- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОГИКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОГИКА
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хачирова Э.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится дошкольником.
1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает ли? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. Самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Это готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться.
Пояснительная записка.
Цель: помочь ребенку быстрее овладеть учебными навыками.
Главная задача - сформировать психические качества, обеспечивающие ребенку школьный успех. Это - восприятие, мышление, внимание, память, воображение, и также мелкая моторика.
Коротко остановлюсь на их характеристике.
Восприятие.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способности ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому -значит помочь овладеть перспективными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства. А также усваивать сенсорные эталоны - общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов.
Мышление.
Развитие мышления происходит при условии овладения ребенком тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное мышление развивается у младших школьников в процессе действий с различными предметами, игрушками. А основная форма мышления дошкольника - наглядно-образная. И это надо учитывать при организации занятий: именно в ходе игр ребенок должен учиться выделять существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, а также соотношение их частей. Игра - также отличное средство для того, чтобы научить малыша пользоваться различными картами и схемами. Лишь к концу дошкольного возраста, т.е. формируется умение рассуждать, делать.
Словесно - логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов явлений действительности, которые закреплены в словах.
Внимание.
Значительно облегчает ребенку процесс учения такое качество, как направленность психической деятельности. Иными словами, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.
Внимание проявляется внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо; в ходе мыслительных операций; при речевом общении; при запоминании, воспроизведении и т.д. Сформированность внимания - важный показатель развития личности. Предлагаемые программой игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться, развивают основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение.
Память.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становиться произвольной. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, важно, чтобы ребенок понимал, что вы предлагаете ему запомнить. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания - это определенный уровень развития мыслительных операций. Все задания, представленные в разделе «Мышление» направлены преимущественно на формирование умственных действий и в той или иной мере способствуют и развитию памяти.
Воображение.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете его разные стороны, уметь, отталкиваясь от определенного признака предмета строить образы; не только свободно фантазировать, но направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Моторика.
В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. Дети становятся более сильными, выносливыми, а их движения -более ловкими и скоординированными. Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую тонкую моторику руки, так как большая нагрузка в школе может вызывать и чувство усталости, и напряжение, и нарушения при формировании почерка. Овладение ребенком сложными видами двигательных умений создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для будущей трудовой деятельности. Развитие точности движений будет способствовать подготовке детской руки к овладению письмом.
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
-
дидактические;
-
развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
-
игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
-
игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
-
загадки;
-
логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
Методы и приемы работы:
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
Рисование;
Игры на развитие навыков общения;
Сочинение историй.
В группе должно быть 12-15 человек. Занятия проводятся по 30 минут по 1 разу в неделю.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития детей. Она рассчитана на 1 год обучения, который состоит из 37 занятий.
Учебно-тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста.
№
Тема
Общее кол-во часов
1
Развитие внимания
8
2
Развитие памяти
8
3
Развитие восприятия
5
4
Развитие мышления и речи
10
5
Развитие моторики
6
Итого:
37
Содержание программы.
Развитие познавательной сферы.
а) Развитие внимания.
«Найди ошибку»;
«Цифровая таблица»;
«Выполни узор по образцу»;
«Подчеркни буквы»;
«Найди отличия» и т.д.
б) Развитие памяти.
«10 слов»;
«Пары слов»;
«Сделай рисунок к слову»;
«Запомни слово с помощью рисунка»;
«Вспомни слово по рисунку»;
«Перескажи рассказ по схеме» и т.д.
в) Развитие восприятия.
«Похожие домики»;
«Восстанови сказку»;
«Разрезная фигура»;
«Сложи орнамент»;
«Сложи мозаику» и т. д.
г) Развитие мышления и речи.
«Вербальные аналоги»;
«Реши примеры»;
«4-й лишний»;
«Ребусы»;
Графические узоры.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Очень большое внимание в своей работе уделяю «пальчиковым играм». Эти игры очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Используемые игры:
-
«Разноцветное путешествие»;
-
«Продолжи узор»;
-
«Нарисуй фигуру по точкам»;
-
«Нарисуй узор под диктовку».
Критерии оценки интеллектуальной готовности к школьному обучению.
-
Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
-
Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
-
Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, мелкая моторика).
-
Умеет общаться и работать в коллективе.
-
Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.
-
Стремится к самосовершенствованию.
Рекомендации для родителей «Как быть, чтобы не отбить у ребенка желание учиться?»
-
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам - запастись терпением и помочь ребенку.
-
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте, иначе он будет бояться ошибиться, поверить в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже крошечный успех.
-
Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
-
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
-
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к
-
специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки е могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советам психолога. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Перечень необходимого оборудования.
Карточки для индивидуальных заданий.
Цветные карандаши, ручки.
Мягкие игрушки.
Мячик.
Предметные картинки.
Игры на развитие памяти, внимания, мышления.
Бланки с заданиями.
Клубочек ниток.
Мел.
Тетради в клетку.
Цветная бумага.
Клей.
Ножницы.
Используемая литература.
-
Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики», Ярославль «Академия развития, 1997.
-
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природовение. Ярославль «Академия развития», 1997 г.
-
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль «Академия развития», 1996 г.
-
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей, Ярославль «Академия развития», 1997.
-
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок, Ярославль, «Академия развития», 1999 г.
-
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, «Академия развития», 1997*г.
-
Черемошкина А.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
-
Бамаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.Ярославль, «Академия развития», 1998 г.
-
Черемошкина А.В. Развитие памяти у детей. Ярославль, «Академияразвития», 1997 г.
10.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.
Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
11.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина СВ. Развиваем
руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.
12.Крюкова СВ., Слободняк Н.П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. - М.»Генезис», 1999 г.
13.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -
М., «Просвещение», 1990 г.
14.Хватцев М.Е.. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М., «Аквариум»,
Санкт-Петербург, «Дельта», 1996 г.
15.Богуславская Н.Е., Купина Н.Я. Веселый этикет. - Екатеринбург,
«Арго», 1997 г.
16.Матвеева А., Выбойщик И., Мякушин Д. Практическая психология для
родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., «АСТ-ПРЕСС»,
1999 г.
17.Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. Санкт- Петербург, «Кристалл», 1997 г.
18.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе. ЗАО «Премьера», ГИИППВ, 1999 г.
19.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Учимся запоминать. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.
20.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развитие внимания малыша. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.