Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Енисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края





Дошкольное образование

Раздел программы Н.Ф. Виноградовой «Познаем других людей и себя»





Тема:

«Народные традиции и обряды»





Участник:

учитель предшкольной подготовки Щербакова Л.В





Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды

























с.Енисейское

2012 год

Самоанализ занятия по предшкольной подготовке

учителя начальных классов Щербаковой Л.В.

по теме: «Народные традиции и обряды»

Занятие по теме «Народные традиции и обряды» является составной частью раздела программы Н.Ф.Виноградовой «Познаем других людей и себя» и представлено в нетрадиционной форме, в форме праздника.

Все внимание детей было направлено на знакомство с правилами приема гостей на Руси, раскрытие секретов гостеприимства. Каждый вид деятельности на занятии был направлен на освоение традиции обычаев русского народа, что является в настоящее время основой духовно - нравственного развития. Мною были введены упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, координации движений. Понимая, что игра является приоритетным методом обучения и воспитания, построила занятие в форме праздника встречи гостей. На всех этапах занятия использовала методы, помогающие активизировать учебный процесс, способствующие развитию эмоциональной и психологической сфер ребенка, помогающие сделать учебный процесс радостным и приятным.

В целях воспитательного воздействия на личность придала занятию-празднику духовно-нравственную направленность, воспитывая у детей интерес к традициям и обычаем русского народа (прием гостей).

Для эмоционального восприятия ввела в структуру урока песни с элементами русского танца, выступление оркестра «народных инструментов». Кроме того окружающая обстановка способствовала появлению мотивации, интереса к занятию: оформление класса под русскую избу, старинные экспонаты из школьного музея (глиняные горшки, ухват, прялка и т.п.), дети в народных костюмах.

Структура занятия была построена так, что все дети приняли активное участие в процессе «приема гостей»: играли в «Знакомство»; развлекали гостей, играя на разных инструментах; готовили «обед» («пироги» и «блины»); лепили «снежки» из бумаги и т.п..

Эти виды деятельности способствовали реализации учебных целей и задач занятия-игры. Дети не были перегружены благодаря высокой двигательной активности: игры с движениями, песни с движениями, «стряпали» блины и пироги, лепили «снежки»; что эффективно способствовало развитию мелкой и крупной моторики, координации движений.

На заключительном этапе урока дети с удовольствием кормили гостей угощениями «из печки, с пылу с жару блинами и пирогами».

Рефлективно-оценочный этап («разговор с ручками», «дарим сердечко») показал, что дети усвоили основные правила приема гостей, научились готовить русские национальные блюда, тем самым приобщаясь к основам русской духовной культуры.

Считаю познавательную цель реализованной, а над воспитательной и развивающей целями следует продолжить работу на последующих занятиях.























Конспект занятия по разделу «Познаем других людей и себя»

Тема: Народные традиции и обряды.

Игра для дошкольников - способ познания

окружающего.

Н.К.Крупская



Цели:

  1. познакомить детей с правилами приема гостей, раскрыть секреты гостеприимства;

  2. освоение традиций и обычаев русского народа как основ духовного развития;

  3. развитие крупной и мелкой моторики, координации движения.

Предварительная работа: В совместной деятельности

Экскурсия в школьный музей, беседа о русских народных обычаях и традициях, праздниках; подготовка костюмов, подарков для гостей (родители готовят блины, пироги, булочки, хлеб-соль); разучивание стихов, песен, оформление класса элементами русской избы.

Оборудование: русские народные костюмы, детские музыкальные инструменты (гармошки, балалайки, дудочки), элементы быта деревенской избы (русская печь, самовар, чугун, сито, решето, ухват, прялка, ажурная скатерть и т.д, тесто для лепки, разделочные доски, бутафорские ножички, подарка для гостей (хлеб - соль, блины, пироги, булочки).

Ожидаемые результаты:

в результате деятельности на занятии усвоить основные национальные особенности и правила приема гостей у русского народа; приобщение к духовным истокам русской культуры; развитие крупной и мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Знания и умения:

  • усвоение основных правил приема гостей;

  • в процессе игры развитие крупной и мелкой моторики.

Методы: по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и продуктивный метод, частично-поисковый; по источникам знаний: практический, словесный, наглядный.

Форма организации: игровое занятие.

Методические приемы:

  • показ, познавательная беседа;

  • игра;

  • самостоятельная работа;

  • упражнения (лепка из теста, «лепка снежков», «игра» на инструментах);

  • демонстрация (русских народных костюмов, элементов быта русской избы, народных инструментов).

Проблемы урока: каковы национальные особенности приема гостей у русского народа? Как в процессе игры развивать крупную и мелкую моторику?

Ход занятия:

I.Вступительная часть. Приход гостей.

Гости входят в класс. Дети вручают гостям хлеб - соль со словами:

Дети: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем - поджидаем.

Посиделки без вас не начинаем!

Д: По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол».

Учитель: Дети, куда надо пройти гостям?

Дети объясняют, где находится в классе «красный угол» и почему это место так называется.

Д: Все мы на земле под богом ходим.

Радуемся, любим и творим.

Есть свои традиции в народе,

Праздник для души необходим!

Д:И у нас сегодня праздник, к нам гости пришли!

Д: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Будем играть да вас потешать!

У: И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли».

II. Основная часть занятия. Правила приема гостей.

1. У: Гости пришли, посиделки начались! Русские посиделки… веселые, разгульные, удалые!

Д: Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки.

Это творчество и труд,

Это дружба и уют.

Это песня, это смех,

Это радость для всех!

У: Дружные, веселые посиделки невозможны без тесного знакомства, дружбы. Давайте познакомимся и подружимся с гостями, я предлагаю поиграть

2. Коммуникативная игра «Знакомство».

(Дети подходят к гостям с приглашением поиграть. Все играющие становятся парами).

Шел царь по лесу, (шагают, держась за руки)

Нашел себе принцессу.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подрыгаем. (прыгают)

И ручками похлопаем (хлопают в ладоши)

И ножками потопаем (топают ногами)

Давай с тобой покружимся (кружатся в парах)

И мы с тобой подружимся. (жмут друг другу руки)

3. У: Все ли уселись? Все ли согрелись?

Сегодня у нас веселье, для гостей развлеченье!

У: А как будем развлекать гостей?

Д: Мы устроим для них концерт, будем играть на разных инструментах, как в старину наши прабабушки и прадедушки; будем петь для них песни, приготовим праздничный обед.

4. Выступление детей «Оркестр народных инструментов».

(Дети поют песню и имитируют игру на инструментах).

-Я на скрипочке играю

Ти-ли-ли, ти-ли-ли.

Скачут зайки на лужайке

Ти-ли-ли, ти-ли-ли.

-Я на дудочке играю

Тир-ли-ли, тир-ли-ли.

Скачут зайки на лужайке

Тир-ли-ли, тир-ли-ли.

-А потом на балалайке

Тренди-брень, тренди-брень.

Скачут зайки на лужайке

Тренди-брень, тренди-брень.

-Заиграем на гармошке

Тына-тын, тына-тын.

Скачут зайки на лужайке

Тына-тын, тына-тын.

5. У: По русскому обычаю гостей приглашают за стол. Стол к приходу гостей должен быть не обычный, а праздничный.

Д: В праздник стол не как всегда, в праздник - праздничная еда.

У: Что приготовим для праздничного обеда? Какую праздничную еду?

(Дети обсуждают праздничное меню, говорят о том, что ели в праздник наши прабабушки и прадедушки. Учитель приглашает детей сесть за стол и заняться приготовлением праздничного обеда. Дети приняли решение, что на обед они приготовят блюда из теста: блины, пироги, пельмени, калачи).

У: Какие продукты нужны для приготовления этих блюд?

Д: Мука, яйца, соль, вода, начинка для пирогов, а так же УМЕЛЫЕ РУЧКИ!

На столе у нас мука,

Воду мы в муку нальем (говорят хором, выполняют

И яичко разобьем.

Вместе мы посолим тесто, движения пальцами рук)

Месим, месим, месим тесто.

Месим, месим, месим вместе!

(Дети под руководством учителя лепят пироги, блины, калачи, пельмени. Учитель ставит в бутафорскую печь приготовленные угощения).

У: А сейчас нам, детвора,

Поиграть в снежки пора.

Эй, подружки, эй, дружки!

Разбирай скорей снежки!

Это русская потеха,

Сколько шума, сколько смеха!

(Дети выходят «на улицу», подходят к «снежной горке» и лепят бумажные «снежки», а затем из снежков складывают снеговика).

У: Ребятишки, у меня очень замерзли руки, пойдемте-ка в избу.

(Дети заходят в «избу», садятся на лавочки).

У: Ручки погреем, да загадки послушаем, а отгадки живут в нашей «избе».

-Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода. (самовар)

-Крепыш-загорыш, куда поехал?

-В печку! Молчи кручено-верчено

И сам там будешь! (чугун и горшок)

-Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит-отдает,

Сам в угол идет. (ухват)

У: Согрелись ли ваши ручки? Давайте поговорим с ними:

(Дети говорят хором)

-Ручки наши, ручки! Что же вы сегодня делали? Как трудились? Чему научились?

За что можем похвалить свои ручки? (Дети говорят о том, что их ручки научились стряпать пироги, блины, пельмени, калачи; а их пальчики весело играли на гармошке и т.п.; их ручки лепили снежки и снеговика).

Дети хором: Вот какие умелые наши ручки!

III.Рефлексивно-оценочная заключительная часть занятия.

1. У: Заболтались мы совсем!

Пироги и калачи у нас поспели уж в печи!

Пора гостей угощать,

Стол обедом накрывать!

(Дети берут блюда с угощением из «печки», несут гостям на стол).

Д: Рады всех вас пригласить,

Вволю чаем напоить.

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном.

Вам желает детвора,

Здоровья, радости, добра!

2. У: Дети, ручки мы уже похвалили, а за что же мы себя и своих друзей можем похвалить?

Игра «Подари сердечко». (Дети передают друг другу сердечко и говорят добрые слова друг о друге:

- Я подарю сердечко Марине, она красиво встречала гостей хлебом и солью!

и т.п.).

У: А чему мы научились сегодня на занятии?

Д: Как правильно и хорошо встретить гостей по русскому обычаю; отгадывать загадки о предметах быта; лепить из теста пироги и калачи; чем можно развлечь гостей.



















Приложение1.





Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды































Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости!













Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды

















































Песня «К нам гости пришли».







Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды





































Коммуникативная игра «Знакомство».







Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды





































Выступление детей «Оркестр народных инструментов».











Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды













































Приготовление «праздничного» обеда.







Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды













































«Лепим» снеговика.

Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды







































Загадки, которые живут в нашей избе.











Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды





























Угощаем гостей.











Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды







































Разговариваем с ручками.













Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды













































Заключительная игра «Подари сердечко».



Конспект занятия по предшкольной подготовке Народные традиции и обряды































Подведение итогов.































21


© 2010-2022