Технология творчества воспитателя статья

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология творчества воспитателя» Журман Наталья Михайловна Казахстан город Костанай ясли-сад № 2

В последние годы в системе образования Казахстана происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. Дошкольные годы -возраст больших возможностей, проявление первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии. Одна из них -социоигровая. Принципы, которые лежат в основе данной технологии были заложены очень давно, актуальны и для современного воспитания дошкольников. Сегодня нужен педагог с новыми взглядами на ребенка как на субъекта воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо- игровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Основа социоигровой технологии заложена в словах: «Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять друг другу, и собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В.М.Букатов. Основная идей технологии - организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность - это деятельность, в которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает: слушает, смотрит и говорит. В нашем образовании преобладает традиционная подача знаний детям, где четко указано как должен вести себя ребенок и воспитатель на занятии, где четко регламентируется время отведенное на его проведение. В социоигровой технологии воспитатель становится свободным, творческим, направляющим и самое главное - партнером ребенка, а не его судьей и решающим голосом в его деятельности. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. В чем же привлекла меня эта технология? Это- желание идти своим путем, не бояться показаться детям этаким «незнайкой» , ставить провоцирующие вопросы для детей , вызвать желание у ребенка помочь сверстнику, взрослому - воспитателю, быть дирижером, а не исполнителем. Дает положительный результат поставленных задач перед детьми, учить детей и самой учиться работать в команде, не бояться видеть свои промахи, не бояться оцени высказывания твоей работы коллегами, приобрести веру в себя - как воспитателя. Преодолеть педагогические заблуждения помогает живой интерес детей, который активизируется даже при первых скромных социо-игровых начинаниях на занятии. Живая непосредственная реакция детей окрыляет и дает возможность и желание идти вперед, находить те маленькие знания о социоигровой технологии, которые можно применять в обучении и воспитании дошкольника. Умение подвести детей к самостоятельному поиску решения заданных проблем, вызвать желание самим оценивать друг друга, а не ждать поощрения и похвалы одного воспитателя, активных детей подвожу признавать мнение других детей, а неуверенным даю возможность проявить себя и преодолеть свою нерешительность.

При использовании данной технологии на занятии я начинаю убеждаться в том, что сама теперь хотела бы оказаться на месте детей. Находить ответы на вопросы, которые заставляют окунаться в поиски неизведанного. Найти что-то интересное, захватывающее не только детей, но и взрослых. Конечно, социоигровая технология требует большего времени на подготовку занятия, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, учиться стараться отходить от традиционной позиции роли воспитателя, как роли -лидера. Каждый педагог - творец , режисер, выдумщик, затейник. Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!

Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет. А создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Используемая литература:

1. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел», (НИИ Ш. Т. - 2008г.)

2. Федорова М. А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах»,

(Красноярск, - 2007 г.)

3. Л. Д. Лебедева. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». (С-П, - 2005)

4. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/справочно-методическое пособие.В.М.Букатов.Изд-во «ТЦ СФЕРА»

5.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / М.,2004

© 2010-2022