Информация из опыта работы «Живём играя»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация из опыта работы « Живём играя».

Дашиян Мария Мнацакановна старший воспитатель

муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада № 115 г. Сочи.

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и

вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е.А. Покровский

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирует предпосылки учебной деятельности и обеспечивает социальную успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить- гармонично вписываются в естественную среду ребенка - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели - формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Физическая культура -не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Содержание регионального компонента программы дошкольного учреждения призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным

ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через знакомство с народными кубанскими играми наши педагоги нашли возможность раскрыть детям дух родной культуры, народных традиций, старинных обычаев. Во время подвижных игр наши дети научились слушать, выполнять четкие правила, быть внимательными, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезными оказались подвижные игры для застенчивых деток! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Наши дети с увлечением играют в подвижные игры классического содержания, а также в народные подвижные игры. Под руководством инструктора по физическому воспитанию были составлены и внедрены в работу каталоги подвижных игр с различными видами движения. Особенно наши педагоги и дети заинтересовались кубанскими играми. Совместными усилиями мы разработали каталог «Кубанских народных игр», который с успехом используем в работе.

По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все - за одного»), ответственности, смелости и находчивости.

В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

«Солнце свитэ, дождь идэ,

Семечко растэ, растэ.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце свитэ, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!»

Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатели, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждают у них интерес, воображение, добиваются активного выполнения игровых действий. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Результатом такой работы является снижение простудных заболеваний. Важно и то, что у детей появились свои любимые народные игры, которые они выбирают сами и предлагают для игры воспитателям.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


© 2010-2022