки Мы ладошки разотрем, Растираем наши ушки, Если ушки мы потрем, Артикуляционное упражнение «Барабанщик» В руки барабан возьмем Барабан, тук-тук-тук. -Я не зря во рту стучу Артикуляционное упражнение «Дудочка» Кто играет на гитаре, Успешно использую в своей работе валеологические песни, отличительной чертой которых является их содержание. Оно направлено на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье. Дети с удовольствием поют эти песни на занятиях и развлечениях, в детском саду и дома. " Гимн здоровья" (Е.Н.Кошелева) Просыпайся рано, не ленись. Припев: К нам пришел новый день, Чистит зубы каждый день с утра, Песня «Зарядка» Музыка Алены Стихарёвой 1.Эй! Лежебоки! Ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте! Хорошенько потянулись. Наконец-то вы проснулись! Начинаем. Все готовы? Отвечаем! - Все готовы! Начинаем. Все здоровы? Я не слышу! - Все здоровы! Становитесь по порядку на веселую зарядку. Приготовились, начнем и все вместе подпоем: ПРИПЕВ: Солнышко лучистое любит скакать, (Х, Х) С облачка на облачко перелетать, ((Х, Х)и (вот так вот)) Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре, пять. (еще раз) Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре, пять. 2.Все разрабатываем руки, нету места больше скуки. Все разрабатываем плечи, чтоб в походах было легче. Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге, Все разрабатываем шею, чтобы пелось веселее: ПРИПЕВ:… 3.Так, приготовьтесь! Сей момент - самый сложный элемент: Надо пополам согнуться и руками земли коснуться, Ну-ка , ноги не сгибать… раз, два, три, четыре, пять. Молодцы! Все постарались! Разогнулись, отдышались. ПРИПЕВ:… 4.Прыгают, скачут все на свете, даже зайцы и медведи, А жирафы… Ой! Слоны скачут прямо до луны. Кошки, белки, утки, свинки - все на утренней разминке. Всем прибавилось настроенья от такого пробужденья. ПРИПЕВ:… 5.С чувством полного удовлетворенья, в заключенье упражненье: Встали тихо на носочки, тянем руки, что есть мочи. Прям до неба дотянись, выдыхаем, руки вниз. Поздравляю! Все в порядке. Молодцы! Конец зарядке. ПРИПЕВ: Игра - любимый вид деятельности дошкольников, на моих занятиях многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни. Игра "Кот и мыши" Мы здоровые мышата 1,2,3 Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни. |