Факультативный курс для предшкольных классов Культура поведения и этикет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие





Программа


«Культура поведения и этикет»


(для детей предшкольного класса 5-7 лет)


(вариативная часть)




Автор Нуржанова К.К.











Пояснительная записка

Культуре поведения детей нужно знакомить с раннего возраста.

Дети, живя в определенной социальной среде, где преобладают низшие потребности, отсутствие морально- нравственных, интеллектуальных, этических норм поведения, нередко нарушают общественный порядок: кричат на улицах, в общественных местах, нецензурно выражаются, невежливы друг с другом.

На культуру поведения так же влияют коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности

Источником нежелательного поведения может быть дисгармоничная семья, подрастковые группы. Психологические трудности возникают в процессе становления отношений невоспитанности определенных детей.

Целенаправленная систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу, детские сады. Это необходимо, т. к. не во всех семьях родители являются образцом высокой культуры, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно с дощкольного возраста нужно вести систематическую работу по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Отсутствие элементарных привычек культурного поведения детей, затрудняет работу над формированием у них более тонких и сложных проявлений культуры: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и тд.

Часто причиной нарушения поведения является несогласованность в требованиях к ребенку. В школе учитель, воспитатель требует одно; дома родители, другие взрослые, которые окружают детей на улице, в общественном транспорте, в магазинах, предъявляют им нередко противоположные требования. Все это приводит к непониманию ситуации, неадекватности выбора форм поведения и, как следствие, его нарушению. Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом, предшколой и семьей.

Недооценка значения систематической работы по воспитанию культуры поведения детей приводит к таким фактам, как шум в классе, в общественных местах, грубость в ответ на просьбу, между сверстниками. Другая причина недостатка в воспитании культуры поведения коренится в том, что, занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя детей в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам и приличию.

Необходимоcть преодолеть имеющие поведенческие недостатки ставит перед школой задачу дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе, на конкретных примерах и упражнениях.

Воспитание культурного поведения должно осуществляться систематически, включать все стороны жизни и не допускать разнобоя в требованиях к поведению детей. Конечной целью воспитания культуры поведения является социальная адаптация детей в общественной среде. Высокие результаты в нравственном развитии детей чаще всего можно наблюдать в тех случаях, когда родители прислушиваются к советам воспитателя, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье.

Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях и школе осуществляется комплексно, но в каждой детской деятельности создаются специфические условия для реализации той или иной задачи. Например, в игре - формирование положительных привычек, взаимоотношений, нравственных чувств; в труде - трудолюбие, уважение к труду взрослых, а также таких качеств, как организованность, ответственность, чувство долга; на занятиях- начал идейной направленности, представлений о явлениях общественной жизни, патриотических чувств. Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, необходимо видеть взаимосвязь игры и труда, игры и занятий, труда и занятий.

Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), воспитатель добивается, чтобы ребенок делал все охотно и осознанно, т.е., чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, к окружающим взрослым. Важный психологический фон для нравственного воспитания - хороший эмоциональный настрой ребенка, благоприятное душевное и физическое самочувствие.



Задачи обучения культуре поведения:

-привитие детьми необходимых гигиенических навыков;

- обучение культуре поступков в различных ситуациях;

-формирование положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

- воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств;

- формирование положительного отношения к труду.

- Формирование коллективизма

Методы обучения культуры поведения

1 Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2 Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно держать ложку или вилку в руке, за собой уносить посуду в столовой. Следует добиваться осознания ребенком необходимости такого исполнения.

3 Обучающие ситуации (ситуации задачи, деловые игры и тд.): создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться ложкой или вилкой, чашкой с блюдцем или одной чашкой.

4 Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к обучению, выбору правильного поведенческого шага.

5 Порицание: осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направленного на возникновение желания поступать хорошо.

6 Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть педагог, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7 Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ о реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8 Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

9 Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения.

Главным содержанием занятий по культуре поведения являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения музея, библиотеки и тд. Практические занятия дают возможность технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в автобусе, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент

Программа обучения культуре поведения включает следующие основные разделы:

- Культура внешнего вида.

- Культура поведения в общественных местах.

- Культура межличностных отношений.

- Культура речевого этикета.

- Культура деятельности.

Раздел «Культура внешнего вида» предусматривает формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (предшкольного класса). Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Ребенка нужно научить опрятности; видеть неполадки в одежде, прическе. Некоторые дети не умеют завязывать шнурки.

Раздел «Культура поведения в общественных местах» предусматривает знания правил поведения в обществе. Необходимо научить детей правильному поведению в школе, в классе, на перемене, на занятии, во внеурочное время, в транспорте, библиотеке, магазине и тд.

Раздел «Культура межличностных отношений» предусматривает обучение детей нормам и правилам общения со взрослыми и сверстниками: в семье с родителями, братьями, сестрами, другими членами семьи; в школе со сверстниками, учителями, воспитателями, техническим персоналом. Умение устанавливать и сохранять доброжелательные отношения - важное коммуникативное качество, которое помогает познавать мир и комфортно себя чувствовать в нем, развивать свои душевные качества. Ребенок должен понимать, когда и как себя вести в соответствующей обстановке, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Учить уважать любого собеседника как неповторимую личность.

Раздел «Культура речевого этикета» предполагает культуру общения. Культура речи предполагает наличие и у детей достаточного запаса слов; умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон; внимательно слушать говорящего; смотреть в лицо собеседнику; говорить в нормальном темпе, не использовать жаргонные слова и выражения.

Раздел «Культура деятельности» находит свое отражение в поведении ребенка на занятии, в играх, в трудовых поручениях, во внеклассной работе. Формировать у дошкольника культуру деятельности - это значит учить его умению содержать в порядке место, где он учится, трудится, играет, держит в порядке школьные принадлежности, личные вещи, одежду и тд.

Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка учиться и трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общего смысла; активность и самостоятельность в выполнении поручений, проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективной деятельности.

Критерии оценки результата обучения:

- умение руководствоваться на практике усвоенными способами действий, навыками культуры проведения;

- проявление интереса к действиям, характеризующим культуру поведения, потребность в них;

- адекватное отношение к отрицательным проявлениям в поведении сверстников, окружающих;

- взаимосвязь внешних форм культуры поведения с внутренними качествами личности ребенка.




Программа


Предшкольный класс (32 часа)

Методические указания

Основной задачей обучения культуре поведения детей предшкольного класса является формирование у них предпосылок правильного поведения, осознание необходимости:

- соблюдать культурно-гигиенические навыки;

- общаться с окружающими сверстниками и взрослыми, проявляя дружелюбие и симпатию;

- выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию, в уголке природы;

- благодарить за заботу и уход;

- выполнять режим дня.

Необходимо прививать навыки опрятности своего внешнего вида - самостоятельно одеваться, причесываться; выполнять гигиенические требования, уметь пользоваться гигиеническими принадлежностями; учить аккуратности в быту - содержать в порядке свои вещи, игрушки, школьные принадлежности; формировать элементарные навыки культуры еды и тд.

В предшкольном классе в период адаптации детей, важно учитывать, что дети приходят из разной социальной среды и имеют разный опыт культуры поведения, не всегда соответствующий общепринятым нормам. Следует проявлять деликатность, чуткость. Не порицать за незнание или неправильное поведение, а учить - как должно быть, как надо.

Занятия нужно проводить в игровой форме.

Целесообразно использовать игры-занятия, игры-упражнения, ситуативные игры, игры-инсценировки, комплексные занятия в которые можно включать несколько видов деятельности. В игровой ситуации дети быстрее усваивают необходимые нормы поведения.

Программые требования для детей 5-6 лет (предшкольный класс)

Культура внешнего вида

- Учить гигиеническим навыкам: мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр, улицы, по мере загрязнения, учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, не разбрызгивать воду при умывании, насухо вытираться полотенцем; чистить зубы два раза в день : утром и вечером, полоскать рот после еды. Учить детей ухаживать за гигиеническими предметами: промывать с мылом зубную щетку, чистить расческу и мыть ее.

-Учить пользоваться носовым платком, при чихании и кашле прикрывать рот платком, отвернуться, если кто-то находится рядом.

-Учить правильно и самостоятельно одеваться, застегивать замки и пуговицы на куртках и пальто, шнуровать ботинки и сапожки; формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, учить одеваться в соответствии с погодой.

- Учить детей после уроков переодеваться в домашнюю одежду без предупреждения, бережно относиться к своей одежде и обуви.

- Приучать проветривать спальню перед сном.

Культура поведения в общественных местах

- Выполнять правила дорожного движения, правила поведения в транспорте. Приучать вежливому обращению, умению уступать место старшим и пассажирам с маленькими детьми.

- Учить правилам поведения в школе ( приветливо здоровайся с учителями, с детьми; мальчики в помещении - сними головной убор), в классе (на занятиях веди себя тихо, если знаешь, подними руку и отвечай громко, четко, чтобы тебя все могли услышать, учись слушать, не перебивай старших и товарищей. Соблюдай осанку); на перемене не бегай по коридору, не кричи, не дерись.

- формировать привычку не сорить в общественных местах, неприлично громко разговаривать, кричать, смеяться, привлекать на себя внимание прохожих.

- Учить детей правильно вести себя в гостях (перед входом хорошо вытри ноги, чтобы не наследить, не бери ничего без разрешения, поблагодари за гостеприимство), самим гостей принимать ( будь внимательным, заботливым, вежливым, напои чаем).

- Формировать навыки культурной еды: знать свое место за столом, опрятно есть, спокойно сидеть, соблюдая правильную осанку, правильно пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно.

Культура межличностных отношений

- Учить детей здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствия дружелюбно, отчетливо.

- Воспитывать любовь и уважение к близким людям- маме, папе, братьям, сестрам и др.

- Воспитывать уважение к повседневному труду взрослых, заботам родителей о них.

- Учить обращаться к старшим на «вы».

- Формировать навыки доброжелательного отношения детей друг к другу, побуждать к добрым поступкам, к их человеческим качествам, увлечениям.

- Учить правилам хорошего тона: подать стул или уступить место вошедшему взрослому; поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет; мальчикам- пропускать вперед девочек в транспорт, помещение.

- Учить знакомиться в классе, в гостях со сверстниками.

Культура речевого этикета

- Учить пользоваться словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите войти», «можно выйте».

- Учить внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.

- Учить не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

- Учить разговаривать по телефону, знать правила пользования телефоном как средством связи и краткого общения.

Культура деятельности

- Приучать соблюдать режим дня ( вставать в одно и то же время, проветривать комнату, делать зарядку, чистить зубы и тд.)

- Учить складывать вещи, игрушки, школьные принадлежности на свои места, пользоваться ими аккуратно;

-Учить соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте после занятий по лепке, аппликации, трудам.

- Учить выполнять задание , любую работу хорошо, доводить начатое дело

до конца.

- Учить беречь книги, учебники, тетради: не загибай страниц, не рвать, не брать грязными руками и тп.

Дети предшкольного класса должны уметь:

- знакомиться, приветствовать друг друга при встрече, здороваться со взрослыми и сверстниками; не перебивать взрослых при разговоре; пользоваться вежливыми словами «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите войти», «разрешите выйти»;

-выполнять элементарные гигиенические навыки- умываться, чистить зубы, причесываться, делать утреннюю гимнастику, мыться в ванне, пользоваться носовым платком;

- самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки, застегивать пальто или куртку, быть опрятным;

- убирать за собой и аккуратно содержать свои личные вещи, гигиенические принадлежности, игрушки, тетрадки, книжки и тд.;

- благодарить взрослых и сверстников за оказанные им услуги, помощь;

- правильно вести себя в столовой: не сорить на столе, не пачкать одежду, не разговаривать во время еды, тщательно пережевывать пищу;

- не сорить в общественных местах;

- ценить заботу о них родителей, взрослых;

- уважительно относиться к труду людей (взрослых и сверстников);

- правильно вести себя на улице, в магазине,в транспорте, других общественных местах.

- правилу разговора по телефону.



Примерное тематическое планирование занятий

«Культура поведения»

(Вариативная часть)

Предшкольный класс (32 часа)

Культура внешнего вида ( 5 часов)

1.«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

- Почему и когда нужно мыть руки;

- Зачем нужны мыло и полотенце;

- Как правильно мыть руки.

- Уход за гигиеническими предметами (зубная щетка, мочалка, расческа, носовой платок)

2. «Красота зубов»

- Наш друг - зубная щетка.

- Как ухаживать за зубами и ртом.

3. «Кто опрятен - тот приятен»

- Одежда по сезону.

- Аккуратность в одежде.

4. «Правильная осанка - залог хорошего здоровья»

- Предупреждение скалиоза

- Утренняя гимнастика и физическая культура.

- Хочешь быть здоров - закаляйся.

5. «Сон. Значение сна.»

- Для чего нужен сон.

Культура поведения в общественных местах (8 часов)

  1. «Культура поведения в школе, классе, на перемене.»

  2. Экскурсия в школьную столовую.

- Как сидеть за столом;

- Как вести себя за столом;

- Как пользоваться столовыми приборами;

- Зачем нужна салфетка.

3 Культура поведения в общественных местах (магазине, музее и тд)

- Будь вежлив.

4 Культура поведения на улице.

- Чистота и порядок на улице, во дворах, парках.

- Будем вежливыми и внимательными друг к другу.

- Будь внимательным на улице.

5 Культура поведения в транспорте. ПДД.

- Оплата за проезд.

- Правильно входи в транспорт и выходи из него.

- Правила поведения в транспорте.

- Будь вежлив со всеми. Уступай место старшим и с маленькими детьми.

- Соблюдай правила дорожного движения.

6 Культура поведения на пляже, Иртыше.

- Люби свою природу.

- Правила поведения, безопасность на воде.

- «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

7 Культура поведения в гостях.

- Д/и «В гостях у Кролика»

- Будь приветливым и внимательным.

- Соблюдай чистоту и порядок вокруг себя.

8 В гости Айсулу пришла.

- Будь внимательным и предупредительным к гостям.

- Организуй чайхану, развлекательные игры.

Культура межличностных отношений ( 4 часа)

  1. Знакомство.

- Приветствие при встрече ( со взрослыми, со сверстниками)

- Обращение на «ты» и «вы».

- Что такое вежливость. Кого называют вежливым.

2 Семья.

- Близкие тебе люди. (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и тд.)

- Доброжелательные отношения друг к другу.

- Труд в семье. Забота родителей.

- Уважение к труду взрослых

- Семейные традиции.

3 «Что такое дружба»

- Кто такой друг? Товарищ?

4 Добрые поступки.

Культура речевого этикета ( 4 часа)

  1. «Волшебные слова»

  2. «Слушай - не перебивай»

  3. «Я и взрослые»

  4. «Я и сверстники»

Культура деятельности (11 часов)

  1. «Режим дня»

  2. «Здоровье в порядке - спасибо зарядки»

  3. «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

  4. «Каждой вещи свое место»

  5. «Аккуратность всегда и во всем»

  6. «Труд для всех. Уважение к труду взрослых»

  7. «Будь всегда примером»

  8. «Как аукнется, так и откликнется» (Помогай близким, друзьям, тогда и они помогут тебе)

  9. «Люби все живое»

  10. «В мире прекрасного»

  11. « Игровые ситуации» - заключительное занятие.

Используемая источники:

1 Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»

- Москва, «Просвещение» - 1978.

2 Айдарбекова А.А. «Культура поведения» - эксперемен. коррекционная программа - Алматы - 2005.

3 Государственная программа развития образования в Республике Казахстпн на 2005-02010 годы, - Астана, 2004.

4 Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.

- М.: Просвещение, 1997.

5. Каирова И.А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания.

- М.: Просвещение, 1999.

6 Шарыгина Е.М. Вежливые сказки: этикет для малышей. М., 2001









Тематическое планирование

Класс предшкольной подготовки на 2015-2016 учебный год


Темы

Часы


Культура внешнего вида ( 5 часов)


1

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»


2

«Красота зубов»


3

«Кто опрятен - тот приятен»


4

«Правильная осанка - залог хорошего здоровья»


5

«Сон. Значение сна.»



Культура поведения в общественных местах (8 часов)


6

«Культура поведения в школе, классе, на перемене.»


7

Экскурсия в школьную столовую


8

Культура поведения в общественных местах (магазине, музее и тд)



9

Культура поведения на улице.



10

Культура поведения в транспорте. ПДД.


11

Культура поведения на пляже, Иртыше


12

Культура поведения в гостях.



13

В гости Айсулу пришла



Культура межличностных отношений ( 4 часа)


14-15

Знакомство.

Семья.


16

«Что такое дружба»



17

Добрые поступки.



Культура речевого этикета ( 4 часа)



18

«Волшебные слова»



19

«Слушай - не перебивай»



20

«Я и взрослые»



21

«Я и сверстники



Культура деятельности (11 часов)



22

«Режим дня


23

«Здоровье в порядке - спасибо зарядки»


24

«Закаляйся, если хочешь быть здоров»


25

«Аккуратность всегда и во всем»


26

«Каждой вещи свое место»


27

«Труд для всех. Уважение к труду взрослых»


28

«Будь всегда примером»


29

«Как аукнется, так и откликнется» (Помогай близким, друзьям, тогда и они помогут тебе)


30

«Люби все живое»


31

В мире прекрасного»



32

Игровые ситуации» - заключительное занятие.




© 2010-2022