Проект рабочей программы «Ребенок и природа»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»















Проект рабочей программы

«Ребенок и природа»

(Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам экологической культуры)







Проект программы разработан

Пархоменко Евгенией Александровной,

воспитателем МБДОУ «Детский сад № 36».











Славгород 2015.

Пояснительная записка

Актуальность проекта программы заключается в проблеме формирования экологэкологической культуры личности ребенка.

У детей дошкольного возраста наблюдается потребительское отношение к природе, поэтому считаю, что с этого возраста следует начинать формировать человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умению жить в гармонии с природой.

Проект рабочей программы разработан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется в течение одного года.

Цель: создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Задачи:

  1. Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе экологической культуры.

  2. Содействовать развитию наблюдательности, памяти, воображению, логического мышление, обогащению экологического словаря.

  3. Воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.

  4. Развивать интерес к экспериментально - поисковой деятельности.

  5. Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Проект программы «Ребенок и природа» составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, скорректирована с образовательной программой , используемой в детском саду, не противоречит требованиям государственного стандарта и обеспечивает целостность воспитательно- образовательных программ.

Особенностью проекта программы «Ребенок и природа» является интеграция различных видов детской деятельности: познавательной, игровой, художественной, исследовательской. Программа построена на наблюдениях, экскурсиях, экспериментальной деятельности.

При разработке проекта этой программы опиралась на такие нормативно - правовые документы:

  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.»

  • Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, 2.4.12660- 10№ 164 от 20.12. 2010г.

  • Федеральные государственные требования к условиям реализации к основной общеобразовательной программе, № 2151 от 20.07. 2011г.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№273 от 29.12.2012г.

  • Конвенция о правах ребенка.









Предполагаемые результаты.

Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

Повысится роль родителей в экологическом воспитании детей.







Календарно - тематический план образовательной деятельности:



Дата проведения

Виды образовательной деятельности

Формы образовательного сотрудничества с родителями

Условия реализации

Сентябрь

НОД «Здравствуй, осень!»

Фотовыставка «Ранняя осень.»

Викторина детских рисунков «Красивые уголки нашего города осенью.»

Д/игра «Определи дерево по листьям»

Декоративное панно «Дерево жизни.»

Викторина «Что я знаю о растениях своей местности?»

Октябрь

Экскурсия в парк «Осень золото роняет.»

Высаживание многолетних растений на участке ДОУ.

Показ детских иллюстраций «Деревце за деревце.»

Заучивание стихотворения: И. Бунин: «Листопад.»

Презентация литературы «Стихи русских поэтов об осени.»

Развлечение: «Поэтическая осень»

Ноябрь

Лепка: кисть рябины

Подготовка растений к зиме на участке к ДОУ

Выставка «Лесные скульпторы.»

Чтение художественного произведения И. Соколов-Микитов «Осень.»

Папка - копилка «Что нам осень подарила.»

Литературно - музыкальная композиция «Осенние небылицы»

Декабрь

НОД «Как звери зимуют?»

Исследовательский проект «Животные нашего края.»

Выставка поделок из природного материала «Звери в лесу.»

Январь

Чтение: «Зимний вечер.» А.С. Пушкин.

ЭПД «В гостях у капельки.»

Создание альбома с иллюстрациями зимнего пейзажа к произведениям А. С. Пушкина.

Пополнение оборудованием уголка: «Я - исследователь.»

Викторина: «Что я знаю о воде?»

Февраль

Д/игра: «Чей след?»

НОД «Зимующие птицы.»

Изготовление кормушек.

Исследовательский проект: «Птицы нашего края.»

Выставка: «Любимая птичка.»

Выставка: «Это поможет природе.»

Март

Тема: Животные Сибирского леса».

Цель: Рассказать о жизни зверей в тайге, об их приспособленческих особенностях, чем они питаются.

Вызвать интерес к жизни дикой природы.

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, экспериментальная деятельность: «Почему заяц зимой белый», загадывание загадок.

Чтение рассказов С.Устинова «В лесах у Байкала»,

С.Анева «Заповедные тропинки».

Апрель

Тема: «Нерпа чуда Байкала!»

Цель: дать знания детям о функциональных связях нерпы со средой обитания (водной, воздушно - водной). Познакомить с образом жизни нерпы. Воспитывать негативное отношение к истреблению животных.

Рассказ воспитателя, показ фото и иллюстраций. Показ видеофильма «О повадках нерпы» (Из сборника «Байкальские фантазии»).

Чтение рассказа о нерпе из книги «Сибирячек».

Посещение нерпинария, рассказы детей из личного опыта, придумывание загадок о нерпе. Чтение рассказа С.Анева «Тропинки по берегу».

Май

Тема: «Птицы нашего края»

Цель: дать представления о птицах, обитающих на территории нашего края. Познакомить с образом жизни, умением приспосабливаться к климатическим условиям. Знать и беречь фауну и ценить все живое на земле.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края», составление рассказов, слушание голосов птиц.

Д/и: «Назови птиц», «Чье гнездо». Акция «Покормите птиц зимой!». Конструирование (оригами) «Птица Сибири».















Мониторинг реализации программы.



Уровень формирования экологических знаний.

Имя ребенка

О мире животных

О растительном мире

О неживой природе

О временах года

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития




В среднем по гр.

Условные обозначения уровней: В - высокий. С - средний. Н - низкий.

Оценка в баллах: от 1 - 15.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.









Анкета для родителей
"Экологическое воспитание детей"



• Что такое экология? ________________________________________

_________________________________________________________________



• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



• Посадили ли Вы дерево? ______________________________________



• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? ______________



• Читаете ли Вы ребенку книги о природе? ________________________



• Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? __________________________________________________________



• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? __________________________



• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? ________________________



• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _______



• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?______________________________________________



• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? __________________________________________________________



• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?_________________________________________________________



• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?______________________________________________________________



Методическое обеспечение программы.

  1. Ашиков В.И.; Ашикова С.Т. «Семицветик» программа и руководство по культурно -экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста М 1997г.

  2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет.» практическое пособие для воспитателей Воронеж. Учитель 2002г.

  3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.

  4. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.

  5. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство - пресс», 2000 год.

© 2010-2022