Дошкольная Образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок обучения 3 года)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств г. Нерюнгри











Дошкольная

Образовательная общеразвивающая программа

по учебному предмету «Сольфеджио»

(срок обучения 3 года)












г.Нерюнгри

2015 г.

Рассмотрено: Утверждаю:

Педагогическим советом ДШИ г.Нерюнгри директор ДШИ г.Нерюнгри

И.В.Елисеева

Протокол № от 10.09.2015г.







Разработчик С.Л.Енина

Зав. Дошкольным отделением ДШИ

преподаватель теоретических дисциплин.

Пояснительная записка

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста в подготовительных группах музыкальных отделениях школ искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, рассказами музыкальных сказок, которая является самым эффективным методом в работе.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к осознанному творчеству.

Актуальность программы

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования. Возросшие нагрузки на детей в общеобразовательной школе приводят к необходимости менять систему обучения в дополнительном образовании, так как свободного времени у ребенка не почти не остается. Единственный реальный путь повышения качества музыкального дополнительного образования в сложившихся условиях - это внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания.

Новизна программы

Новизной программы является новая методика преподавания музыкальной грамоты для детей. Новые подходы позволяют ребёнку освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени. Музыкальные термины - это герои сказок или любимые игрушки. И ребёнок, легко, играючи, усваивает сложнейшие музыкальные понятия. Увлекательные мифы-сказки, музыкальные истории позволяют ребёнку за три года освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени.

Данная программа разработана на основе Программ Екатерины и Сергея Железновых «Раннее развитие», В.В.Кирюшина «Основы музыкально - творческого воспитания», Н.А. Паненко «Занимательное сольфеджио» и И.Н.Шаповаловой «Сольфеджио для маленьких».

Программа переработана и дополнена: адаптирована для обучения детей в ДШИ г.Нерюнгри.

Цель программы - обучение детей сольфеджио, развитие у них музыкально-образного мышления и способности к творчеству.

Задачи программы:

Образовательные: приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти

Развивающие: способствовать развитию эмоционально-образного мышления, моторики разговорной речи и основ логического мышления, формированию художественного вкуса.

Воспитательные: привитие детям любви к музыке, предмету сольфеджио, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса. А также формирование у детей творческой активности и коммуникативности.

Срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Объём программы - 102 часа, которые распределяются следующим образом:

1 год - 34 часа (1час в неделю)

2 год - 34 часа (1час в неделю)

3 год - 34 часа (1час в неделю)

Формы и режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является групповая форма.

Продолжительность урока на 1 и 2 году обучения - 25 минут, на 3 году обучения - 30 минут.

Рекомендуемый объем часов: 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения данной программы учащиеся

должны знать:

  • элементы нотной грамоты

  • первоначальные теоретические знания.

должны уметь:

  • читать и записывать знаки нотного письма

  • интонировать мелодию

  • воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста

  • определять на слух: интервалы, аккорды, ноты первой октавы

  • элементарно музицировать. (петь песни с ритмическим аккомпаниментом или с движениями)

Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем на каждом уроке. Текущие результаты знаний и умений учащихся первого и второго года обучения в виде итогового урока в конце первого и второго полугодия. Текущие результаты знаний и умений учащихся третьего года обучения в виде контрольных работ в конце первого и второго полугодия.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Урок

Тема

Краткое содержание

1-2

Путешествие в музыкальную страну.

Знакомство. Пальчиковая гимнастика. Песня «Жук» - характер, пение вместе с фонограммой. Умение петь вместе с педагогом.

3

Мишка - Форте

Нота «ми» - пение, зрительно. Песня «Зонтик» с движениями. «Жук» - повторение.

4-5

Игра в оркестре

Нота «фа» и «ре». Песня «Жук» нотами, с муз. инструментами. Пальчиковая гимнастика. Песня «Зонтик» наизусть с движениями.

6-7

Сказка про мишку Форте

Ноты ми, фа, ре - по карточкам и на инструменте. «Зонтик» с музыкальными инструментами.

8-9

Игра «Тихо - громко»

«Три чуда» определить тихо, громко, рассказать о героях сказки. Песня «Жук» - игра на инструменте. Пальчиковая гимнастика.

10-11

Игра «Прятки», «Охотник»

Ищем ноты фа, ми, ре. Упражнение №1,2 (Диск). Песня «Киса» со словами под фонограмму. Нота соль.

12-13

Игра «Черепашка», «Кенгуру»

Темпы быстро - медленно. Упражнения №3 (Диск). «Киса» под минусовку со словами с инструментами, акцентируя сильную долю.

14-15

Давайте вспомним.

«Киса» нотами под минусовку, нотами на инструменте. Быстро - медленно, тихо - громко. Ноты ре, ми, фа, соль.

16-17

Нота «До»

Нота до по карточке, на инструменте, пение упр.№4. Песня «Петушок»- разбор. Пальчиковая гимнастика. Песня «Весна» с движениями.

18-19

Длинные и короткие.

Длительности БОМ и ДИ-ЛИ. Песня «Петушок» ритмослогами, нотами под минусовку с муз. инструментами.

20-21

Такие разные инструменты.

Мультфильм про инструменты симф. оркестра. Песня «Два кота» - разбор. Пальчиковая гимнастика.

22

Мишка Форте и Лясточка.

Нота ля на инструменте, по карточке, на картинке, пение. Песня «Два кота» - нотами.

23

Мишка Форте и Дракон

Нота си. Песня «Гуси» разбор.

24

Король Фортепиано.

Клавиатура, клавиши, ноты первой октавы. Песня «Гуси» нотами с фонограммой.

25-26

Игра «Пьеро и Арлекин»

Мажор-минор. Песня «Гуси» нотами на ф-но, под минусовку с инструментами.

27-28

Ноты первой октавы.

Игра нот, пение, на слух. Песня «Дудочка» разбор.

29-30

Мажор, минор

Прослушивание муз. произведений - определение грустно, весело. «Дудочка» нотами.

31-32

Конкурс знатоков

Повторение ранее выученных понятий и песен. Игра «Знатоки».

2 год обучения

Урок

Тема

Краткое содержание

1

Давайте вспомним

Песни «Жук», «Киса», «Петушок», «Два кота», «Зонтик». Мажор, минор

2-3

Наши умные ладошки.

Пальчиковая гимнастика. Ноты первой октавы.

4-5

Старые знакомые БОМ и ДИ-ЛИ.

Ритмослоги. Песня «Рано утром». Нотами и с фонограммой.

6-7

Сестренки ТА-КА

Длитнльности шестнадцатые, ритмослоги. Работа с карточками. Песня «Комарики»

8-9

Корзина Целая

Длительность - целая. Ритмослоги. Сочинение ритмического аккомпанимента с ритмослогами.

10

Загадочная тишина

Паузы в музыке. Песня «Ворона», игра «Помолчим». Ритмические упражнения.

11-12

Король Скрипичный ключ. Нотка Соль.

Сказка про Скрипичный ключ. Стихотворение про ноты. Пение нот первой октавы. «Ворона» - нотами с инстр.

13-14

Ноты в скрипичном ключе

Пение по карточкам. Игра «Узнай меня». Песня «Водичка» со словами, нотами с фонограммой. Мультфильм.

15-16

Топаем, шлепаем

Песня «Считалка», «Сорока» с ритмическим аккомпаниментом, с движениями. Пение нот, определение на слух.

17-18

Сказка про «Жирафу Октаву»

Секунды, октава, прима. Пение песен, определение на слух, игра на инструменте.

19-20

Царь Диапазон и Октава

Сказка про Диапазон и регистры. Найти зверей на инструменте, знать первую октаву. Песня «Сорока» нотами, ритмослогами.

21-22

Кварта и Квинта.

Интервалы кварта, квинта - пение песен, на слух по карточкам -картинкам.

23-24

Терции-перции

Интервалы - терции. Песня «Кую ножку» со словами, нотами, на инструменте, с шумовыми инструментами.

25-26

Семья трезвучий.

Сказка про трезвучия. Мультфильм. Пение песен, определение на слух по картинкам.

27-28

Страна Интервалия.

Работа с пройденными интервалами - пение, игра, определение на слух. Ноты первой октавы на слух. Песня «Кошкин дом»

29-30

Метропуля.

Ритмическая пульсация. Ритмические игры. Пение песен с ритмослогами. Песня «Божья коровка»

31

Два или три?

Определение двухдольности или трехдольности в муз. произведениях. Ноты, интервалы на слух.

32

Повторение пройденного.

Пение песен, игра нот, определение на слух.

3 год обучения

Урок

Тема

Краткое содержание

1-2

Повторение: мажор, минор, F-p, скрипичный ключ, ноты первой октавы.

Муз. произв., песни. Интервалы, аккорды на слух.

3

Начинаем мы считать

Длительности БОМ, ДИ-ЛИ, ТА-КА, ГУ, ГУ-У. Ритмослоги, пение песен с ритмическим аккомпаниментом.

4-5

Клавиатура. Регистры. Октавы.

Сказка, мультфильм. Знакомство с октавами, умение найти, услышать.

6-7

Ноты. Нотный стан. Музыкальные ключи.

Сказка про Скрипичный и Басовый ключи. Работа по карточкам. Ноты на нотном стане - расположение. Стихотворение.

8

Запись музыкальных знаков

Презентация к уроку. Найти правильную и неправильную запись. Интервалы на слух.

9-10

Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Пропись ключа, нот на нотном стане. Ноты на слух и зрительно.

11-12

Ноты второй октавы

Расположение нот второй октавы. Работа с ритмослогами. Интнрвалы, аккорды на слух по карточкам.

13

Паузы

Ритмослоги, ритмич. карточки. Запись пауз. Составление на слух ритмич рисунка.

14-15

Размер 2/4.

Сказка про ритмический дом.(Такт, тактовая черта). Тактирование в размере.

16

Контрольная работа

Прописи нот, ключей. На слух интервалы, аккорды, ноты первой октавы. Составление ритмического рисунка по карточкам.

17-18

Звукоряды

Песенки про мажорный и минорный звукоряды.

19

Царица Тоника

Сказка, мультфильм. Пение песни про Тонику. Интервалы игра и на слух.

20

Знаки альтерации

Сказка про «Мишку Форте», пропись диеза, бемоля, бекара.

21-22

Тон и полутон

Клавиатура - тон, полутон, диез, бемоль. Ноты на слух.

23-24

Сильные и слабые доли.

Работа в размере 2/4, дирижирование, сильные, слабые доли.

25-26

Восьмые, шестнадцатые.

Восьмые, шестнадцатые в 2/4. Пение песен нотами с дирижированием, а также ритмослогами.

27-28

Темпы

Сказка про темпы. Названия. Песни. Определение на слух.

29

Интервалы

Интервалы - на слух, пение песен, игра на инструменте. Игра «Я -композитор»

30

Трезвучия

Трезвучия - на слух, пение песен. Ритмические упражнения в размере 2/4. Определение на слух нот, интервалов, аккордов.

31

Другие аккорды

Сказка про «Септаккорды». Пение песен.

32

Контрольная работа

Прописи. Пение песни в 2/4 с дирижированием. На слух: интервалы, трезвучия, ноты первой октавы.

Содержание программы

1 год обучения

Музыкальная грамота

Понятие высоты звука. Другие характеристики звука.

Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.

Обозначение темпа: быстро - медленно.

Обозначение динамики: форте и пиано.

Ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Мажор и минор.

Клавиатура. Клавиши. Ноты первой октавы.

Интонационное развитие

Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Овладение упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования. Овладение навыками пения нот первой октавы. Пение песенок с названиями нот под минусовки.

Ритмическое развитие

Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков - восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе.

Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента. А также характерные движение под песни.

Пальчиковая гимнастика. Понятие скорости музыкального движения - темп. Быстрый и медленный темп.

Творческие задания

Двигательные импровизации, соответствующие характеру и образу произведений.

2 год обучения

Музыкальная грамота

Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Усвоение интонаций из пройденных нот. Освоение всего семиступенного звукоряда.

Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава в песенках и на слух. 4 трезвучия.

Половинная длительность, шестнадцатые, паузы. Ритмослоги.

Интонационное развитие

Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков. Приемы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и определении на слух. Пение песен нотами.

Терцовые, квартовые, квинтовые, октавные интонации в интонационных упражнениях, песенках и на слух.

Песенки-эхо. Освоение семиступенного звукоряда в диапазоне октавы. Расширение диапазона.

Ритмическое развитие

Понятие и восприятие двухдольности и трехдольности через двигательное ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Восьмые, четверти, половинные, шестнадцатые, паузы в песенках и ритмических упражнениях.

Ритмослоги, усложнение ритмического рисунка.

Шесть ритмоформул одно-двух-трехсложных слов. Определение ритма стихотворений. Показ ритма стихотворений условными движениями. Упражнение "ритмическое эхо". Усложнение ритмического аккомпанемента.

Творчкские задания

Навыки подбора на слух. Двигательные импровизации.

Сочинение песенок и пьес с педагогом.

Сочинение рассказов на предложенную тему.

3 год обучения

Музыкальная грамота

Понятие сильной доли. Такт и тактовая черта. Размер 2/4. Тактирование в размере 2/4. Скрипичный и басовый ключи. Запись нот в скрипичном и басовом ключах. Диапазон, регистры. Тон-полутон. Диез, бемоль.

Интонационное развитие

Постепенное усложнение вокально-распевочного материала.

Расширение возможностей вокального дыхания.

Расширение диапазона песенок, использование звуков второй октавы.

Пение на различные слоги и с закрытым ртом.

Навыки сольфеджирования (пение по нотам с тактированием). Выучивание песенок с названиями нот наизусть.

Проработка интонирования ступеней и их соотношений с ручными знаками.

Элементы двухголосия. Косвенное двухголосие.

Ритмическое развитие

Понятие сильной доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли.

Такт и тактовая черта.

Размеры 2/4 , ¾. Чередование сильных и слабых долей. Приемы дирижирования в размере 2/4. Шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные, четвертные и восьмые паузы в размере 2/4.

Творческие задания

Сочинение песенок на заданные стихи, навыки подбора песенок от разных звуков, использование знакомых интервалов в музыкальных сочинениях и импровизациях.





Список литературы.


1. Л. Абелян «Забавное сольфеджио» М; 2005

2. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007

3. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007

4. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006

5. О. Геталова «Секреты Дилидона» М; 2010

6. Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995

7. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008

8. Железновы Е. и С. Развитие абсолютного слуха от 0-5 лет. М; 2009

9. Железновы Е. и С. Наш оркестр М;2008

10. Железновы Е. и С. Пальчиковая гимнастика М;2007

11. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002

12. Г.Ф.Калинина «Музыкальные прописи» М;2003

13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С-Пб; 2008

14. В.В. Кирюшин Развитие абсолютного слуха

15. В.В. Кирюшин Сборники сказок (4 сказки)

16. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004

17. Н. Панова Прописи для дошкольников по сольфеджио. М;2004

18. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Р-Д;2002




© 2010-2022