Консультация на тему: Обучение грамоте предшкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация

«Обучение грамоте предшкольников»

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочаровываться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада предлагает развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона, обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого, подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Планируется занятие по обучению грамоте строить на принятом в русской методике аналитико-звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных ее уровнях - звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.

Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных).

Буквы изучаются по блокам: гласные, сонорные согласные, звонкие, глухие согласные; двузвучные гласные, шипящие согласные; ь, ъ.

Чтобы чтение было плавным, а не рубленым, слоговым, столбики для чтения строятся по принципу наращивания. Ведущая роль от слога переходит к звуку, к букве. Понятие «слог» вводится после того, как дети познакомятся с его ведущим признаком - наличием гласного.

Быстрому и опережающему запоминанию букв способствуют: чтение «Волшебной таблицы»; таблицы слогов Л.Н.Толстого, заучивание алфавита.

Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.

Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами, отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

Учет психологических особенностей детей пяти-шестилетнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультурминуток, их смена; использование игрового материала; включение в занятия игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.

В период обучения грамоте ведется работа по карточкам З.И.Романовской, для заинтересованности детей в самостоятельном чтении. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонных «линеек», их штриховка; с этой же целью используются книжки-раскраски.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости; развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, пониманию содержания произведений искусств, художественных произведений; обучению логичному и последовательному построению описания, умению задавать вопросы; совершенствованию культуры речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения, обучению плавному слоговому чтению слов и предложений; развитию наблюдательности и любознательности детей.

Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, идет на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв; определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произносительные единицы, а затем без специальных вспомогательных помет); чтения с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения; знакомства с правилами гигиены чтения.

З В У К

Основные цели: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

С Л О В О

Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

Работа над предложением и устной речью.


Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Воспитатель -Ларина Л.И.

© 2010-2022