Реферат Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















































РЕФЕРАТ

На тему «Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского»












Выполнил: Аветян Арусяк Саркисовна







Юрга-2015г.











Содержание

Введение

Основная часть работы

  1. Краткая биография В. А. Сухомлинского

  2. Педагогические идей теория практика данного педагога

  3. Противоречевые оценки педагогических взглядов данного педагога

Заключение

Список использованной литературы



































Введение

Существует наука о воспитании- педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в далее воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» -так писал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василя Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отрожает жизнь и оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями внесла вклад как в теорию так и в практику образования и воспитания но и составила значительный революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Цель и задачи работы показать взгляды Василия Александровича Сухомлинского.

1. Краткая биография Сухомлинского

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.

Летом 1933 года поступил в медицинский техникум но вскоре ушел оттуда поступил на рабфак досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. Полтавский педагогический институт Сухомлинский закончил в 1939 году. Так получилось что в список окончивших Полтавский педагогический институт в котором уже было имя Макаренко вошло имя Сухомлинского. Окончив институт работает преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года был тяжело ранен защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на урале он просился на фронд однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены он вернулся на родину и стал заведующим района.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней.

Педагогу как и философу требуются десятилетия чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы сложились педагогические убеждения.. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот когда казалось бы наступило время расцвета его духовных сил и таланта пришло 2 сентября 1970 года и В. А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина многими медалями Союза ССР.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. В апреле 1970года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» -доклад для защити докторской диссертации по совокупности работ

2. Педагогические идеи теория практика данного педагог

В.А. Сухомлинский-достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов - отмечал Сухомлинский- можно нередко услышать разговор о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде-это оценка».

Во- первых В.А. Сухомлинский считал что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком как мать. Вера школьника в учителя взаимное доверие между ними человечность и доброта - вот то что необходимо воспитателю то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств -человечность в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

Во вторых говоря об оценке как инструменте наказания Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя поставившего двойку потерял веру в себя. Дети приходят школу самые разные: собранные и несобранные внимательные и рассеянные быстро схватывающие тугодумы неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренними желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности.»

Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка а тогда когда он совершает что- то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить поддержать и непременно написать в дневнике.

Система воспитания в основе которой лежит оценка только положительных результатов приводит чрезвычайно редко к психическим срывам к появлению «трудных» подростков.

Воздействие на не устоявуюся легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому что ребенок «ломается» становится лицемером и приспособленцем либо что не менее страшно ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том что В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае - считал Сухомлинский - когда он создается в совместной творческой деятельности в труде доставляющем каждому радость обогащающем духовно и интеллектуально развивающем интересы и способности». И при этом надо помнить что подлинный коллектив формируется лишь там где есть опытный любящий детей педагог. В атмосфере сердечности доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ не для того чтобы тебя похвалили а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих не уронить в их глазах своего достоинства.

«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело говорил В.А. Сухомлинский.- Это одна из важнейших проблем…переустройства общества его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания поведения взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани две стороны единого человеческого бытия. Нет и не быть воспитания личности вне коллектива точно так же как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

Направленность личности человека его устремлений зависит во многом от окружающей действительности духовности общества характера целей и средств воспитания и образования.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том что успех воспитания во многом определяется развитием эмоциональное - чувственной сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусства отрывая глаза на мир родной природы как бы настраивает струны души на ту волну которая передает звучание красоты мира пробуждая чувство прекрасного и доброго.

Приобщая детей к миру прекрасного Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там где начинается хоть малейшее принуждение детской души об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем -то школьник не воспринимает уже ничего даже самого трижды распрекрасного которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека эмоциональная восприиУчительская промчивость впечатлительность чуткость сопереживание проникновение в духовный мир другого человека-все это постигается прежде всего в семье».

Для ребенка наиболее дорогим близким прекрасным существом является мать. Мать-это не только тепло уют внимание. Это-мир солнца любви добра ласки весь мир в руках матери. И от того каков он этот мир зависит каким вырастает человек.

При недостатке материнского внимания развития ребенка всегда задерживается- психически физически интеллектуально эмоционально. Некоторые психиатрии полагают что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того чтобы в психике ребенка произошли изменения которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери -это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений о передаче духовной культуры.

Учительская профессия- писал Сухомлинский-это человековедение постоянное не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта- постоянно открывать в человеке новое изумляться новому видеть человека в процессе его становления-один из тех корней которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве закладывается и в семье и в школе. Он закладывается заботам старших- отца матери учителя- которые воспитывают ребенка в духе любви к людям уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского источник которого -любовь к детям глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей чуткость забота о ребенке- всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Труд и культура вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить запомнить!» . Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача чем больше она захватывает внутренние силы ученика тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания.

3. Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога

Большая беда считал Сухомлинский если воспитатель не умеет выбирать из сокровищница языка как раз те слова которые необходимы чтобы найти путь к сердцу ребенка если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций подобных тем которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим.

Слова должно быть емким иметь глубокий смысл эмоциональную окраску оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова пусть даже самые нужные и красивые о высокой морали не вызывают эмоций не волнуют то они так и останутся пустыми звуками благами пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя чтобы разговор с воспитанником вызывал у последного собственные мысли переживания побуждая к активное деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала и тон разговора и время этого разговора и внешний вид учителя и манеры его поведения. Слова учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда когда»мудрость воспитателя привлекает одухотворяет воспитанников цельностью красотой идейно-жизненных взглядов морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов если они не соответствуют нравстенному убеждению воспитателя. Они презирают того кто пытается выдать темное за светлое прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал:»Корень многих бед воспитания как раз в том что зачастую питомца призывают следовать за знаменем в то время как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда; умны образованный культурный человек любой труд делает более творческим более радостным. Поэтому очень важным условием обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива Сухомлинсеий считал физический труд обязательнм для всех. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А Сухомлинского является и положение о том что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка тродовой жизни нужно думать не долько о том что он может дать для общества но и о том что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания- нравственного эстетического интеллектуального физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

В целом говоря о противоречиях в педагогических взглядах Сухомлинского самым основным является то что он считает что главное научить ребенка ценить внутреннюю красоту не замечая материального но все же материальное так же является очень важным аспектом педагогического воспитания.

Заключение

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнит кто произнес эту фразу но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот а чистая правда.

Все что мы называем воспитанием есть великое творчество повторения себя в Человеке.

Десятки сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося-это те тропинки которые ведут к человеческому сердцу это важнейшее условие дружбы товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность при которой забывается что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы уже смертельно больной В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишний которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть перестрадать но одолеть выйти победителем стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты когда трудность покажется вам непреодолимой когда появится мысль отступить пойти по легкому пути».

В этих словах весь В. А. Сухомлинский - гуманист мыслитель педагог.



Список использованной литературы

1.Сухомлинский В.А. Не только разумом но и сердцем М.: КВАНТА+ 2002.-521с.

2.Сухомлинский В.А.. О воспитании М.: КВАНТА + 2001. -436с.

3. Андреев В. М.. Научная деятельность ссыльных народников и Сибири ХIХ- февраль 1917. Иркутск 2000 -100с.

4.Андреев В.М. Численность и состав политических ссыльных в Восточной Сибири в 70-90е годы ХIХ века. Иркутск 2001. - 100с.

5. Родчанин Е. Г..Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского М.: Премьера 2001.-642с.



© 2010-2022