Доклад на педсовете Опыт работы с родителями во второй младшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Опыт работы с родителями во второй младшей группе»

Комарова Елена Владимировна

воспитатель МДОУ детский сад № 30 города Ржева Тверской области



Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от совместного общения в детском саду получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей - родительские собрания, консультационные пункты, информационные стенды, но откликается на них только малая часть одних и тех, же родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? В большей степени - потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» знаний - что-то из детской психологии, из методик оздоровления, из практики обучения.

В статье 44 Закона РФ « Об образовании» говорится:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015] [Глава IV] [Статья 44]

Семья и семейное воспитание играет одну из главных ролей в процессе развития ребенка. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают.

Именно родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками развития ребёнка.

Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

На мой взгляд, следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке - о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми - внимательный, заинтересованный человек.

Что же нужно для этого: желание и умение наблюдать «личную» жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка, понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь семье в воспитании ребенка, воспитателю следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

Для успешного сотрудничества необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное, приветливое взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. (таблица про педагога)

Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями я сделала вывод, что их интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом с другими.

Поэтому, в 2014 году, набрав группу малышей, и выбрав тему самообразования «Нетрадиционные формы работы с родителями», я начала вырабатывать систему по взаимодействию детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала выстраивать работу поэтапно.

  1. "Знакомство". На этом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Много времени было уделено индивидуальному общению с родителями, была предложена анкета « Давайте познакомимся».

Важным звеном является посещение семьи. Оно позволяет нам увидеть те условия, в которых живет ребенок, общую атмосферу в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, советы. Такие посещения дают возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). В первую очередь посетили семьи вновь прибывших детей.

Собранные данные помогли лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Я проанализировала особенности родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Следующий этап - "Давайте подружимся! " («Детский сад + семья»). Цель: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание». Где помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

В группе оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Одной из самых эффективных форм работы с семьей остается родительское собрание. Где родители не только знакомятся с особенностями воспитательно-образовательного процесса в саду, такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.

Однако традиционное взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит - все слушают. Чаще всего мероприятие сводится к докладу, которое очень редко перерастает в обсуждение или дискуссию. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, "круглые столы", игровые семинары.

Данный подход требует более тщательной и длительной подготовки, но и результат будет другой. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей.

Для достижения взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей совместно с педагогом - психологом мы пригласили родителей для встречи у круглого стола. Родители делились своим опытом и проблемами в воспитании детей, решали возникающие трудности в процессе воспитания ребёнка, ответили на вопросы теста : «Я и мой ребёнок», провели разминку «Какими чертами характера должен обладать ребёнок? Какими качествами вы бы хотели его наделить?», посмотрели слайды «Ребёнок в детском саду».

Тему следующего родительского собрания подсказали беседы с родителями и наблюдения за формированием навыков ХЭ развития у детей. По результатам анкетирования «Любит ли ваш ребёнок рисовать и лепить» решили провести собрание - практикум, в ходе которого были показаны методы и приёмы по обучению детей художественному творчеству и родители могли применить полученную информацию на практике.

Совсем недавно родители стали активными участниками на мероприятие «Будем вместе мы играть и ребяток развивать». Цель: ознакомление родителей с приёмами по профилактике речевых нарушений. Была предложена возможность поиграть с детьми в игры на развитие мелкой моторики рук.

Совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье.

К специфике общения с родителями детей младшего дошкольного возраста относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать мероприятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая "память" для родителей, кроме того, на собраниях с родителями в дошкольном учреждении видеозапись (показ слайдов) поможет убедительно подкрепить рассказ.

На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Приятно видеть счастливые глаза родителей.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Любое совместное мероприятие позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

В группе проведены праздники: «Здравствуй, Осень», «Встреча Нового года», «8 марта», выпуск семейных газет «Моя семья», «Моя мама самая красивая».

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Такая работа позволяет нам устанавливать партнёрские отношения с родителями детей, объединять усилия для развития и воспитания детей, создавать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов.

Последний этап называется "Давайте узнавать вместе". На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей в данной группе показала свою эффективность: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Родители проявляют интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечения.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Традиционная роль педагога

Педагог-партнер

Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать)

Гид (ведет, опираясь на инициативу участников)

Руководит

Задает вопросы

Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии

Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие

Ответы на все вопросы знает сам

Ищет решение проблем вместе с родителями

Ставит цели развития для ребенка и группы в целом

Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения

Задает родителям задания на дом

Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни

Часто применяет специальные слова (термины)

Говорит так, чтобы родителям было понятно

Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку-специалисту

Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей



© 2010-2022