- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Авторская программа «Обучение английскому языку на основе родного (татарского) в дошкольных образовательных учреждениях»
Авторская программа «Обучение английскому языку на основе родного (татарского) в дошкольных образовательных учреждениях»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усманова А.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Балтасинский детский сад №2 общеразвивающего вида"
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа
«Обучение английскому языку на основе родного (татарского) в дошкольных образовательных учреждениях»
Учитель английского языка
МБДОУ "Балтасинский детский сад №2
общеразвивающего вида"
Усманова Айсылу Вакифовна
Пояснительная записка.
Актуальность. В наши дни отмечается высокая потребность раннего обучения английскому языку. Это обусловлено тем, что многие образовательные учреждения (гимназии, лицеи) включают в учебные планы изучение английского языка уже с первого класса. Кроме того, в новом Государственном образовательном стандарте предусмотрено изучение иностранного языка уже со второго класса. И если учесть, что нагрузка на детей в начальных классах значительна и интеллектуальная, и эмоциональная, то знакомство до школы с предметом «Иностранный язык» позволит не только подготовить ребенка к обучению, но и сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического запаса. Раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Говоря о целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, всегда следует помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность. Учитель должен заглянуть в душу ребёнка, побудить эмоции. Живое слово учителя - самое важное для каждого малыша.
Выполнение программы определяет целый комплекс воспитательных, развивающих, обучающих целей. Основой для достижения этих целей является практическое овладение иностранным языком.
Цели и задачи программы:
-
Развитие речевых и познавательных способностей ребенка, опираясь на речевой опыт в родном языке.
-
Развитие у детей мышление, внимание, память, эмоции, воображение, волю, речемыслительных способностей ребенка.
-
Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.
-
Развитие творческой личности.
Формы организации деятельности:
-
Речевые и фонетические разминки.
-
Стихотворения, рифмовки.
-
Игры, ролевые игры, инсценировки.
-
Рисование, конструирование, лепка (развитие мелкой моторики).
Содержание программы
Занятия по английскому языку в детском саду проводятся два раза в неделю для детей 4-5 лет первого года обучения по 15 - 20 минут, детей 5-6 лет второго года обучения по 20-25 минут и детей 6-7 лет третьего года обучения по 25 - 30 минут.
Наиболее естественным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре необходима предметная наглядность в виде игрушек, предметных и сюжетных картинок и схем. Прекрасным наглядным материалом явилась книга Л. Архангельской «Английский словарь в картинках».
Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:
-
Принцип коммуникативной направленности (основная функция - создание условий коммуникации);
-
Принцип коллективно - индивидуализированного взаимодействия (основная функция - максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
-
Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).
Занятия по английскому языку требуют особого подхода к детям, у которых нарушены произношение, мышление, память, внимание, фонематический слух.
Необходимо более длительное повторение пройденного материала, закрепление его индивидуально в разнообразных играх. Память у этих детей кратковременная, поэтому программа второго и третьего года обучения посвящается уточнению произношения изученных ранее слов, повторению словарного запаса в новых грамматических структурах, а также расширению словаря по новым темам в разнообразных играх.
Тематический план работы по английскому языку
Первый год обучения (средняя группа)
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего
Кол-во,
недель
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36
№
Наименование разделов и тем
Кол-во занятий Игры
Раздел № 1
1.1
Знакомство со страной изучаемого языка.
Игра «Флаг».
1
1
1.2
Знакомство с героями страны изучаемого языка.
Слова приветствия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРИВЕТ,
ДО СВИДАНИЯ, ПОКА, МОЁ ИМЯ….
Игра «Тук-тук»
Игра «Придумай имя»
2
1
1
1.3
Слова-команды: САДИТЕСЬ, ВСТАНЬТЕ, ПОДОЙДИ, ПОВТОРИ.
Их использование в элементарных высказываниях.
Игра «Lets to do it»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 2
2.1
Название некоторых зверей, команды, действия с ними.
Введение глаголов: ПРЫГАТЬ, ИДТИ, ЛЕТАТЬ, ПЕТЬ, ПЛАВАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, ХЛОПАТЬ, ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ.
Игра «Узнай соседа»
1
1
2.2
Обучение построению высказывания «У меня есть». Введение местоимений «Я, он, она», артикля: а - а саt, a dog.
Игра "Театр мишки и его друзей"
Игры с Микки Маусом
2
1
1
2.3
Употребление глагола «иметь».
Выполнение команд с игрушками: ПОСТАВЬ, ДАЙ, ВОЗЬМИ
Игра «Что исчезло?»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 3
3.1
Обучение высказыванию типа «Я умею», «Я могу». Закрепление грамматической структуры с предыдущим словарным запасом.
Игра «The little train»
Игра «My toys»
2
1
1
3.2
Тема «Животные».
Употребление глагола «Могу», «Умею».
Игра «Найди зверя»
Работа над проектом «Мои любимые животные»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 4
4.1
Ведение лексики по теме «Семья».
Называть членов семьи.
Формировать умение рассказывать о семье, заучивать стихотворения.
Игра «Расскажи о себе»
Игра «В гостях у кролика»
Игра «Путаница»
3
1
1
1
4.2
Тема «Игрушки».
Названия игрушек, используя картинки с изображением игрушек и игрушки.
Игра «Зеркало»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 5
5.1.
Введение цвета и счета в стихах.
Игра «Раскрась»
Игра «Лото»
2
1
1
5.2.
Местоимения «мой, моя», с названиями игрушек.
Игра «My kite»
1
1
5.3.
Закрепление лексического материала с новыми грамматическими формами.
Изготовление рисунков (дети рассказывают о своем рисунке используя ранее изученный материал).
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 6
6.1.
Введение глаголов «вижу», «нравится», используя картинки.
Игра «Рыбки»
Игры «Маленькая лягушка»
2
1
1
6.2.
Повторение счета от 1 до 10. Умение называть количество животных и игрушек.
Игра «Большие следы»
Игра «Палочки»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 7
7.1.
Домашние и дикие животные. Умение их группировать.
Повторение глагола «вижу», «нравится».
Игра «Угадай животных по звукам»
Изготовление и выставка из пластилина.
2
1
1
7.2.
Обучение построению высказывания «Он умеет», «Он может»
Игра «Can a dog a swim?»
Игра «Кот и Мышка»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 8
8.1.
Тема «Фрукты», «Овощи». Введение слов по заданным темам. Выполнение команд с заданной лексикой (ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ)
Заучивание стихотворений.
Изготовление поделок на тему «Подарок для друга»
Игра «Give me»
Стихотворение «One potato»
3
1
1
1
8.2.
Повторение цвета. Называние цвета фруктов и овощей. Заучивание стихотворений на данную лексику.
Игра «What is missing?»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 9
9.1.
Заучивание шуточных стихотворений, рифмовок, сценок, песенок, английского фольклора.
«Good morning»
«Hands up, clap…»
«The cow , The elephant»
«I am a little girl (boy)»
4
1
1
1
1
Итого:
4 4
Итого в год:
36 36
Тематический план работы по английскому языку
Второй год обучения (старшая группа)
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего
Кол-во,
недель
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36
№
Наименование разделов и тем
Кол-во занятий Игры
Раздел № 1
1.1
Тема: «Игрушки». Построение высказываний: «У меня есть».
Повторение высказываний «Он умеет, «Он может».
Игра «Магазин игрушек»
Игра «It is fan to be this»
2
1
1
1.2.
Повторение темы «Игрушки», предыдущего занятия. Введение прилагательных: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ.
Стихотворение «The lion»
1
1
1.3.
Повторение темы «ИГРУШКИ». Разучивание игр.
Счёт от 1 до 12.
Игра «Палочки»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 2
2.1.
Ведение слов по теме «ВИДЫ ТРАНСПОРТА».
Употребление фраз: Я ВИЖУ. МНЕ НРАВИТСЯ. Я ХОЧУ ИМЕТЬ.
Игра «We go by car»
Игра «Red caps»
2
1
1
2.2.
Выполнение команд, просьб по теме ТРАНСПОРТ.
Описание картинок по теме ТРАНСПОРТ, используя цвета, прилагательные БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ.
Игра «Hop a little, jump a little»
Игра «I want to be a fir-tree - tall, tall, tall»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 3
3.1.
Введение лексики по теме СЕМЬЯ.
Фраза: ЭТО МОЯ МАМА. ЭТО МОИ РОДИТЕЛИ.
Игра «Расскажи о себе»
Игра «I have got a mother»
2
1
1
3.2
Введение местоимений: ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ
Игра «Who is she?»
Игра «Выбери друга»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 4
4.1.
Повторение местоимений: ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ, используя лексику предыдущих занятий.
Игра «Микки Маус»
Игра «The little frog»
2
1
1
4.2.
Ознакомление с множественным числом существительных: «Это собака- Это собаки», «Это машина-Это машины».
Игра «1, 1, 1 little dogs run»
Игра «Can a dog swim»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 5
5.1.
Тема: ЧАСТИ ТЕЛА.
Повторение высказывания: «У меня есть».
Заучивание лексики по теме и стихотворений.
Игра «Айболит»
Игра «Хватай»
Игра «Да - нет»
3
1
1
1
5.2.
Тема: ФРУКТЫ И ОВОЩИ.
Повторение цвета при раскрашивании предметов по теме.
Игра «I like chocolate»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 6
6.1.
Введение глаголов: РИСОВАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, КРИЧАТЬ, ИГРАТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ.
Повторение высказывания: «Я могу», «Я умею»
Введение игр.
Повторение местоимений: МЫ, ВЫ, ОНИ, ОН, ОНА.
Игра «Hands up clap…»
Игра «Hands up hands down»
Игра «Play time»
Игра «Угадай, что яделаю?»
4
1
1
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 7
7.1.
Тема: ДНИ НЕДЕЛИ
Введение предлога «в»: В ПОНЕДЕЛЬНИК, В СРЕДУ….
Составление высказывания по теме: «Я рисую во вторник»
Игра «Tomorrow on Sunday»
4
Итого:
4
Раздел № 8
8.1.
Введение лексики: ОБЛАЧНО, ДОЖДЛИВО, СНЕЖНО, ВЕТРЕНО, СОЛНЕЧНО.
Заучивание цвета и команд в стихотворной форме.
Описание картинок по теме.
Игра- песенка «Act in song»
Игра «Цвет предмета»
Игра «Какая погода?»
Словесная игра-загадка «Find the answer»
4
1
1
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 9
9.1.
Тема: ВРЕМЕНА ГОДА
Закрепление темы в описательных рассказах.
Заучивание сценок, стихотворений, песен, английского фольклора. Игры по теме.
Игра «В гостях у осени»
Игра «Зимушка-Зима»
Игра «Пришла Весна-красавица»
Игра «Письмо в лето»
4
1
1
1
1
Итого:
4 4
Итого в год:
36 36
Тематический план работы по английскому языку
Третий год обучения (подготовительная к школе группа)
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего
Кол-во,
недель
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36
№
Наименование разделов и тем
Кол-во занятий Игры
Раздел № 1
1.1
Тема: ТРАНСПОРТ.
Введение глаголов «еду», «сажусь в транспорт»
Игра «Stop look»
Игра «Traffic lights»
2
1
1
1.2.
Введение предлогов «на», «в», «перед», «за», «около»
Игра «Box»
1
1
1.3.
Повторение темы «ИГРУШКИ», используя изученные предлоги.
Игра-песенка «My toys»
1
Итого:
4 4
Раздел № 2
2.1.
Тема: МЕБЕЛЬ
Введение новых слов.
Игра «Найди отличия»
Игра- песенка «This is my room»
2
1
1
2.2.
Повторение предлогов В, НА, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО
Описание картинок по теме МЕБЕЛЬ, используя предлоги.
Игра «Where is it?»
Игра «Find it»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 3
3.1.
Введение лексики по теме СЕМЬЯ.
Введение прилагательных: СЧАСТЛИВЫЙ, СЕРДИТЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УСТАЛЫЙ.
Мой фотоальбом
Игра «Путаница»
2
1
1
3.2
Тема: ДОМ, ДОМАШНИЙ УЮТ.
Заучивание стихотворений и сценки «Папа потерял шляпу»…
Игра «ЛОТО».
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 4
4.1.
Тема: КУХНЯ, ПОСУДА.
Введение лексики по темам.
Игра «Laying the table»
Rhyme: «Help your mother, clear the table»
2
1
1
4.2.
Введение грамматической структуры: НАХОДИТСЯ
Игра «В гости к друзьям».
Игра «Волшебный стол»
2
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 5
5.1.
Введение лексики по теме «ПИЩА».
Введение глаголов: ВАРИТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, ЖАРИТЬ, МЫТЬ ПОСУДУ.
Разучивание стихотворений по теме: ПОСУДА и ПИЩА.
Игра «Little mouse, do you like bread?»
Игра «What do you like?»
3
1
1
1
5.2.
Тема: ФРУКТЫ И ОВОЩИ.
Повторение цвета при раскрашивании предметов по теме.
Игра «Угадай цвет»
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 6
6.1.
Тема: ЧАСТИ ТЕЛА.
Заучивание лексики по теме и стихотворений
Введение глаголов: ВСТАВАТЬ, МЫТЬ РУКИ, ЧИСТИТЬ ЗУБЫ, ПРИЧЁСЫВАТЬ ВОЛОСЫ, ПИТЬ, ЕСТЬ.
Употребление местоимений: МЫ, ВЫ, ОНИ, ОН, ОНА.
Введение игр.
Игра «Айболит»
Игра «Хватай»
Игра «Да - нет»
Рисунок на тему: «Свой портрет»
4
1
1
1
1
Итого:
4 4
Раздел № 7
7.1.
Введение лексики профессий: БУЛОЧНИК, МИЛИЦИОНЕР, ПОЧТАЛЬОН, ВОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, ПАРИКМАХЕР.
Употребление артикля во множественном числе.
Введение счета 1-20.
4
Итого:
4
Раздел № 8
8.1.
Тема: ОДЕЖДА и ОБУВЬ.
Повторение названий цвета и предметов одежды.
Заучивание цвета и команд в стихотворной форме.
Описание картинок по теме.
4
Итого:
4
Раздел № 9
9.1.
Закрепление темы в описательных рассказах.
Заучивание сценок, стихотворений, песен, английского фольклора. Игры по теме.
4
Итого:
4 4
Итого в год:
36 36
Основные требования к уровню подготовки детей.
В результате первого года обучения ребенок должен активно владеть:
1. Лексикой по темам: «Животные», «Игрушки», «Семья», «Цвет», «Фрукты», «Овощи» в пределах программы первого года обучения.
2. Умением правильно отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как дела?», «Что это?».
3. Умением правильно строить предложения: «Меня зовут …», «У меня все хорошо», «Это собака», «У меня есть», «Я умею», «Я могу».
4. Умением поздороваться и попрощаться.
5. Знанием простейших песенок и стихов-рифмовок на английском языке.
6. Умением считать до 10.
7. Умением вести мини-диалог.
8. Играть в игры на английском языке.
Ребенок должен пассивно усвоить:
-
Восприятие на слух поощрений педагога на английском языке: «Хорошо! Очень хорошо!»
-
Понятие и выполнение распоряжений педагога: «Встать», «Сесть», «Повторить», «Прыгать», «Идти», «Летать», «Петь», «Плавать», «Танцевать», «Хлопать», «Давайте играть».
В результате второго года обучения ребенок должен активно владеть:
1. Лексикой по темам: «Игрушки», «Виды транспорта», «Семья», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Дни недели», «Времена года».
2. Умением правильно отвечать на вопросы: «У тебя есть семья?», «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою маму?», «Какого цвета кошка?», «Какое время года сейчас?».
3. Умением правильно строить повествовательные предложения: «У меня есть семья», «Мне 5 лет», «Мою маму зовут …», «Кошка черного цвета».
4. Умением задать вопросы: «Как тебя зовут?», «Как дела?», «У тебя есть кошка?».
5. Знанием песенок и стихов-рифмовок на английском языке.
6. Умением считать до 12.
7. Умением вести диалог.
8. Умением рассказать о себе, своей семье, домашних животных.
9. Умением составить короткий рассказ о любимой игрушке.
10. Играть в игры на английском языке.
В результате второго года обучения ребенок должен активно владеть:
1. Лексикой по темам: «Транспорт», «Игрушки», «Мебель», «Семья», «Дом, домашний уют», «Кухня. Посуда», «Пища», «Фрукты и овощи», «Части тела», «Одежда и обувь».
2. Умением правильно отвечать на вопросы, используя утвердительные и отрицательные ответы: «Сколько у тебя пальцев?», «Какого цвета твои волосы?», «Ты любишь конфеты?», «Ты голоден?», «Что ты видишь в этой комнате?», «Где мяч?».
3. Умением правильно строить предложения: «У меня есть тело», «Я люблю есть конфеты», «Я голоден», Дай мне ложку, пожалуйста», «Возьми нож», «Стол находится в комнате», «Я вижу фрукты на столе», «Моя мама любит кексы», У него черные волосы».
4. Умением составить диалог, короткий рассказ.
5. Умением считать до 20.
6. Знанием песенок и стихов на английском языке.
7. Умением отвечать на вопросы к картинкам.
8. Играть в игры на английском языке.
9. Участвовать в инсценировке простейших сказок.
Игры для определения уровня усвоения английского языка
детей средней группы
-
Речь
Игра « A snowball»
Цель игры: учить правильно произносить слова на английском языке, развивать фонематический слух, закрепить произношение, словарный запас английского языка.
-
Понимание на слух
Песни и сказки на английском языке - "Rain, Rain", "Little frog", "Pussy Cat"
Цель: развивать умение понимать английскую речь на слух.
-
Память
Игра : «What is missing?»
Цель игры: закрепить зрительную память у детей младшего школьного возраста, закрепить английские слова и выражения.
-
Внимание
Игра: «Go on to count»
Цель игры: закрепить счет от 1 -5, 1-10, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
-
Произношение
Скороговорки и стихи на английском языке - «One two three» , «One, one, one»
Цель: закрепить произношение английских слов и предложений.
Игры для определения уровня усвоения английского языка
детей старшей группы
1.Речь
Игра « A word by word»
Цель игры: учить правильно произносить слова на английском языке, развивать фонематический слух, закрепить произношение, словарный запас английского языка.
2.Понимание на слух
Песни и сказки на английском языке - "I say hello", "Listen to the numbers"
Цель: развивать умение понимать английскую речь на слух.
3.Память
Игра : «Remember a word»
Цель игры: закрепить зрительную память у детей младшего школьного возраста, закрепить английские слова и выражения.
4.Внимание
Игра: «Go on to count»
Цель игры: закрепить счет от 1 -5, 1-12, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
5.Произношение
Скороговорки и стихи на английском языке - «The cat and the mouse» , «One, two, red and blue»
Цель: закрепить произношение английских слов и предложений.
Игры для определения уровня усвоения английского языка
детей подготовительной к школе группы
1.Речь
Игра « A word by word»
Цель игры: учить правильно произносить слова на английском языке, развивать фонематический слух, закрепить произношение, словарный запас английского языка.
2.Понимание на слух
Песни и сказки на английском языке - "I like achocolate", "Who likes coffee"
Цель: развивать умение понимать английскую речь на слух.
3.Память
Игра : «Remember a word»
Цель игры: закрепить зрительную память у детей младшего школьного возраста, закрепить английские слова и выражения.
4.Внимание
Игра: «Go on to count»
Цель игры: закрепить счет от 1 -20, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
5.Произношение
Скороговорки и стихи на английском языке - «Can you talk?» , «Bread and butter milk and tea»
Цель: закрепить произношение английских слов и предложений.
Список литературы
-
Л. Архангельская Английский словарь в картинках. - М.: ЭКСМО, 2002.
-
М. Н. Евсеева Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. -Волгоград, Изд. «Панорама», 2006.
-
М. У. Вербовская, И. А. Шишкова Английский для малышей. - М. РУЧЕНЬКИНА, 1996.
-
В. Скультэ Английский для детей. М.: АЙРИС, 1996.
-
Э. Рымалов Через сказки в английский язык. М.: Мнемозина, 1995.
-
Е. П. Анрющенко Английский для малышей: легко и просто. Изд. 2-е, стереотип. Ростоф н/Д: Феникс, 2010.
-
Н. А. Тарасюк Иностранный язык для дошкольников. Уроки общения(на примере английского языка). - М.: Флинта: Наука, 1999.