ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОЖИЗНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

«БЕРЕЗКА»

403013 Волгоградская область, Городищенский район, п.Областной с/х опытной станции, ул.Дачная 62-а, тел.(884468) 4-34-78,

Email: [email protected]





ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-логопеда МБДОУНЖ детский сад «Берёзка»

Ларионовой И.Ф. на 2014 - 2015 и 2015-2016 уч. год.



ТЕМА: «Использование активных методов обучения, применяемых на логопедических занятиях»

АКТУАЛЬНОСТЬ: Одним из основных принципов обучения в педагогике является принцип сознательности и активности обучающихся. Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда дети проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения. Их активность должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог - ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений - это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Главная цель работы учителя - логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

- создания развивающей образовательной среды;

- учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

- непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

- формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

- осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;

единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

- разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

У большинства детей, посещающих логопедический пункт ДОУ, отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

№ п/п

Форма работы

Срок

(месяц, год)

Ожидаемый результат

I. Информационно-аналитический этап:

1.

Выбор темы для работы по самообразованию.



Сентябрь 2014 г.

Осуществление дифференцированного подхода к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2.

Изучение и анализ литературы по теме «Активные методы обучения»;

Октябрь-декабрь

2014 г.

Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей-логопедов по данной проблеме, отраженным в литературе.

3.

Планирование работы над описанием по избранной теме.

Декабрь 2014г.

Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

4.

Сбор и обработка материала.

Январь 2014 г.

Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

II.Внедрение в практику:

1.

Публичное обсуждение проблемы внедрения активных методов обучения в работу учителя - логопеда.

Январь 2014 г.

Выступление на педагогическом совете на тему: «Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта »

2.

Разработаны методические рекомендации

по применению активных методов обучения.

Февраль 2014 г.

Методические рекомендации направлены на оказание помощи воспитателям ДОУ, и обучающимся при разработке методики проведения занятий. Они включают краткую характеристику активных методов обучения, а так же алгоритм деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении учебных занятий. Воспитателям целесообразно учитывать особенности преподавания образовательных областей при применении данных методов на практике.

3.

Выбор методов активного обучения для исследования их эффективности в работе учителя - логопеда.

Апрель - май 2014г.

Использование активных методов обучения при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, доказали свою эффективность: повысился интерес к логопедическим занятиям, а значит и качество коррекционно-развивающего обучения. Роль мотивации в учебном процессе имеет большое значение. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающихся.

4.

Внедрение элементов активных форм обучения в работу учителя - логопеда;

Февраль - март 2014г.

Использование АМО в своих повседневных и индивидуальных логопедических занятиях.

III.Представление опыта работы:

1.

Прошла обучение на дистанционном курсе объёмом 108 часов на тему « Разработка занятия в дошкольном образовании на основе технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС» от 28.10.15г.

Сентябрь - октябрь

2015 г.

Дистанционное обучение предоставляет возможность всем непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения я определенную часть времени самостоятельно освоила в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходила тестирование, выполняла контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействовала с другими педагогами «виртуальной» учебной группы.

2.

Участие в районном конкурсе методических разработок

по духовно-нравственному воспитанию.

Ноябрь - Декабрь 2015 г.

Занятие «Беседа о добре и зле» с использованием АМО.

Награждена благодарственным письмом.

3.

Открытое мероприятие на тему:

Февраль 2015г.

4.

Подведение итогов

Март 2015 г.

Доклад на МО на тему: «Активные методы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС»

Однако, как бы ни были высоки способности меня к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

Причины, которые чаще всего возникали у меня:

- это отсутствие времени;

- нехватка источников информации;

- отсутствие стимулов и др.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие меня самообразовываться:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, я испытываю необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть, даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

© 2010-2022