- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Пальчиковая гимнастика для воспитанников ДОУ
Пальчиковая гимнастика для воспитанников ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Махина А.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов",- писал Аристотель.
Занятия для ребёнка - труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В связи с этим становятся актуальными оздоровительные мероприятия, которые важно включать в учебно-воспитательный процесс, такими, например, являются пальчиковые игры.
Значение пальчиковой гимнастики для развития дошкольников:
-
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму
-
Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
-
Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений
-
Вызывает у детей положительные эмоции
-
Способствует развитию речи и творческой активности
-
Развивает воображение
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются "мощным средством" повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают некоторые затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 -3 лет
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке - опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
Пальчиковая гимнастика для детей 3 -4 лет
«Репка»
Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)
Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)
Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)
Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)
А вытянуть не можем! Кто нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).
«Хозяйство»
Наши уточки с двора: Кря-кря-кря. (пальцы слаживаем как раскрытый клюв)
Наши гуси у пруда: Га- га- га. (как будто открываем, закрываем клюв)
Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу. (руки поднимаем вверх, машем кистями)
Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. (стучим указательным пальчиком)
А вот Петя-петушок
Рано-рано поутру (спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)
Нам споет: Ку-ка-ре-ку! (машем руками как крыльями и кукарекаем)
«Пирог»
Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)
Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога) Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)
А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)
И кокосовой крошкой
Присыпаем пирог немножко, (имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)
А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)
Пирогами вас одарим (слаживаем пальцы в кулачки).
Пальчиковая гимнастика для детей 4 -5 лет
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили, (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли. (потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Братцы»
Засиделись в избушке братцы. (Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)
Захотел меньшой прогуляться (Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)
Да скучно ему гулять одному. (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)
Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)
Да скучно им гулять двоим. (Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)
Зовут братца втроем прогуляться. (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.)
Грустно старшим сидеть в избе. (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)
Зовут они братцев домой к себе. (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)
Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.
«Замок»
На дверях висит замок. (Пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог? (Наклонить замочек влево-вправо)
Мы замочком повертели, (круговые движения кистями рук, сложенными в замок)
Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)
Пальчиковая гимнастика для детей 5 -7 лет
Начиная с 5 лет, пальчиковая гимнастика для детей сводится к более сложным манипуляциям. Ребят просят рассказать с помощью рук стихотворение, или спеть песенку, где приходится часто менять фигуры.
«Домик»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
«Гроза»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!