Организация развивающей речевой среды

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного умственного и физического развития, первоначального формирования всех качеств и свойств личности.

Для решения задач воспитания в дошкольном детстве необходимо создание предметно-развивающей среды, одним из важных принципов построения которой является принцип гибкого зонирования. Этот принцип подразумевает, что дети в одно и тоже время могут заниматься тем, что им интересно, не мешая друг другу. У каждого в группе можно выделить физкультурный уголок, театральная зона, зона математического развития и т.д. Концепция программы требует представления ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только на занятии, но и в свободной деятельности. При правильно организованной развивающей среде ребенок получает право на свободный выбор его деятельности, начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир развивает не только интеллект, но и нравственно-волевую и эмоциональную сферы.

Прежде чем продумывать наполнение уголков в группе, необходимо вспомнить программные задачи данного возраста.

Вспомним 1-ую младшую группу. Всё окружение является большой зоной по развитию речи. Основная задача - развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению усвоенных слов в свободной речи. Следовательно, в группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания.

Во 2-ой младшей группе уже можно выделять отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания, распевок, сюжетные картинки по - изучаемым темам, игры на развитие правильного дыхания, дидактические игры типа «Лото», «Парные картинки», «Разрезные картинки». Игры на формирование грамматического строя речи (на различение форм ед. и мн. числа)

Необходимо помнить о том, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому в группе должно быть много игрушек, изготовленных вами пособий, которые развивают руку ребенка. Конуры предметов можно вырезать из разной бумаги, тканей, меха, наждачной бумаги, нарисовать рисунок и смять его в комочек, для того, чтоб дети разворачивали его. Развитию речи помогает театральная деятельность. Для этого в группе есть отдельно оформленное, загадочное место театра. Маленькие ширмы, коврограф, плоскостной театр, кукольный, на палочках и т.д. Костюмы, маски, шапочки для разыгрывания сказок очень нравятся детям. Выделяется отдельное место для красивых книг со знакомыми сюжетами для рассматривания. Книги всегда должны быть в порядке, а воспитатели говорить о бережном отношении к книгам.

Развивающая среда для детей 5 лет должна сохранять некоторый черты младшей группы и в то же время иметь свою изюминку. Появляются символы и фотографии, с помощью которых дети выполняют определенные задания. Это множество разных схем и алгоритмов, моделей, продолжается накопление словаря и все игрушки и картины должны соответствовать реальным предметам, чтобы избежать искаженного восприятия действительности.

Центр развития мелкой моторики пополняется разными мозаиками, шнуровками, для развития дыхания появляются свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки и сухие лепестки. Оформляется картотека чистоговорок, потешек, скороговорок и большое количество настольно-печатных дидактических игр.

Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе появляются звуковые, часы и наборы картинок на определённый звук. Также появляются фишки, определяющие мягкость и твердость некоторых звуков. Пополняется театр настольным, перчаточным, костюмами разных героев.

В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т.д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе необходимо отвести определенное место для сменяющихся картин, репродукций художников и т.д. Книжный уголок пополняется детскими журналами, появляется энциклопедия. Самодельные книжки или изготовленные родителями периодически меняется по темам, сказки на магнитофон.

В старшей группе продолжает совершенствоваться речь, в том числе и звуковая сторона, продолжает развиваться фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Дети сочиняют сказки, свободно пересказывают некоторые произведения. Помимо сюжетных и предметных картинок, картотеки игр по развитию речи, появляются схемы для звукового анализа слов, индивидуальные тетради для работы, фишки для обозначения гласных звуков, пособия необходимые для занятий по обучению грамоте, в групповой библиотеке можно сделать стеллаж для книг, на котором появляются разные словарики, справочная литература. Можно пополнять библиотеку книгами о достижениях в различных областях, знакомящие с традициями и культурой страны, книжки-самоделки.

Подготовительная к школе группа - последний год пребывания детей в детском саду. В этот период формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышению познавательных интересов. В групповой библиотеке должно быть достаточное количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, энциклопедии и атласы, географические карты и атласы, глобус, папки с разнообразными иллюстрациями к детским произведениям. Материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками. Картотека разнообразных занимательных заданий: карточки с изображениями наложенных букв и цифр, изображения точками. Алгоритмы и схемы артикуляционных гимнастик (можно фото), зеркало.

Начинается знакомство с гласными буквами, согласными, нужно отвести определённое место для изученных букв, касса букв, кубики с буквами и т.д. Пособия с окошечками, наглядные таблицы и другие пособия для занятий.

В заключении напомним, что построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Список используемой литературы

1 .Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М. 2005г.

2. Обучение грамоте в детском саду. Л.Е.Жукова.

3.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Н.В. Нищева 2007г.



© 2010-2022