Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

с использованием здоровьесберегающих технологий .

Романова Раиса Петровна

воспитатель МБДОУ «Жабыльский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Кэскил»» МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

Под физическим воспитанием понимается организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершен- ствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта. Физическое воспитание дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств , на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладываются фундамент здоровья и формируются некоторые важные части личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем.

Дошкольное образование, являясь первым звеном системы общего среднего образо-вания, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

Наш детский сад имеет 2 разновозрастные группы: младше-средняя, старше-подготовительная . Педколлектив состоит из 6 педагогов, из них имеют высшую квалификационную категорию- 2, первую категорию- 4 педагога.

В ДОУ разработана Программа развития, основная образовательная программа, годовой план работы, которые позволяют целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным

является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении созданы благоприятные условия для повышения двигательной активности детей, проведения физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Детский сад имеет штат инструктора по физической культуре с высшим образованием, медицинский кабинет.

В ДОУ имеется физкультурный зал, который оснащен спортивными оборудованиями, инвентарями, имеется детский спортивный комплекс, различные тренажеры, гимнастические маты, а также пособия, изготовленные педагогами, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность непосредственно образовательной деятельности.

Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, оборудованная рукоходом, гимнастической стенкой, бревнами для равновесия, мишенью для метания, полосой препятствий, ямой с песком для прыжков, а также зимой оформляем спортивно-игровое оборудование.

Имеется большая богатая игровая площадка, где имеются 2 большие веранды для групп, 2 горки для катания, 2 качеля , 2 песочницы, самолет, кораблик, грузовая машина, паровозик, спортивные машины, домик-теремок.

Отдельно имеется «Поляна чудес», где имеются разные фигурки животных из дерева: жираф, крокодил, бегемот, аист, слон, олень, лебедь, панда, где детям очень нравится играть, лазать.

В 2009 году по итогам улусного смотра-конкурса детских площадок наш детский сад занял 1 место, в 2011 году улусном конкурсе «Здоровый дошкольник»- 2 место, в 2014 году смотре-конкурсе спортивных площадок среди наслегов улуса -3 место.

Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения. Для этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:

- Соответствующая освещенность помещений.

- Чередование активных и малоактивных видов НОД в расписании .

- Чередование в расписании НОД по сложности с усложнением к середине недели.

- Соблюдение длительности НОД согласно нормам Сан ПиНа

- Соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами Сан ПиН.

- Максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между НОД соответствует возрасту детей, нормам Сан ПиН.

- Правильно подобранная и расположенная мебель (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской, левосторонняя освещенность).

- Соблюдение температурного режима, график проветривания и влажной уборки помещений перед НОД.

- Чередование активных и малоактивных видов деятельности детей .

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, НОД по физкультуре, физминутки на НОД и в перерывах между ними, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры, развлечения и физкультурные праздники, Дни здоровья. Также проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Врачом-педиатром Жабыльской врачебной амбулатории разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания.

С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины «Ревит», витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, проводятся смазывания носа оксолиновой мазью, употребление фитонцидов (чесночные бусы).

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются непосредственно образовательная деятельность по физкультуре. При проведении НОД инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы НОД: НОД -зачеты, НОД -соревнования, НОД из подвижных игр, на спортивных снарядах и др. Процесс обучения на НОД носит дифференцированный, вариативный характер.

Традицией стало проведение в ДОУ спортивных игр, праздников, досугов «Мама, папа я -спортивная семья», «День здоровья», «Неделя здоровья», «Праздник Чистоты и Здоровья», соревнований «Пятиборье для мальчиков», «Зов джунглей», где дети показывают уровень физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Праздники, проводимые совместно с родителями, вызывают чувство единения, общей радости и азарта у детей и взрослых.

В ДОУ традиционно проводятся детские чтения по физическому воспитанию, где дети защищают проекты в виде планшетов, слайдовой презентации. Так проведены чтения по темам: «Лекарственные растения», «Витамины вокруг нас», «Движение- основа здоровья», «Вредные привычки» , «Молочные продукты», «Спортивные игры» и.т.д.

Для детей старше-подготовительной группы проводится кружок «Час здоровья». Детям даются знания о заботе своем здоровье и безопасности жизнедеятельности, правильном питании, строении человека, влиянии физических упражнений на организм. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Работа проводится в форме бесед, дидактических игр, чтений художественной литературы, разучиваний стишков, изодеятельности.

Инструктор по физической культуре Стручкова МП проводит для детей секцию стэп-аэробики, где дети учатся двигаться под ритмическую музыку. Воспитанники научились делать сложные упражнения как «шпагат», «мостик», «самолет», «корзина» и.т.д.

Воспитатель Свешникова ОН ведет кружок по пению. Здесь дети учатся правильно дышать, петь грамотно, соблюдая скорость пения, красиво двигаться под музыку. Работа ведется в форме дыхательных упражнений, прослушиваний грамзаписи, бесед. Воспитанники становятся лауреатами, дипломантами улусного конкурса песни «Чугдаарар чуорааннар», республиканского конкурса «Полярная звезда».

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем педагогические всеобучи в форме консультаций для родителей, бесед, тематических выставок, анкетирований, тестирований. Наиболее эффективными признаны педагогические семинары- практикумы, диспуты, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", «Воспитание выносливости у детей дошкольного возраста» и т.д.). Родителям даются индивидуальные консультации воспитателей, медиков ЖВА, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги проводят совместную работу с социумом наслега. Так проводятся совместные работы с учителями физической культуры средней школы, врачом-педиатром, фельдшером, акушером Жабыльской врачебной амбулатории. Организуются взаимопосещения, анализ НОД, уроков по физкультуре, специалисты ЖВА дают консультации по физическому воспитанию для родителей на педвсеобучах. Ежегодно среди воспитанников подготовительной к школе группы и учащихся 1 класса организуется эстафета «Веселые старты».

В течение учебного года в торговом доме «Байдам» для населения организуются выставки, фотовыставки по проводимой физкультурно-оздоровительной работе.

Сотрудники ДОУ принимают активное участие в проводимых спортивных мероприятиях наслега.

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяем следующими показателями:

- за период внедрения работы по оздоровлению детей совместно с семьей улучшилось состояние здоровья детей;

- повысилось физическое развитие, улучшились функциональные возможности детей, скоростно-силовые качества физической подготовленности;

- дети вместе с родителями стали больше приобщаться к ведению здорового образа жизни.








© 2010-2022