Программа по тестопластике для детей дошкольного возраста с ЗПР Волшебное тесто

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга»

Братского района»




Программа по тестопластике для детей дошкольного возраста с ЗПР


«Волшебное тесто»


Составитель:

инструктор по труду

Дудникова Г.П.


Содержание:


  1. Пояснительная записка


  1. Методы и формы работы


  1. Ожидаемые результаты


  1. Календарно-тематическое планирование


  1. Содержание программы


  1. Список используемой литературы


Пояснительная записка


Целесообразность

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Она является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Воспроизведя тот или иной предмет с натуры или по памяти, ребенок знакомится с его формой, развивает руки, пальцы, что способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из самых разных пластичных материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последнее время стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно прочны и долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Техника лепки из соленого теста достаточно проста и доступна для детей младшего возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Направленность

Проект программы по тестоплпастике : «Волшебное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное положительное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Данная программа носит также практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основным приемам лепки, соединения деталей, просушки изделий, а так же росписи готовых изделий разными видами красок.

Актуальность

Не секрет, что в последнее время рождается много детей с отклонениями в здоровье. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается до минимума. В результате снижается и способность к адаптации. Ребенок уходит в себя. Он считает, что не может найти выход из сложившейся ситуации. Данная программа актуальна, поскольку направлена на формирование и развитие самодостаточной и творческой личности. Ведь когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций и новые способы общения его с миром. То есть утраченные способности восстанавливаются.

Новизна

Дети, да и многие родители даже представления не имеют о таком пластичном материале, как соленое тесто. Они никогда не держали его в руках, не пробовали лепить. Занятия начинаются с азов, с чистого листа. В этом и заключается новизна программы для детей.

Отличительные особенности программы

Всем известно, что для маленького ребенка самым важным условием гармоничного, всестороннего развития является постоянное внимание родителей, присутствие их рядом, тесное общение с ними. Именно поэтому программа «Волшебное тесто» направлена на тесное сотрудничество мамы или папы с ребенком, построение тесных, дружеских взаимоотношений малыша и его родителей в процессе совместного творчества. Дети приходят на занятие с мамой или папой, можно и со старшими братьями, сестрами, садятся рядом и творят. Даная программа помогает родителям лучше понять своего ребенка, его чувства, переживания, и помочь ему с ними справиться. Занятия разбавлены ритмичными паузами под музыкальное сопровождение авторской программы Е. и С. Железновых: «Музыка с мамой», в начале занятия иногда смотрят короткие мультфильмы по теме занятия. Данная программа позволяет сделать процесс совместного творчества интересным, успешным, радостным.

В последствии дети и взрослые, посещающие занятия тестопластики, могут приобрести хобби, научиться оригинальному виду прикладного искусства.

Цели программы:

- Помочь родителям понять своего ребенка через совместную деятельность, развивать взаимопонимание;

- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов. Умение планировать свою деятельность. Предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи программы:

1.Образовательные:

- Повышение уровня познавательной активности;

- Обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства - лепка из соленого теста;

- Овладение умениями правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдать технику безопасности при работе;

- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания и умения;

2. Развивающие:

- Развитие у детей и родителей интереса к данному виду деятельности;

- Коррекция двигательных нарушений у детей: развитие в первую очередь манипулятивной активности и мелкой моторики рук;

- Развитие и стимуляция эмоционально-волевой сферы и мотивации к действию;

- Развитие у детей творческого воображения, фантазии.

3.Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;

- Воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;

- Воспитывать экономное отношение к используемым материалам

Главные педагогические принципы:

- Доступность;

- Прочность знаний, умений и навыков;

- Использование на занятиях наглядности, технических средств;

- Последовательность и систематичность;

- Цикличность: построение содержания программы с постепенным усложнением;

- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

- Игровая деятельность;

- Педагогика сотрудничества.

Методы:

- Наглядный (просмотр мультфильмов, показ иллюстраций, образцов изделий);

- Словесный (беседа, пояснение, мозговой штурм, художественное слово);

- Практический.

Формы организации занятий:

- Индивидуальные;

- Групповые.

Формы занятий

- Занятие-игра;

- Практическое занятие;

- Открытое занятие.

Сроки реализации программы

По программе «Волшебное тесто» могут совместно с родителями заниматься дети с ограниченными возможностями в возрасте от 3-х лет. Программа рассчитана на 1 год и поделена на модули. Занятия проводятся 2 раза в неделю Продолжительность одного занятия - 30 минут.

Наполняемость группы

Одновременно совместно с родителями могут заниматься до 6 детей.

Техническое оснащение

- Соленое тесто,

- эластичная доска для лепки,

- стеки,

- кисти и краски,

- шаблоны и трафареты,

- фольга, бросовые и природные материалы.

Дидактический материал

- иллюстрации,

- книги,

- готовые изделия для демонстрации,

- ноутбук, компьютер, магнитофон.

Основные этапы занятий по программе

- Организационный момент,

- проверка запоминания материала прошлого занятия,

- использование словесного и наглядного методов при изучении новой темы,

- выдача рабочего материала,

- работа детей совместно с родителями над новым заданием,

- ритмичная пауза под музыку,

- раскрашивание готовых изделий прошлого занятия разными видами красок,

- подведение итогов занятия

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Конкретным показателем успехов ребенка является:

- Возрастающий уровень его работ, легко оцениваемый визуально,

- скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения.

- оригинальность художественных решений,

- окрепшая моторика рук.

Образовательные результаты

- Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики;

- Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики;

- Знать начальные принципы композиции, колорита;

- Познакомиться с орнаментом и использовать его при оформлении работ;

- Иллюстрировать сказки;

- Лепить фрукты, овощи, животных, птиц, рептилий, насекомых.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней для детей с ограниченными возможностями.

В конце реализации программы дети должны:

Знать

Уметь

Правила техники безопасности на занятиях

Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с соленым тестом (не брать тесто в рот, не тереть руками глаза)

Инструменты и материалы

Правильно пользоваться стекой, скалкой, кистью, красками, формочками и трафаретами, природными и бросовыми материалами

Основные способы и приемы лепки

Скатывать исходную форму - шар, раскатывать его в овал, цилиндр, конус, жгут, делить кусок теста на 2-3 части, резать тесто стекой, расплющивать, вдавливать, прижимать, прищипывать, раскатывать скалкой

Основные способы соединения деталей

Соединять детали при помощи воды, тонких палочек (спички, зубочистки)

Основы цветоведения

Правильно подбирать цвета для росписи готовых изделий

Последовательность изготовления изделий

Скатывать исходную форму - нужную форму - соединение деталей - дополнительное оформление - роспись

Правила хранения изделий

Хранить изделия согласно правилам (не мять, не бросать, не ломать)










© 2010-2022