- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Дошкольная Образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок обучения 3 года)
Дошкольная Образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок обучения 3 года)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Енина С.Л. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств г. Нерюнгри
Дошкольная
Образовательная общеразвивающая программа
по учебному предмету «Сольфеджио»
(срок обучения 3 года)
г.Нерюнгри
2015 г.
Рассмотрено: Утверждаю:
Педагогическим советом ДШИ г.Нерюнгри директор ДШИ г.Нерюнгри
И.В.Елисеева
Протокол № от 10.09.2015г.
Разработчик С.Л.Енина
Зав. Дошкольным отделением ДШИ
преподаватель теоретических дисциплин.
Пояснительная записка
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста в подготовительных группах музыкальных отделениях школ искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, рассказами музыкальных сказок, которая является самым эффективным методом в работе.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к осознанному творчеству.
Актуальность программы
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования. Возросшие нагрузки на детей в общеобразовательной школе приводят к необходимости менять систему обучения в дополнительном образовании, так как свободного времени у ребенка не почти не остается. Единственный реальный путь повышения качества музыкального дополнительного образования в сложившихся условиях - это внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания.
Новизна программы
Новизной программы является новая методика преподавания музыкальной грамоты для детей. Новые подходы позволяют ребёнку освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени. Музыкальные термины - это герои сказок или любимые игрушки. И ребёнок, легко, играючи, усваивает сложнейшие музыкальные понятия. Увлекательные мифы-сказки, музыкальные истории позволяют ребёнку за три года освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени.
Данная программа разработана на основе Программ Екатерины и Сергея Железновых «Раннее развитие», В.В.Кирюшина «Основы музыкально - творческого воспитания», Н.А. Паненко «Занимательное сольфеджио» и И.Н.Шаповаловой «Сольфеджио для маленьких».
Программа переработана и дополнена: адаптирована для обучения детей в ДШИ г.Нерюнгри.
Цель программы - обучение детей сольфеджио, развитие у них музыкально-образного мышления и способности к творчеству.
Задачи программы:
Образовательные: приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти
Развивающие: способствовать развитию эмоционально-образного мышления, моторики разговорной речи и основ логического мышления, формированию художественного вкуса.
Воспитательные: привитие детям любви к музыке, предмету сольфеджио, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса. А также формирование у детей творческой активности и коммуникативности.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения с детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Объём программы - 102 часа, которые распределяются следующим образом:
1 год - 34 часа (1час в неделю)
2 год - 34 часа (1час в неделю)
3 год - 34 часа (1час в неделю)
Формы и режим занятий:
Основной формой учебной и воспитательной работы является групповая форма.
Продолжительность урока на 1 и 2 году обучения - 25 минут, на 3 году обучения - 30 минут.
Рекомендуемый объем часов: 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения данной программы учащиеся
должны знать:
-
элементы нотной грамоты
-
первоначальные теоретические знания.
должны уметь:
-
читать и записывать знаки нотного письма
-
интонировать мелодию
-
воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста
-
определять на слух: интервалы, аккорды, ноты первой октавы
-
элементарно музицировать. (петь песни с ритмическим аккомпаниментом или с движениями)
Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем на каждом уроке. Текущие результаты знаний и умений учащихся первого и второго года обучения в виде итогового урока в конце первого и второго полугодия. Текущие результаты знаний и умений учащихся третьего года обучения в виде контрольных работ в конце первого и второго полугодия.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Урок
Тема
Краткое содержание
1-2
Путешествие в музыкальную страну.
Знакомство. Пальчиковая гимнастика. Песня «Жук» - характер, пение вместе с фонограммой. Умение петь вместе с педагогом.
3
Мишка - Форте
Нота «ми» - пение, зрительно. Песня «Зонтик» с движениями. «Жук» - повторение.
4-5
Игра в оркестре
Нота «фа» и «ре». Песня «Жук» нотами, с муз. инструментами. Пальчиковая гимнастика. Песня «Зонтик» наизусть с движениями.
6-7
Сказка про мишку Форте
Ноты ми, фа, ре - по карточкам и на инструменте. «Зонтик» с музыкальными инструментами.
8-9
Игра «Тихо - громко»
«Три чуда» определить тихо, громко, рассказать о героях сказки. Песня «Жук» - игра на инструменте. Пальчиковая гимнастика.
10-11
Игра «Прятки», «Охотник»
Ищем ноты фа, ми, ре. Упражнение №1,2 (Диск). Песня «Киса» со словами под фонограмму. Нота соль.
12-13
Игра «Черепашка», «Кенгуру»
Темпы быстро - медленно. Упражнения №3 (Диск). «Киса» под минусовку со словами с инструментами, акцентируя сильную долю.
14-15
Давайте вспомним.
«Киса» нотами под минусовку, нотами на инструменте. Быстро - медленно, тихо - громко. Ноты ре, ми, фа, соль.
16-17
Нота «До»
Нота до по карточке, на инструменте, пение упр.№4. Песня «Петушок»- разбор. Пальчиковая гимнастика. Песня «Весна» с движениями.
18-19
Длинные и короткие.
Длительности БОМ и ДИ-ЛИ. Песня «Петушок» ритмослогами, нотами под минусовку с муз. инструментами.
20-21
Такие разные инструменты.
Мультфильм про инструменты симф. оркестра. Песня «Два кота» - разбор. Пальчиковая гимнастика.
22
Мишка Форте и Лясточка.
Нота ля на инструменте, по карточке, на картинке, пение. Песня «Два кота» - нотами.
23
Мишка Форте и Дракон
Нота си. Песня «Гуси» разбор.
24
Король Фортепиано.
Клавиатура, клавиши, ноты первой октавы. Песня «Гуси» нотами с фонограммой.
25-26
Игра «Пьеро и Арлекин»
Мажор-минор. Песня «Гуси» нотами на ф-но, под минусовку с инструментами.
27-28
Ноты первой октавы.
Игра нот, пение, на слух. Песня «Дудочка» разбор.
29-30
Мажор, минор
Прослушивание муз. произведений - определение грустно, весело. «Дудочка» нотами.
31-32
Конкурс знатоков
Повторение ранее выученных понятий и песен. Игра «Знатоки».
2 год обучения
Урок
Тема
Краткое содержание
1
Давайте вспомним
Песни «Жук», «Киса», «Петушок», «Два кота», «Зонтик». Мажор, минор
2-3
Наши умные ладошки.
Пальчиковая гимнастика. Ноты первой октавы.
4-5
Старые знакомые БОМ и ДИ-ЛИ.
Ритмослоги. Песня «Рано утром». Нотами и с фонограммой.
6-7
Сестренки ТА-КА
Длитнльности шестнадцатые, ритмослоги. Работа с карточками. Песня «Комарики»
8-9
Корзина Целая
Длительность - целая. Ритмослоги. Сочинение ритмического аккомпанимента с ритмослогами.
10
Загадочная тишина
Паузы в музыке. Песня «Ворона», игра «Помолчим». Ритмические упражнения.
11-12
Король Скрипичный ключ. Нотка Соль.
Сказка про Скрипичный ключ. Стихотворение про ноты. Пение нот первой октавы. «Ворона» - нотами с инстр.
13-14
Ноты в скрипичном ключе
Пение по карточкам. Игра «Узнай меня». Песня «Водичка» со словами, нотами с фонограммой. Мультфильм.
15-16
Топаем, шлепаем
Песня «Считалка», «Сорока» с ритмическим аккомпаниментом, с движениями. Пение нот, определение на слух.
17-18
Сказка про «Жирафу Октаву»
Секунды, октава, прима. Пение песен, определение на слух, игра на инструменте.
19-20
Царь Диапазон и Октава
Сказка про Диапазон и регистры. Найти зверей на инструменте, знать первую октаву. Песня «Сорока» нотами, ритмослогами.
21-22
Кварта и Квинта.
Интервалы кварта, квинта - пение песен, на слух по карточкам -картинкам.
23-24
Терции-перции
Интервалы - терции. Песня «Кую ножку» со словами, нотами, на инструменте, с шумовыми инструментами.
25-26
Семья трезвучий.
Сказка про трезвучия. Мультфильм. Пение песен, определение на слух по картинкам.
27-28
Страна Интервалия.
Работа с пройденными интервалами - пение, игра, определение на слух. Ноты первой октавы на слух. Песня «Кошкин дом»
29-30
Метропуля.
Ритмическая пульсация. Ритмические игры. Пение песен с ритмослогами. Песня «Божья коровка»
31
Два или три?
Определение двухдольности или трехдольности в муз. произведениях. Ноты, интервалы на слух.
32
Повторение пройденного.
Пение песен, игра нот, определение на слух.
3 год обучения
Урок
Тема
Краткое содержание
1-2
Повторение: мажор, минор, F-p, скрипичный ключ, ноты первой октавы.
Муз. произв., песни. Интервалы, аккорды на слух.
3
Начинаем мы считать
Длительности БОМ, ДИ-ЛИ, ТА-КА, ГУ, ГУ-У. Ритмослоги, пение песен с ритмическим аккомпаниментом.
4-5
Клавиатура. Регистры. Октавы.
Сказка, мультфильм. Знакомство с октавами, умение найти, услышать.
6-7
Ноты. Нотный стан. Музыкальные ключи.
Сказка про Скрипичный и Басовый ключи. Работа по карточкам. Ноты на нотном стане - расположение. Стихотворение.
8
Запись музыкальных знаков
Презентация к уроку. Найти правильную и неправильную запись. Интервалы на слух.
9-10
Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Пропись ключа, нот на нотном стане. Ноты на слух и зрительно.
11-12
Ноты второй октавы
Расположение нот второй октавы. Работа с ритмослогами. Интнрвалы, аккорды на слух по карточкам.
13
Паузы
Ритмослоги, ритмич. карточки. Запись пауз. Составление на слух ритмич рисунка.
14-15
Размер 2/4.
Сказка про ритмический дом.(Такт, тактовая черта). Тактирование в размере.
16
Контрольная работа
Прописи нот, ключей. На слух интервалы, аккорды, ноты первой октавы. Составление ритмического рисунка по карточкам.
17-18
Звукоряды
Песенки про мажорный и минорный звукоряды.
19
Царица Тоника
Сказка, мультфильм. Пение песни про Тонику. Интервалы игра и на слух.
20
Знаки альтерации
Сказка про «Мишку Форте», пропись диеза, бемоля, бекара.
21-22
Тон и полутон
Клавиатура - тон, полутон, диез, бемоль. Ноты на слух.
23-24
Сильные и слабые доли.
Работа в размере 2/4, дирижирование, сильные, слабые доли.
25-26
Восьмые, шестнадцатые.
Восьмые, шестнадцатые в 2/4. Пение песен нотами с дирижированием, а также ритмослогами.
27-28
Темпы
Сказка про темпы. Названия. Песни. Определение на слух.
29
Интервалы
Интервалы - на слух, пение песен, игра на инструменте. Игра «Я -композитор»
30
Трезвучия
Трезвучия - на слух, пение песен. Ритмические упражнения в размере 2/4. Определение на слух нот, интервалов, аккордов.
31
Другие аккорды
Сказка про «Септаккорды». Пение песен.
32
Контрольная работа
Прописи. Пение песни в 2/4 с дирижированием. На слух: интервалы, трезвучия, ноты первой октавы.
Содержание программы
1 год обучения
Музыкальная грамота
Понятие высоты звука. Другие характеристики звука.
Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.
Обозначение темпа: быстро - медленно.
Обозначение динамики: форте и пиано.
Ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Мажор и минор.
Клавиатура. Клавиши. Ноты первой октавы.
Интонационное развитие
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Овладение упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования. Овладение навыками пения нот первой октавы. Пение песенок с названиями нот под минусовки.
Ритмическое развитие
Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков - восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе.
Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента. А также характерные движение под песни.
Пальчиковая гимнастика. Понятие скорости музыкального движения - темп. Быстрый и медленный темп.
Творческие задания
Двигательные импровизации, соответствующие характеру и образу произведений.
2 год обучения
Музыкальная грамота
Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Усвоение интонаций из пройденных нот. Освоение всего семиступенного звукоряда.
Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава в песенках и на слух. 4 трезвучия.
Половинная длительность, шестнадцатые, паузы. Ритмослоги.
Интонационное развитие
Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков. Приемы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и определении на слух. Пение песен нотами.
Терцовые, квартовые, квинтовые, октавные интонации в интонационных упражнениях, песенках и на слух.
Песенки-эхо. Освоение семиступенного звукоряда в диапазоне октавы. Расширение диапазона.
Ритмическое развитие
Понятие и восприятие двухдольности и трехдольности через двигательное ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Восьмые, четверти, половинные, шестнадцатые, паузы в песенках и ритмических упражнениях.
Ритмослоги, усложнение ритмического рисунка.
Шесть ритмоформул одно-двух-трехсложных слов. Определение ритма стихотворений. Показ ритма стихотворений условными движениями. Упражнение "ритмическое эхо". Усложнение ритмического аккомпанемента.
Творчкские задания
Навыки подбора на слух. Двигательные импровизации.
Сочинение песенок и пьес с педагогом.
Сочинение рассказов на предложенную тему.
3 год обучения
Музыкальная грамота
Понятие сильной доли. Такт и тактовая черта. Размер 2/4. Тактирование в размере 2/4. Скрипичный и басовый ключи. Запись нот в скрипичном и басовом ключах. Диапазон, регистры. Тон-полутон. Диез, бемоль.
Интонационное развитие
Постепенное усложнение вокально-распевочного материала.
Расширение возможностей вокального дыхания.
Расширение диапазона песенок, использование звуков второй октавы.
Пение на различные слоги и с закрытым ртом.
Навыки сольфеджирования (пение по нотам с тактированием). Выучивание песенок с названиями нот наизусть.
Проработка интонирования ступеней и их соотношений с ручными знаками.
Элементы двухголосия. Косвенное двухголосие.
Ритмическое развитие
Понятие сильной доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли.
Такт и тактовая черта.
Размеры 2/4 , ¾. Чередование сильных и слабых долей. Приемы дирижирования в размере 2/4. Шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные, четвертные и восьмые паузы в размере 2/4.
Творческие задания
Сочинение песенок на заданные стихи, навыки подбора песенок от разных звуков, использование знакомых интервалов в музыкальных сочинениях и импровизациях.
Список литературы.
1. Л. Абелян «Забавное сольфеджио» М; 2005
2. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007
3. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007
4. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006
5. О. Геталова «Секреты Дилидона» М; 2010
6. Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995
7. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008
8. Железновы Е. и С. Развитие абсолютного слуха от 0-5 лет. М; 2009
9. Железновы Е. и С. Наш оркестр М;2008
10. Железновы Е. и С. Пальчиковая гимнастика М;2007
11. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002
12. Г.Ф.Калинина «Музыкальные прописи» М;2003
13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С-Пб; 2008
14. В.В. Кирюшин Развитие абсолютного слуха
15. В.В. Кирюшин Сборники сказок (4 сказки)
16. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004
17. Н. Панова Прописи для дошкольников по сольфеджио. М;2004
18. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Р-Д;2002