Проект Математическое воспитание детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 "Колокольчик" поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район



















Проект

"Математическое воспитание детей дошкольного возраста"









Автор: Пырчева Виктория Юрьевна,

воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №3 «Колокольчик»

поселка Мостовского муниципального

образования Мостовский район

Краснодарского края













Пояснительная записка

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №3 «Колокольчик».

Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.

Новизна состоит в работе с разновозрастными детьми группы от 3 до 7 лет в рамках единого образовательного пространства (ЕОП) дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 «Колокольчик»

Актуальность

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией).

Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.

- Развивать высокую познавательную мотивацию;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей "социальной ступени развития" - школе;

- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе, позволяющий им поступать в любые элитные учебные заведения;

- Формировать широкую любознательность;

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным "открытиям";

- Развивать умения "добывать" знания из разных источников;

- Формировать чувства ответственности за начатое дело.

Для достижения поставленных задач нужна такая, форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Содержание проекта

Я считаю, что обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд.

В процессе дидактических игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением.

Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс развития интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра - не самоцель, а средство обучения и воспитания.

Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дошкольнику легче осмыслить пространственные и временные отношения, чем причинно - следственные связи.

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.

  2. Взаимодействие "дети - математика" учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче развить у него социальную компетентность и сформировать устойчивые привычки к математике.

  3. Социальная безопасность. Необходимо воспитывать соблюдение определенных норм и правил поведения, потому что неправильные действия опасны для жизни и здоровья как самого ребенка, так и окружающих.

  4. Самоорганизация, саморегуляция и самовоспитание. Осознание детьми выполнения правил безопасного и правопослушного поведения. Это умение регулировать свое поведение и замечать нарушения правил сверстниками и взрослыми.

Основные направления реализации проекта:

1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми;

2. Имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу;

3. Материалы размещаются на открытых полках;

4. Для разрезных картинок - головоломок выделена отдельная полка;

5. Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в детском саду;

6. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;

7. Математическое просвещение родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный: (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики).

2 этап - (создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта).

3 этап - заключительный: (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Ожидаемые и полученные результаты.

Поделанная работа по формированию у детей математических интересов, склонностей и представлений дала свои положительные результаты. Из полученных данных видно, что произошел прирост в показателях математического мышления. Улучшение показателей обусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр и упражнений.

Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических интересов и склонностей у детей. Из 32 детей, 9 человек имеют способности к математике - это кроме моих наблюдений и диагностике, подтвердили анкеты для родителей

"Интересы и склонности ребенка". Если рассмотреть в %, уровень ниже нормы - 55%, уровень нормативный - 45%, это на начало года. А на конец года уровень ниже нормы -17% составил, уровень нормативный - 71%, а уровень опережающего развития составил - 12%. Можно снова говорить о систематичности, когда она есть, будут высокие результаты.

Уровень раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста под средством дидактических игр. Проведённая диагностика на начало года, дала следующие результаты:

Оригинальность мышления - способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Из 7 -ми взятых детей три показали высокий уровень развития, очень хорошо ориентируются в предлагаемом материале, умение перешло в навык, у четырех хорошо сформированы умения.

Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Пять из семи с - высоким уровнем развития, два с достаточным уровнем.

Продуктивность мышления - беглость мышления, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения разнообразных проблем. Пять из семи с - высоким уровнем развития, два с достаточным уровнем, хорошо сформированы умения, но ребенок нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий.

Если брать в процентном соотношении, то оригинальность мышления составило 43% высокий уровень развития, и 57% хорошо сформированы умения.

Гибкость мышления составило 71% высокий уровень развития, очень хорошо ориентируются в предлагаемом материале, умение перешло в навык и 29% с достаточным уровнем, хорошо сформированы умения, но ребенок нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий.

Продуктивность мышления дал такой же результат, как и гибкость мышления.

Все задания и материалы, используемые для проведения диагностики, отбирались с учётом возрастных особенностей детей.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решать практические задачи, а потому усваиваются легче и быстрее. В связи с этим я особое значение придаю построению развивающего пространства в группе, которое способствует раскрытию математических способностей.

Среда и материалы для реализации раскрытия логического мышления

Средой для реализации раскрытия логического мышления послужил проект программы развития детского сада "Раскрытие природных задатков и способностей ребенка в условиях ДОУ", с помощью которого я организовала центр математики.

Для раскрытия математических способностей отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются более подвижными играми. В этом центре имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу. Сами материалы размещаются на открытых полках. Для разрезных картинок - головоломок выделена отдельная полка, чтобы они не терялись и не смешивались с другими предметами. Материалом для реализации развития логического мышления могут послужить не только специальные обучающие материалы, но и предметы из повседневной жизни. Пока, я предлагаю то, что может быть в центре, так как я только начала его создавать и пополнять нужным материалом.

Напольные цифры - не скользкие квадраты, с изображенными на них цифрами от 1-10. Они ценны для подвижных игр, в которых движения закрепляют навыки счета. Их можно нарисовать на бумаге. Они могут также использоваться для игр, содержащих упорядочение и определение числа.

Измерительные приспособления. Конкретные упражнения по измерению не требуют стандартных измерительных устройств (могут использоваться мерки, сделанные воспитателем или выбранные самими детьми). Измерительным материалом, могут быть: бруски, карандаши, тетради, ленты, банты, расчески, ветки, соломинки, листья деревьев.

Все что под рукой. Мерные чашки разных размеров для сухих и жидких продуктов, мерные ложки, измерительные линейки, ленты, весы и термометры ценны для использования детьми или для демонстрации. Простые балансовые весы более приемлемы, чем весы с измерительной шкалой, они дают детям возможность наглядного сравнения двух предметов, а также измеряемого и стандартного веса.

Числовые ряды полезны, когда дети начинают понимать смысл подсчета и упорядочивания и начинают выполнять простые вычисления. Числовой ряд на полу достаточной длины, чтобы пройти вдоль него, с которым ребенок мог бы работать, способствует раскрытию способностей к счету.

Паркетные блоки дают возможность для изучения геометрических форм и последовательностей. Дощечки можно подбирать по цвету или форме и с их помощью можно сконструировать какую-нибудь конфигурацию.

Атрибутные блоки. Этот вид пластиковых блоков может быть очень полезен, при освоении детьми математических понятий. Это блоки трех форм, трех цветов и трех размеров. Один блок может быть в виде маленького, толстого, красного треугольника, другой - в виде большого, тонкого, голубого круга, третий может быть большим, тонким, желтым квадратом. Дети могут сортировать их по одному, двум или трем признакам. Простейший вариант их использования заключается в непосредственном упражнении с геометрическими фигурами. На следующем уровне использования можно получать опыт классификации по одному признаку: размеру, форме, цвету и толщине. Далее ребенок может классифицировать их одновременно по двум признакам. Продвижение от одного признака (все фигуры тонкие; все фигуры красные) к двум признакам (где они и тонкие, и красные) вводит ребенка в мир символической логики.

Монеты. Игрушечные деньги и настоящие монеты малого достоинства помогают в упражнениях на классификацию и вычисление.

Учебные часы. Самые лучшие часы для обучения умению определять время - с большим циферблатом, секундной, минутной и часовой стрелками, соединенными видимым механическим устройством. Цифры для часов и отметки для минут/секунд должны быть четко обозначены. Посредством манипуляций со стрелками дети смогут обнаруживать связь между секундами, минутами и часами.

Разрезные картинки-головоломки, пазлы, разрезанные открытки. Они помогают детям сосредоточиться на размерах и формах, равно как и на отношениях части и целого. Все эти понятия необходимы как в математике, так и в чтении, где ребенка учат слышать звуки в слове, делить на слоги и читать слово целиком. Играя с головоломками, дети узнают, что такое ключ к разгадке (наука). Они классифицируют свои представления, когда определяют, на какое место в составлении картинки вставить зеленую траву, где находится голубое небо, и на какое место вставить голову, руки, ноги. Работа с головоломками требует также анализирования, проверки идей - другой аспект научной деятельности. На некоторых картинках изображены виды транспорта, на других - профессии, на третьих - животные. Анализ изображенных объектов и их окружения способствует развитию понятий, которые используются в научной деятельности и при изучении жизни общества. Головоломки с цифрами помогают освоению элементов математики.

Взаимодействие с семьёй

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, я ознакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. В ходе практических занятий, я показала на практике педагогическое положение о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Работу с родителями и детьми вела одновременно, что обеспечивает разностороннее воздействие, направленное на воспитание интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания: "Путешествие по островам", "Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать"; беседы и консультации: "Учить, но как?", "Современные дети, современные игры"; просмотр занятий и игр детей: "В гостях у сказки", "От 1 до 5 с чудесами по пути"; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике: "Значение пальчиковых игр", "Зрительная гимнастика"; пропаганда знаний о роли занимательного материала, в дошкольном возрасте: "Играем вместе в детском саду и дома", круглый стол: "Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей"; занятия-практикумы: "Игры-зарядки" и прочее.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агаева ЕЛ. Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.М. Дьяченко, - М.: Просвещение, 1991. - 64с.

2.Альтхауз Д. Цвет- форма - количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкол. возраста/Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. - М.: Просвещение, 1984.-64с.

3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей5-8лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-112с.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога.-М.: Просвещение, 1993.-128с.

5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития, 1998.-240с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

7.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1988.-144с.

8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада - М.: Просвещение, 1989.-127с.

9. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.- М.: Знание, 1993.- 336с.

10. Головкова Г.В. Интересно. Весело. Полезно. - Смоленск: Изд-во Смол. обл. ИУУ, 1999. -160с.


© 2010-2022