Музыкально - валеологическое воспитание дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкально - валеологическое воспитание дошкольников.

Конспект занятия.


В работе представлены подходы к реализации задач валеологического воспитания. Занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания, включая в себя: распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа; валеологические песни, направленные на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье; игры, которые способствуют формированию мотивации здорового образа жизни.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста., поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Наш детский сад посещают часто болеющие дети. Работая над реализацией программы "Детство", мы уделяем огромное внимание решению задач валеологического воспитания. Учитывая то, что музыка является доминантой в восприятии ребенком окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную сферу, я разработала свои подходы к реализации задач валеологического воспитания, опираясь на современные программы и методики по валеологическому воспитанию (М.Л.Лазарев "Здравствуй!", Г.К.Зайцев "Расти здоровым" и другие).

Основными принципами работы по данному направлению являются:

- принцип научности;

- принцип реалистичности и доступности;

- принцип занимательности.

Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.

Распевки, цель которых - подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов, в практике моей работы имеют валеологическую направленность.

Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот прием можно использовать не один раз в течение занятия: в пении, при выполнении музыкально - ритмических и танцевальных движений, а также при организации других видов детской деятельности.

В практике работы успешно использую распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

Предлагаю вашему вниманию распевки следующего содержания:

Ушки мы сильней потрем,
И здоровье сбережем,
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день плясать и петь.

Разожми ладошки,
И потри сильнее,
Чтобы тело не болело,
Было здоровее.

Разминаем стопы,
Ходим по дорожке,
Косолапим как медведь,
И не забываем петь.

Выпрямили спинки,
Развернули плечи,
И поется веселей,
И дышать нам легче.

Спинки, спинки, ровненькие спинки
Полюбуйтесь на ребят
На красивых дошколят.

При организации процесса слушания часто провожу развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекаю не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма ( чувство страха, волнения вызывает учащенное сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т.д.). Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе.

После ознакомления детей с музыкальными произведениями обучаю детей приемам гимнастики, психогимнастики, самомассажа, следуя общеизвестным оздоровительным системам (А.А.Уманской). Например, после знакомства детей с произведением "Вальс цветов" П.И.Чайковского, я использую такую музыкальную игру-гимнастику для глаз.

Рано солнышко встает, распускается цветок,
Светит солнце с высоты, распускаются цветы.
Мы теперь цветочки - голубые, синие,
Самые прекрасные, самые красивые.
Раскрываем лепестки - это наши глазки.
Ты вокруг посмотри, здесь какие краски?
Вправо - синий, голубой, влево - желтый, красный.
Ну а ты цветок какой? Самый распрекрасный!
Поморгай дружок, глазами и зажмурься посильней.
А теперь открой, ведь правда, стали краски красивей!
Что мы делали сейчас? Упражнения для глаз.

Также мы говорим о том, как музыка, ее характер, ритм влияют на настроение, сердцебиение, состояние организма.

Детям очень нравиться выполнять самомассаж, который сопровождается музыкой и словами.

Растираем мы ладошки
Трем, трем, трем,
А потом, конечно, их мы
Разомнем.
Будем поднимать ладошки вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз.

Мы ладошки разотрем,
И здоровье сбережем.
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.

Растираем наши ушки,
Трем, трем, трем
А потом покрепче ушки
Мы прижмем.
Будем дергать посильнее
Вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз

Если ушки мы потрем,
То здоровье сбережем,
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда. Будьте здоровы!

Артикуляционное упражнение «Барабанщик»

В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

Барабан, тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Артикуляционное упражнение «Дудочка»

Кто играет на гитаре,
Ну а мы на дудочке,
Губы вытянем вперед
Узкой-узкой трубочкой.

Успешно использую в своей работе валеологические песни, отличительной чертой которых является их содержание. Оно направлено на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье. Дети с удовольствием поют эти песни на занятиях и развлечениях, в детском саду и дома.

" Гимн здоровья" (Е.Н.Кошелева)

Просыпайся рано, не ленись.
Лишь откроешь глазки - улыбнись
Побыстрей постельку убери,
И шагай на месте, 1, 2, 3.

Припев: К нам пришел новый день,
Прогони подальше лень,
Веселись, пляши и пой,
Будь здоровый, - вот такой.

Чистит зубы каждый день с утра,
Умываться любит детвора.
Подружись с холодною водой,
И здоровье будет всегда с тобой.

Песня «Зарядка»

Музыка Алены Стихарёвой

1.Эй! Лежебоки! Ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!

Хорошенько потянулись. Наконец-то вы проснулись!

Начинаем. Все готовы? Отвечаем!

- Все готовы!

Начинаем. Все здоровы? Я не слышу!

- Все здоровы!

Становитесь по порядку на веселую зарядку.

Приготовились, начнем и все вместе подпоем:

ПРИПЕВ:

Солнышко лучистое любит скакать, (Х, Х)

С облачка на облачко перелетать, ((Х, Х)и (вот так вот))

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять. (еще раз)

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.

2.Все разрабатываем руки, нету места больше скуки.

Все разрабатываем плечи, чтоб в походах было легче.

Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге,

Все разрабатываем шею, чтобы пелось веселее:

ПРИПЕВ:…

3.Так, приготовьтесь! Сей момент - самый сложный элемент:

Надо пополам согнуться и руками земли коснуться,

Ну-ка , ноги не сгибать… раз, два, три, четыре, пять.

Молодцы! Все постарались! Разогнулись, отдышались.

ПРИПЕВ:…

4.Прыгают, скачут все на свете, даже зайцы и медведи,

А жирафы… Ой! Слоны скачут прямо до луны.

Кошки, белки, утки, свинки - все на утренней разминке.

Всем прибавилось настроенья от такого пробужденья.

ПРИПЕВ:…

5.С чувством полного удовлетворенья, в заключенье упражненье:

Встали тихо на носочки, тянем руки, что есть мочи.

Прям до неба дотянись, выдыхаем, руки вниз.

Поздравляю! Все в порядке. Молодцы! Конец зарядке.

ПРИПЕВ:

Игра - любимый вид деятельности дошкольников, на моих занятиях многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.

Игра "Кот и мыши"

Мы здоровые мышата 1,2,3
Как мы любим умываться, посмотри.
Моем мордочку и уши, вытираем их посуше.
Мы и лапки моем тоже. Чистота всего дороже.
Лучше мы ушами слышим, кот крадется тише, тише.
Тише, мыши, не шуршим - от Мурлыки убежим.

Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.



© 2010-2022